Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа предпрофильного курса по химии: Научные основы здоровья - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Программа предпрофильного курса по химии: Научные основы здоровья


Автор(ы): Тарьянова Оксана Александровна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Смысл нельзя дать, его нужно найти.
В. Франкл

На сегодняшний день сохранение и укрепление здоровья населения- одна из наиболее актуальных проблем. Недостаточное внимание к медицинским и социальным проблемам детского населения в значительной степени снижает общий уровень здоровья населения, успехи при получении образования и профессии, определяет в конечном итоге, общий уровень жизни, как индивидуума, так и общества в целом. Наиболее серьезные и дорогостоящие социальные проблемы и проблемы здравоохранения, распространенные в наше время, вызваны, как показывают исследования, в большей степени особенностями поведения, образом жизни, сформировавшимся в школьном возрасте. Гигиенисты многих поколений, отмечая, что большинство болезней взрослых уходят корнями в детство, указывали на особую роль школы в формировании как непосредственно здоровья ребенка, так и его отношение к своему здоровью, реальным действиям и поступкам, создающим предпосылки для формирования навыков здорового образа жизни. Поэтому в современное содержание образования все чаще включаются аспекты изучения здоровья, а значит необходимо разрабатывать новые формы и методы этого содержания.
Однако зачастую учащиеся не понимают, насколько важны в этой связи знания, полученные на уроках, например химии, и считают, что им необходимы лишь точные рекомендации по поведению в той или иной ситуации. И только малая доля школьников осознает, что хорошая база теоретических химических знаний действительно дает возможность вникнуть в самую глубину проблемы, выявить первопричину нарушения здоровья, объяснить влияние данного фактора на организм человека и в итоге найти выход из сложившейся ситуации, а также разработать меры профилактики. Таким образом, необходимость реализации идеи связи химии со здоровьем стала насущной задачей школы.
Программа курса по выбору “Научные основы здоровья” предназначена для учащихся 9 классов средней школы. Он относится к предметно-ориентированным, и предполагает углубление отдельных тем базовых общеобразовательных программ по химии, биологии, валеологии. Курс рассчитан на 12 часов. Основные цели курса:
  1. Применить химические знания для изучения и планирования своего здоровья
  2. Дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранным предметам
  3. Уточнить готовность и способность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне.
  4. Создать условия для подготовки к экзаменам по выбору, т.е. по наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
1. Общеобразовательные задачи:
  • Обеспечить личностно-ориентированный характер обучения, создать условия для ценностного, социокультурного самоопределения и саморазвития личности.
  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
2. Предметные задачи:
Обучающие:
  • сформировать представления об организме как сложной химической лаборатории; углубить содержание отдельных тем по биологии с учетом химических знаний и понятий. (1. Ферменты; 2. Белки; 3. Буферные системы; 4.Энергатический обмен; 5. Производные кожи; 6. Внешние факторы, определяющие здоровье);
  • рассмотреть строение, состав и свойства различных веществ в зависимости от содержания тем.
Развивающие:
  • формировать умения сравнивать, вычленять в изученном существенное;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • делать обобщения; связно излагать и доказывать учебный материал;
  • самостоятельно применять, выполнять и систематизировать полученные знания;
  • формировать умения обращаться с химическим оборудованием, веществами, приборами;
  • соблюдать технику безопасности; наблюдать и объяснять химические явления;
  • фиксировать результаты опытов;
  • формировать умения организовать свой рабочий труд, пользоваться учебной, справочной литературой.
Воспитывающие:
  • воспитывать осознанное отношение к своему здоровью, а также к здоровью общества в целом;
  • стремиться к постоянному улучшению своего образа жизни; быть примером для подражания, а также помочь улучшить своих близких; подготавливать к сознательному выбору профессии в соответствии с личными способностями и потребностями общества;
  • воспитание бережного и уважительного отношения к тому, что их окружает;
  • воспитывать умения работать в коллективе, самостоятельно на рабочем месте.
В процессе обучения учащиеся приобретают следующие умения:
  • -наблюдать и изучать явления и свойства веществ;
  • -описывать результаты наблюдений;
  • -проводить необходимые вычисления;
  • -делать выводы и представлять результаты в виде таблиц и графиков;
  • -обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии;
  • -уметь работать с оборудованием и материалами;
  • -поиск информации по имеющимся источникам.
Перечисленные умения формируются на основе приобретенных знаний:
  1. Химический состав клетки и организма;
  2. Ферменты и их действие;
  3. Источники энергии, их запас и расход в организме;
  4. Химическая структура белка и ее изменение под действием различных факторов;
  5. Химия кожного покрова и факторы, влияющие на ее изменение;
  6. Химический контроль в нашем организме.
В основу программы положен химический эксперимент со знакомыми учащимся объектами, углубленное изучение некоторых теоретических положений, практическое использование химических знаний, получаемых на занятиях. Программа предусматривает разноуровневые задания в соответствии со способностями и возможностями учащихся.
Система форм и методов работы зависит от задач поставленных перед занятием. Это могут быть: самостоятельная работа с литературными источниками, наблюдение, домашний эксперимент, беседы, доклады, дискуссии, демонстрационный и лабораторный эксперимент, выполнение заданий логического характера, решение и составление заданий учащимися, игры. При работе широко используются межпредметные и межкурсовые связи (биология, физика, экология, информатика, история, медицина и т.д.). На теоретические занятиях рассматриваются вопросы, изучение которых дополняется самостоятельным чтением справочной и научно-популярной литературы, подготовкой небольших докладов, решением расчетных задач, экспериментальной работой по заданию учителя. Учебно-методический комплекс достаточно широк: библиотеки (школьная, городская, детская), видеотека, интернет, компьютерные диски и т.д. Экспериментальную часть программы они выполняют индивидуально, группами или демонстрационно под руководством учителя. Учащиеся на каждом занятии должны усваивать полезные сведения по химии для грамотного и обоснованного применения их в повседневной жизни. Заключительным этапом работы является семинар по подведению итогов применения полученных знаний и умений с выступлениями в виде письменных докладов, рефератов (для основной массы учащихся) и отчетов о проведенных групповых исследованиях, с демонстрацией результатов и оформлением работ (для сильных учащихся).
Основные составляющие курса:
Какими учебными материалами обеспечен

