Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Музыкально-эстетическое развитие на занятиях кружка Музыкальная гостиная
Автор(ы): Матяшова Елена Викторовна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Вот уже более 5 лет в нашей гимназии на базе музыкально-эстетического отделения работает “Детская музыкальная филармония”. Особенность и ценность ее заключается в следующем: роли ведущих и участников лекций-концертов исполняют наши дети – учащиеся музыкального, хореографического и художественного отделений (с 1 по 9-й классы). Материал программы факультатива “Музыкальная гостиная”, а также один из сценариев лекции-концерта “Рождественская музыка” предлагаю Вашему вниманию. Программа факультатива “Музыкальная гостиная” Пояснительная записка Важнейшей задачей воспитания духовной культуры школьников является разработка и внедрение творческой системы массового музыкально-эстетического образования. Целостное освоение художественной картины мира позволяет постичь теснейшую связь искусства с жизнью, историей страны, народов, способствует мировоззренческому и нравственному развитию молодого поколения. Познавательные, воспитательно-эстетические и созидательные функции искусства должны определять процесс его изучения в школе, однако творческая функция искусства оказывается наименее доступной для учащихся. Познание красоты без эмоционального личностного переживания неминуемо оборачивается глубоким непониманием ее. Развить чувство прекрасного можно и нужно не столько путем объяснения, приобщения школьников к отдельным видам художественного творчества, сколько через процесс активного наблюдения – переживания различных сторон окружающего мира в произведения искусства на основе собственной творческой деятельности детей в доступных для них формах. Цель музыкально-эстетического развития на занятиях кружка “Музыкальная гостиная” – сформировать художественную культуру учащихся в контексте различных видов творческого познания действительности и оптимизировать созидательные качества личности. Идеи комплексного освоения искусства, восходящие к традициям древности, в настоящее время обретают особую актуальность. Музыка, литература, живопись–мир искусства в трех видах – охватывают духовную жизнь человека всесторонне и полно. Отображая окружающую действительность, композитор, художник или писатель мыслят образами. Образность, единство содержания и формы определяют связь между предметами эстетического цикла, т.е. между музыкой, изобразительным искусством и литературой. Стержневым видом искусства в предлагаемой программе является музыка. Среди других видов искусства музыка выделяется своей ассоциативной интегративнастью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представления иного, не звукового материала (зрительные, литературные), создавать иллюзию драматического движения и тем как бы сближать, объединять разные виды искусства. Наконец, музыке присуще бесценное с точки зрения массового эстетического воспитания качество – демократизм. Рассматривая музыку в совокупности с другими видами искусства как мощный стимул выявления и кристаллизации творческого потенциала личности, можно добиться значительных результатов и качественно повысить уровень образования. Лекция-концерт является одной из форм изучения музыкального искусства. Интегративное музыкально-эстетическое воспитание учащихся на лекциях-концертах происходит через вовлечение в процесс собственного художественного созидания, социально значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Задачи лекций-концертов заключаются в следующем: - Всестороннее развитие личностного творческого потенциала школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры.
- Оптимизация образного мышления и познавательной деятельности.
- Формирование нравственных идеалов в общении с искусством.
- Приобщить учащихся средних способностей к выступлениям, раскрепостить их психологически, выработать тем самым уверенность держать себя на сцене.
- Воспитание культуры слушания серьезной музыки.
Содержание курса Содержательные принципы построения лекций-концертов: - Создание у детей целостного представления об искусстве.
- Целостность теоретической и практической творческой деятельности детей.
- Построение лекции на основе ассоциативного сопоставления художественного материала.
- Тематическое построение занятий.
