Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Зимние праздники
Автор(ы): Коротовская Лидия Леонидовна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Урок углубления и обобщения темы Жанр урока: Урок – праздник Цель урока: Формирование у учащихся более полного представления о народной праздничной культуре русского народа. Задачи: - Обобщить полученные знания по русским зимним праздникам.
- Продолжить развитие исполнительских творческих навыков и умений.
Материально-техническое обеспечение:
- музыкальный центр;
- рождественская елочка;
- макет русской избы;
- костюмы и маски животных;
- маска чертенка на палочке;
- свеча и спички;
- ложки (30 пар);
- платочек;
- чаша с водой;
- девочкам приготовить фанты.
Зрительный ряд: иллюстрации народных костюмов, картины быта. Музыкальный ряд: Колядки: «Ще, на улице шатер», «Уж, ты, курка не пой», «Щедрики-ведрики» (корилка), «Первенчики-другенчики». Р.н.п. Калинка, Курилка (песня-игра). Рождественская песенка. Ходит царь (Круговой хоровод). Золото хоронили мы (Подблюдная). Колокольные звоны. Сценарий урока Вход в класс под собственное исполнение коляды «Щё, на улице шатёр» (Приложение 1). У: - учитель Х: – хозяйка, в роли хозяйки выступает учитель. Д: – дети (колядовщики). Х: Здравствуйте, гостьюшки, дорогие! Д: Можно ли у вас поколядовать? Х: Милости просим. Девочки садитесь, мальчики садитесь. У: На какой праздник мы с вами попали с этой колядкой? Д: На праздник святки. У: Из чего он состоит? Д: Из колядок и гадания. У: Что значит колядовать? Д: Желать счастья, добра, удачи. У: Что значит гадать? Д: Узнавать своё будущее. У: Когда начинаются святки? Д: С 7-19 января по – новому стилю или с 25 декабря -7 января по – старому стилю. У: Почему гадают с 13-19 января? Д: Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы У: С каким христианским праздником совпадают святки? Д: С Рождеством Христовым. У: Как готовятся к Рождеству верующие люди? Д: 40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября. У: В чем особенность поста? Д: Разрешалось кушать рыбу, кроме среды и пятницы. У: Получается, что больших ограничений в еде нет. Для чего же этот пост? Д: Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей. У: Что это значит?
Д: Не говорить плохого о людях, никого не обижать, не на кого не обижаться. У: Как называется канун Рождества? Д: Сочельник. У: Что полагалось делать в этот день? Д: Не ели до появления на небе первой звезды. У: «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления [2]. Д: Ещё готовили сочиво (постная каша с фруктами, овощами или ягодами). У: Как проходила трапеза? Д: Сначала молитва, затем трапеза спокойно, почтительно. У: Что делали 7 января, в день Рождества? Д: Все идут на службу в храм, только потом веселье, празднество, колядки. У: Колядовщики заходят в дом и славят Христа со словами: Д 1:
«Пречистая дева Мария Иисуса Христа породила, В яслях положила. Д 2:
Звезда ясно сияла, Трем царям путь показала. Д 3:
Три царя приходили Богу дары приносили, На колени припадали, Христа величали» [3]. Х: Возьмите же гостьюшки дорогие. Д: Спасибо. У: Ребята, здесь цари это кто? Д: Волхвы – пророки, мудрецы востока. У: Что подарили волхвы Иисусу? Д: Золото, как царю. Зёрна ладана, как богу. Смирну, как смертному человеку У: «Травы подарили младенцу шелест – «колыбельную», Звезда – свет, Цветы – благоухание, Осел – тепло своего дыхания. А что подарила ему ёлочка? Д: Она ничего не могла подарить, боялась уколоть его и поэтому плакала смоляными слезами. Ангелы пожалели и осыпали её звёздами, что обрадовало младенца» [2]. У: А как мы должны украшать рождественскую ёлочку? Д: На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле. У: Что подарили бы Вы? Д: Хороший поступок, игрушку, послушание родителям, уважение к старикам [2]. У: Я предлагаю Вам подарить ему свою песенку. Исполнение рождественской песенки. У: Настало время славить хозяйку, хозяина. (Узнать по музыкальной фразе?) Название колядки? Д: Уж, ты, курка не пой. У: С какой целью исполняется эта колядка? Д: Необходимо похвалить хозяина, хозяйку, чтобы они одарили колядовщиков. У: Хвалим хозяйку, хозяина, чтобы они как можно лучше одарили бы колядовщиков. Исполнение. Уж, ты, курка не пой (Приложение 1). Х: Возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы в фартук). Д: Спасибо! У: Почему здесь уж, ты, курка не пой, а ты, пой петушок? Д: Петушок является птицей счастья. У: Почему хозяйка подаёт гостинцы в фартук, а не в руки? Д: Еда может быть наговоренной и может принести зло и несчастье, поэтому пока руками к ней притрагиваться нельзя. У: Если хозяйка плохо одарила гостей, что они ей поют? Д: Корилку. У: Что такое корилка? Д: Это ритуальные бесчинства. У: Какие могут быть бесчинства? Д: Поленницу дров могут развалить, залить ворота водой, увести скотину со двора … У: Хозяйка плоховато одарила гостей. Гости встали, бросили корящий взгляд на хозяйку и запели. Исполнение. Щедрики-ведрики. Корилка (Приложение 1). Х: Ой! Батюшки! Да возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы)! Д: Спасибо! У: Хозяйка одарила гостей, пора на выход. Как они это делают? Д: Все берутся за руки, поют, пританцовывают, а колядовщик с маской чертёнка или бесёнка на палочке (зло долго на себе носить нельзя) выводит всех из дома. У: Пора и честь знать, выходить из дома, поем. Исполнение. Первенчики – другенчики (Приложение 2). У: Идут в следующий дом и поют все сначала. Ходят так до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок? Д: Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть. У: Поели, попили и пошло у них веселье, а вот и появились ложкари. Ложки пошумите. Покажите, что вы умеете играть? Исполнение р.н.п. Калинка на ложках. У: Затем идут игры, хороводы… Любили водить в святки и этот хоровод. (Узнать по музыкальной фразе?) Название? Д: Ходит царь. У: Как заканчивается хоровод? Д: Девушка целует парня, и они выходят из круга. Во время святок конец хоровода мог быть другим. Де...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1187
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|