В библиотеках имеется справочный, энциклопедический материал, журналы, видеотека, Интернет, материал, данный учителем.
Какие виды деятельности выполняются учащимися самостоятельно
Рубрики “Действуй самостоятельно”, “Ваша точка зрения”, “Внимание вопрос” подразумевают выполнение различных заданий на составление сравнительных таблиц, графиков; решения задач, выполнения проблемных вопросов и заданий; изготовление наглядных средств; подготовку сообщений, докладов, рефератов с последующим выступлением и дискуссией, исследовательские работы (групповые, индивидуальные) /см. Приложение/
Какие виды работ выполняются учащимися

- Обязательные, предусмотренные планом урока и домашним заданием
- Дополнительные, с учетом индивидуальных запросов и интересов учащихся
Какова доля самостоятельности
Учащиеся могут выбрать:
  • -вид отчетной работы из предложенного перечня;
  • -объект изучения (если это не исследовательская работа);
  • литературу, по которой они будут готовить собственную работу;
Каким образом в процессе работы будет фиксироваться динамика интереса Анкетирование на первом и последнем занятии, собеседование в процессе работы.
Какова форма отчетности
Ученики получают зачет при условии:
1. Выполнении всех обязательных работ, предоставленные в установленный срок, с соблюдением стандартных требований к их оформлению.
2. Дополнительные баллы выставляются за творческий подход, инициативно качественно выполненное задание помимо, обязательных.
Итог: Семинар
Работа по индивидуальному плану. Выполнение заданий. Консультации. Темы исследовательских работ:

1.Организация рационального питания школьника.
2.Экологическое состояние города и его влияние на здоровье человека
3.Основные виды заболеваний, характерные для населения, проживающего в северных условиях
4.Состав продуктов питания, компоненты пищи, негативно влияющие на здоровье человека
5.Употребление и действия лекарств, побочные эффекты при их приеме
6.Заболевания человека, вызванные воздействием металлов на организм
7.Металлы в организме, их роль в энергетике клетки и т.д.
Техническое обеспечение курса:
1) Теоретические занятия:
таблицы, слайды, схемы, иллюстрации, типовые планы литература.
2)Практические занятия: индивидуально к каждому занятию
Литература:

1. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда.- М.: Новая школа, 1997.
2. Макаров К.А. Химия и медицина : Книга для чтения.- М.: Просвещение, 1981.
3. Гольдфельд М.Г. Химия и общество: Пер. с англ. - М.: Мир, 1995.
4. Зверев И.Д. Человек. Организм и здоровье.- М:: Издат. Центр “Вентана-Граф”, 2000.
5. Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии, гигиене - М.: Просвещен, 1999.
6. Татарникова Л.Г. Валеология- основа безопасности жизни ребенка.- С-П: Издат Петроградский и К, 1997.
7. Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология.-С-П: Издат. “Петроградский и К”, 1997.
8. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника.- М.: Просвещение, 1986.
9. Косицкий Г.И..Демьянова И.Н. Резервы нашего организма. - М: Просвещение, 1993.
10. Ю.Вишневская Е.Л. Программа гигиенического обучения и воспитания школьников.-М.: Издат. “Грамотей”, 1997.
11. И.Лисицын Ю.П. Алкоголизм.-М.: Медицина, 1983.
12. Левитский П.М Вред никотина и алкоголя. -К.: Рад. школа, 1983.
13. Генкова Л.Л., СлавковН.Б. Почему это опасно. - М.: Просвещение, 1989.
14. Книга для чтения по химии. Часть 1 и2 / Сост. Крицман В.А.. - М: Просвещение, 1984.
15. РозенДЯ. Химия - союзник медицины. М: Медицина, 1976.
16. Энциклопедический словарь юного химика./ Сост. Крицман В.А.-М.: Педагогика
Тематическое планирование курса “ Научные секреты здоровья”
№ урока Тема занятия Теория Практика
1-2 Введение.
Химия организма человека 2
3-4 Химия клетки: быстрота, 2
точность, эффективность
5-6 Энергия и физические 1 1
упражнения
7-8 Белки...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1527

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340