Художественно-творческие лекции-концерты в системе внеклассной работы являются комплексной системной формой реализации межпредметных связей, ориентированной на целенаправленное применение ряда эстетических структур, условно названных сквозными и этапными темами, а также ключевых понятий и предметной информации (в качестве примера- названия некоторых тем: “Музыкальные инструменты”, “Рождественская музыка”, “Карнавал животных”, “Музыка эпохи барокко”, “Композиторы – детям”, “Природа в музыке”, “Путешествие по сказкам”, “Детский альбом”, “Музыканты шутят”, “Времена года”). В тематическом содержании программы выражен принцип диалектической взаимосвязи жизни и искусства. Предлагаемые для изучения темы органично взаимодействуют между собой, развивают, дополняют и обогащают друг друга. Тематическая цельность программы помогает формированию многосторонней культуры школьников, вводит их в мир искусства, способствует раскрытию созидательного потенциала. Тематика лекций-концертов предусматривает: - поступательное движение в эмоционально-осознанном освоении непреходящих ценностей искусства, этико-эстетичеких богатств его художественных образов;
- постепенное накопление опыта творческого осмысления искусства на основе личных экспериментов;
- формирование навыков самостоятельного высказывания в процессе сравнений различных по стилю и жанрам художественных произведений.
- воспитание внутреннего слуха, понимаемого как развитие отзывчивости, умения увидеть глубинные связи искусства и жизни, услышать интонацию автора.
Специфика художественно-творческих лекций-концертов музыкально-эстетического воспитания младших школьников обусловлена психологическим, интеллектуальными, художественными параметрами данной возрастной группы. Уникальные психофизиологические возможности позволяют считать начальные классы самыми благоприятным периодом для формирования у учащихся с помощью искусства творческих способностей и вместе с тем предложить адекватные им методические принципы обучения: - целостное восприятие мира, нерасчлененность обыденного и художественного сознания детей обосновывают комплексный характер эстетического воспитания;
- особая одаренность младших школьников, иссякающая без целенаправленного развития, заставляет именно начальный период обучения считать важнейшим в приобщении к прекрасному;
- наконец, уникальный творческий потенциал личности, особенно активно проявляющийся в данном возрасте в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления, позволяет считать наиболее эффектными занятиями творческого типа.
Лекции-концерты проводятся 2 раза в полугодии для младших школьников. Текст (сценарий) лекций-концертов готовится руководителем кружка “Музыкальная гостиная” и учащимися средних и старших классов, которые непосредственно будут вести лекцию-концерт (занятия проводятся 1 раз в неделю). В самом концерте принимают участие учащиеся младших и средних классов музыкального, хореографического отделений. Репертуар концертов подбирается в соответствии с темой лекции руководителя кружка и согласовывается с преподавателями музыкального, хореографического отделений, которые готовят детей к выступлению. Оформление зала к концерту выполняются учащимися художественного отделения. Лекция-концерт “Рождественская музыка”. Зал украшен иллюстрациями, посвященных праздникам Новый год и Рождество Христово. Учащиеся входят в зал, фоном звучит “Танец снежных хлопьев” П. Чайковского из балета Щелкунчик”. 1: Здравствуйте, ребята!.. Мы очень рады видеть вас в нашей музыкальной гостиной. В начале нашего концерта мы хотим поздравить вас с великим праздником Рождеством Христовым. Наш концерт посвящён этому христианскому празднику, его истории, традициям и музыке... 2: Рождество и Новый год-это не один и тот же праздник. Новый год, 1 января – это государственный праздник встречи Нового года, а Рождество, 7 января – церковный праздник. Зимние праздники – одни из самых любимых. Поэтому и празднуется Рождество как в церкви, так и в народе. 3: Рождество отмечают люди всех континентов. В нашей стране долгое время Рождество всенародно не отмечалось. И только совсем недавно, этот день признан официальным праздником, является выходным днем, 7 января. Мы приглашаем вас, вместе с нами, совершить путешествие по разным странам и временам, окунуться в историю, чтобы лучше понять смысл этого праздника и, конечно же, музыку, которая сопровождала его на протяжении веков… Чтец: Помню я, как в детстве в первый раз Слушала о Рождестве рассказ. Я была взволнована до слёз: Ведь родился маленький Христос Не в богатом, именитом доме, И лежал не в пышной колыбели, А в глухой пещере на соломе Ангелы над ним склонившись пели. И пришли в пещеру пастухи Поклониться истинному Богу. Мудрецы Востока – старики По звезде нашли к нему дорогу. Было всё чудесное сурово, И напомнило мне сердце чувством новым Мудрое евангельское слово. Т. Шорыгина. 