Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Зимние праздники - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Зимние праздники


Автор(ы): Коротовская Лидия Леонидовна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока:
Урок углубления и обобщения темы
Жанр урока:
Урок – праздник
Цель урока:
Формирование у учащихся более полного представления о народной праздничной культуре русского народа.
Задачи:
  1. Обобщить полученные знания по русским зимним праздникам.
  2. Продолжить развитие исполнительских творческих навыков и умений.
Материально-техническое обеспечение:
  • музыкальный центр;
  • рождественская елочка;
  • макет русской избы;
  • костюмы и маски животных;
  • маска чертенка на палочке;
  • свеча и спички;
  • ложки (30 пар);
  • платочек;
  • чаша с водой;
  • девочкам приготовить фанты.
Зрительный ряд: иллюстрации народных костюмов, картины быта.
Музыкальный ряд:
Колядки: «Ще, на улице шатер», «Уж, ты, курка не пой», «Щедрики-ведрики» (корилка), «Первенчики-другенчики». Р.н.п. Калинка, Курилка (песня-игра). Рождественская песенка. Ходит царь (Круговой хоровод). Золото хоронили мы (Подблюдная). Колокольные звоны.
Сценарий урока
Вход в класс под собственное исполнение коляды «Щё, на улице шатёр» (Приложение 1). У: - учитель Х: – хозяйка, в роли хозяйки выступает учитель. Д: – дети (колядовщики).
Х: Здравствуйте, гостьюшки, дорогие!
Д: Можно ли у вас поколядовать?
Х: Милости просим. Девочки садитесь, мальчики садитесь.
У: На какой праздник мы с вами попали с этой колядкой?
Д: На праздник святки.
У: Из чего он состоит?
Д: Из колядок и гадания.
У: Что значит колядовать?
Д: Желать счастья, добра, удачи.
У: Что значит гадать?
Д: Узнавать своё будущее.
У: Когда начинаются святки?
Д: С 7-19 января по – новому стилю или с 25 декабря -7 января по – старому стилю.
У: Почему гадают с 13-19 января?
Д: Солнце слабое – человек открыт для нечистой силы
У: С каким христианским праздником совпадают святки?
Д: С Рождеством Христовым.
У: Как готовятся к Рождеству верующие люди?
Д: 40 дневным постом, который начинается ещё 28 ноября.
У: В чем особенность поста?
Д: Разрешалось кушать рыбу, кроме среды и пятницы.
У: Получается, что больших ограничений в еде нет. Для чего же этот пост?
Д: Это ограничение не столько для желудка, сколько для языка, глаз и ушей.
У: Что это значит?

Д:
Не говорить плохого о людях, никого не обижать, не на кого не обижаться.
У: Как называется канун Рождества?
Д: Сочельник.
У: Что полагалось делать в этот день?
Д: Не ели до появления на небе первой звезды.
У: «До первой звезды нельзя» - говорили детям, и те глаз не сводили с неба, ожидая её появления [2].
Д: Ещё готовили сочиво (постная каша с фруктами, овощами или ягодами).
У: Как проходила трапеза?
Д: Сначала молитва, затем трапеза спокойно, почтительно.
У: Что делали 7 января, в день Рождества?
Д: Все идут на службу в храм, только потом веселье, празднество, колядки.
У: Колядовщики заходят в дом и славят Христа со словами:
Д 1:
«Пречистая дева Мария
Иисуса Христа породила,
В яслях положила.
Д 2:
Звезда ясно сияла,
Трем царям путь показала.
Д 3:
Три царя приходили
Богу дары приносили,
На колени припадали,
Христа величали» [3].
Х: Возьмите же гостьюшки дорогие.
Д: Спасибо.
У: Ребята, здесь цари это кто?
Д: Волхвы – пророки, мудрецы востока.
У: Что подарили волхвы Иисусу?
Д: Золото, как царю. Зёрна ладана, как богу. Смирну, как смертному человеку
У: «Травы подарили младенцу шелест – «колыбельную», Звезда – свет, Цветы – благоухание, Осел – тепло своего дыхания. А что подарила ему ёлочка?
Д: Она ничего не могла подарить, боялась уколоть его и поэтому плакала смоляными слезами. Ангелы пожалели и осыпали её звёздами, что обрадовало младенца» [2].
У: А как мы должны украшать рождественскую ёлочку?
Д: На макушке звезда, т. к. жизнь Иисуса началась с появления звезды. В основании крестовина, т. к. жизненный путь на земле закончился на кресте. На ёлочке 33 свечи – количество прожитых лет Иисусом на земле.
У: Что подарили бы Вы?
Д: Хороший поступок, игрушку, послушание родителям, уважение к старикам [2].
У: Я предлагаю Вам подарить ему свою песенку.
Исполнение рождественской песенки.
У: Настало время славить хозяйку, хозяина. (Узнать по музыкальной фразе?) Название колядки?
Д: Уж, ты, курка не пой.
У: С какой целью исполняется эта колядка?
Д: Необходимо похвалить хозяина, хозяйку, чтобы они одарили колядовщиков.
У: Хвалим хозяйку, хозяина, чтобы они как можно лучше одарили бы колядовщиков.
Исполнение. Уж, ты, курка не пой (Приложение 1).
Х: Возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы в фартук).
Д: Спасибо!
У: Почему здесь уж, ты, курка не пой, а ты, пой петушок?
Д: Петушок является птицей счастья.
У: Почему хозяйка подаёт гостинцы в фартук, а не в руки?
Д: Еда может быть наговоренной и может принести зло и несчастье, поэтому пока руками к ней притрагиваться нельзя.
У: Если хозяйка плохо одарила гостей, что они ей поют?
Д: Корилку.
У: Что такое корилка?
Д: Это ритуальные бесчинства.
У: Какие могут быть бесчинства?
Д: Поленницу дров могут развалить, залить ворота водой, увести скотину со двора …
У: Хозяйка плоховато одарила гостей. Гости встали, бросили корящий взгляд на хозяйку и запели.
Исполнение. Щедрики-ведрики. Корилка (Приложение 1).
Х: Ой! Батюшки! Да возьмите же гостьюшки дорогие (Подает гостинцы)!
Д: Спасибо!
У: Хозяйка одарила гостей, пора на выход. Как они это делают?
Д: Все берутся за руки, поют, пританцовывают, а колядовщик с маской чертёнка или бесёнка на палочке (зло долго на себе носить нельзя) выводит всех из дома.
У: Пора и честь знать, выходить из дома, поем.
Исполнение. Первенчики – другенчики (Приложение 2).
У: Идут в следующий дом и поют все сначала. Ходят так до тех пор, пока не наколядуют много. Что делают после колядок?
Д: Идут в дом, который откупили заранее для вечерок и посиделок. Хозяйке подают две денежки: одну на керосин, чтобы не жалела, жгла, другую за молчание, чтобы по селу сплетни не ходили. Заходят в дом, высыпают всё на стол, садятся на лавки, берутся за руки, делают солярис (стол в центре). Вот теперь еда очищена, её можно есть.
У: Поели, попили и пошло у них веселье, а вот и появились ложкари. Ложки пошумите. Покажите, что вы умеете играть?
Исполнение р.н.п. Калинка на ложках.
У: Затем идут игры, хороводы… Любили водить в святки и этот хоровод. (Узнать по музыкальной фразе?) Название?
Д: Ходит царь.
У: Как заканчивается хоровод?
Д: Девушка целует парня, и они выходят из круга. Во время святок конец хоровода мог быть другим. Де...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1187

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340