1: Более 2000 лет назад римский император Август, желая узнать, сколько у него подданных, повелел произвести перепись населения. Всех отправили записываться – каждого в свой родной город. Дева Мария и Иосиф отправились из Назарета, где они жили, в Вифлеем, откуда родом был Иосиф… В городе Иосифу и Марии, прибывшим поздно вечером, не нашлось места в гостинице, и они остановились на ночлег в пещере, куда в непогоду пастухи загоняли скот… 2: Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала его и положила в ясли на душистую солому. Так исполнилось предсказание пророка, который говорил, что Христос родится в Вифлееме. В тот час, когда родился Младенец, зажглась в небе большая яркая звезда… Чтец: Много было в небе звёзд Тёплой ночью ясной. Тихо спал Иисус Христос На соломе в яслях. Дева-мать, склонясь над Ним, Нежно напевала. Ночь мерцала золотым Звёздным покрывалом. Пели ангелы Христу, Славили рожденье, В мир принёс он красоту, Веру во спасение! Т. Шорыгина. 3: Тем временем в Иерусалим прибыли из далёкой восточной страны волхвы-мудрецы, занимавшиеся наблюдением и изучением звёзд. Они увидели, как на небе засияла новая необычная звезда. Звезда указала им путь, и остановилась над тем местом, где родился младенец Иисус. Волхвы принесли дары младенцу Христу: как царю – золото, как Богу – ладан, как человеку – смирну. Чтец: Принесли Младенцу мудрецы С дивными подарками ларцы. Слиток золота в одном ларце лежал, И сиял он ярче, чем заря. Этот дар волшебный означал, Что Христа встречают как царя. Ладан ароматный был в другом, Этот дар всем возвещал о том, Что Всевышний указал волхвам дорогу, И они в Младенце видят Бога. В третьем же ларце лежала смирна. Было ведь предсказано от века, Что Господь придёт на землю с миром В образе земного человека. Т. Шорыгина. 1: Звезда стала символом Рождества: именно ей украшают дома, она сияет на рождественских ёлках. Отсюда пошла традиция считать началом праздника Рождество первую звезду, появившуюся на небе в Рождественскую ночь… Рождество Христово, как и вся христианская вера в целом, имело очень важное значение для развития всей мировой культуры. Сюжеты из библии послужили источником вдохновения для многих художников. Сюжет Рождества Христова многократно воспроизводился во всех видах искусства: в живописи, в музыке. 2: Празднуется Рождество Христово в разных странах не одинаково, оно несёт на себе отпечаток обычаев и традиций определённого народа. В Англии существует поверье, что в ночь рождения Христа весь скот становится на колени. В других европейских странах полагают, что в Рождество все пчёлы поют в ульях. Люди всех стран накануне рождественского праздника озабочены приятными хлопотами, приготовлением подарков для родных и близких, украшением ёлок (звучит “Танец гномов”, фортепиано). 3: В западноевропейских странах вера в Бога называется католической. Она отличается от восточной или православной по некоторым признакам, среди которых, например, ведение службы на латинском языке, звучание в храме органов. Рождественское богослужение в европейских странах начинается ровно в полночь. В Ватикане – это самая главная церковь для католиков, в Италии, городе Рим, мессу служит сам Папа Римский… Давайте представим, что мы оказались в Риме, в Ватикане, на праздничной Рождественской мессе: звучит орган, выступает хор и поёт песню “ О, маленький город Вифлеем, во славу Иисуса Христа” (звучит аудиозапись). 1: В западных странах особенно популярны рождественские гимны. По своему происхождению рождественские гимны относятся к XIII веку. Тогда во Франции были популярны весёлые танцевальные песни, которые исполнялись, танцуя в кругу. Они были мелодичными и легко запоминались по сравнению с духовными песнопениями и приобрели большую любовь в народе. Эти песни со временем стали исполняться даже в церкви во время службы. К тому же люди начинали танцевать под эту музыку прямо в церквях, в проходах между рядами. Естественно, что священнослужители оказались недовольны подобным положением дел и ввели запрет на исполнение гимнов в храмах. Но гимны оставались также популярны и любимы,...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3823
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|