Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегративный подход к обучению музыке как путь формирования мировоззренческого и профессионального самоопределения студентов - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегративный подход к обучению музыке как путь формирования мировоззренческого и профессионального самоопределения студентов


Автор(ы): Мощинова Елена Леонидовна, преподаватель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Современный этап модернизации системы образования на первый план ставит цели создания условий для саморазвития личности студентов в процессе обучения. Художественная педагогика сегодня ориентирована на:
  • деятельностный, практико-ориентированный подход к процессу обучения, направленный на обеспечение возможностей самореализации и самоопределения личности обучающихся;
  • формирование и развитие ценностных ориентиров, способствующих социализации личности студентов.
Искусство, охватывающее духовную жизнь человека всестороннее и полно, помогает студентам формировать взгляды и убеждения, определяющие отношение к действительности. В основе любого искусства лежит художественный образ, как предельно обобщенное концентрированное целое. Поэтому роль искусства в формировании целостного мировидения ничем иным невосполнима. Формирование мировоззренческих взглядов будет проходить на качественно новом уровне, если преподавание предметов искусства осуществляется на интегративной основе.
Методологической основой интеграции образования служит русская и зарубежная философская мысль о целостности человека и необходимости интегративного подхода к изучению действительности. Интеграция в переводе с латинского – восстановление, восполнение. Можно сказать, что это объединение в одно целое каких – либо частей, восполнение некогда нарушенного единства и целостности в восприятии окружающего мира.
Таким образом “интегративный подход – это специфический способ достижения целостности, внутреннего единства, это умение видеть интегративную природу образовательного процесса, …это междисциплинарный способ востребования и использования всех знаний на методическом уровне для решения педагогических проблем”.[2] Интегративный подход в обучении ставит своей главной задачей формирование целостного мировосприятия индивида.
Интеграция искусств – это взаимопроникновение элементов, находящихся в разрозненном состоянии, но изначально имеющих генетическое родство. Это раскрытие внутреннего родства, разнообразного художественного проявления и перевод, перенос, преображение данной художественной формы в другую модальность – цвета в звук, звука в пространство, пространство в мерность строки стихотворения. Интеграция на уроках искусства, а в частности музыки, основана на ассоциативных связях различных видов искусств.
На роль ассоциаций, ассоциативных связей в творческом процессе подчеркивает целый ряд исследователей: искусствоведы Бергер Л. Г., Назайкинский Е. В.; психологи Выготский Л. С., Мелик – Пашаев А. А.; физиолог Анохин П. К. и др. Для обозначения их, раскрытия их сути применяются различные классификации. Нас интересуют те, которые представляют ценность в организации процесса художественного познания действительности.
Целесообразно выделить три уровня ассоциативных связей, куда органично входят и ассоциативные связи видов искусств:
  1. Уровень общедоступных ассоциативных связей. Он прочитывается однозначно, понятен без толкований. Так обилие светлых красок в картине неизбежно ассоциируется с радостными эмоциями, и наоборот. Высокие музыкальные звуки устойчиво вызывают видение светлого колорита, низкие – темного и т. п.
  2. Уровень субъективных ассоциативных связей может быть свойственен творчеству или ряду работ какого – либо автора. Он требует вдумчивого, углубленного восприятия, а зачастую и специальной интерпретации. Таковы, например, многие картины Брейгеля, Дали; музыкальные метафоры Шостаковича, Шнитке и т. д.
  3. Уровень культурообусловленных ассоциативных связей. Здесь возможно выявление их как “горизонтально”, в рамках эпохи (полифоничность ренессансной музыки, живописи, литературы), так и “вертикально”, т. е. между разными эпохами.
Следует иметь в виду еще очень важный момент – сам процесс создания художественного произведения, который выходит за рамки одного вида искусства и предстает перед автором симультанно, т. е. сразу в нескольких чувственных модальностях. А это фактически означает одновременную представленность в нескольких видах искусства, неразрывно – синкретически – слитых. Психолог С. Т. Ваймар говорит об этом: “Именно синкретичность прообраза – почва, на которой произрастает синкретичность образа текстуального”. Тому ярким доказательством являются живописные и музыкальные образы К. М. Чюрлениса, светомузыкальные партитуры А. Н. Скрябина, цветозвуковые ассоциации, перевоплощенные в оркестровые или оперные партитуры Н. А. Римского– Корсакова.
В качестве синтезирующего начала, обеспечивающего внутреннее проникновение языка одного искусства в язык другого искусства и формирование на этой основе знаний и представлений о жизни, выделяется музыка, природа которой состоит в познании внутреннего изнутри, в движении чувств, мыслей, настроений, переживаний. Среди ассоциативных образов именно звук является ведущим.
Итак, среди других видов искусств музыка выделяется своей ассоциативной интегративностью: именно она способна наиболее отчетливо вызывать представление иного, не звукового материала (зрительное), сближать, объединять разные виды искусства. Привлечение аналогов и стимулов из других видов искусства в работе над художественным образом музыкального произведения развивает способность пространственного ощущения мира сквозь призму разных видов искусств.
На основе общих средств художественной выразительности студенты ищут параллели в различных видах искусства, раскрывая художественный образ музыкального произведения. Механизм педагогического воздействия данного метода заключается в следующем: к музыкальному произведению (например П.И. Чайковский “Времена года”, “Октябрь”) подбирается обширный зрительный ряд из произведений разного эмоционально-смыслового содержания на один сюжет. Приложение №1 (А. Саврасов “Осенний день”, И.Бродский “Опавшие листья”, И. Левитан “Осенний день. Сокольники”, “Золотая осень”, М. Башкирцева “Осень”, И.Шишкин “Просека”, В. Маковский “На бульваре”). Либо с разным сюжетом, но схожим внутренним, эмоциональным наполнением. При этом обязательно наличие двух – трех картин, выбивающихся из общего тона (это необходимо для того, чтобы избежать простого иллюстрирования одного искусства другим). Первоначально музыка воспринимается без зрительного ряда. Он открывается лишь при повторном слушании. Каждый студент выбирает ту картину, которая резонирует с его внутренним видением и “слышанием”. Дальнейшая работа включает в себя анализ этих произведений по средствам художественной выразительности, нахождение общего и отличного в этих произведениях, определение эмоционально – эстетической тональности каждого. Дополнительно к зрительному можно использовать и литературный ряд. Приложение №2 (А.Пушкин “Унылая пора, очей очарованье”, А. Блок “Золотистою долиной”, С. Есенин “закрутилась листва золотая”, “Нивы сжаты”, Н. Рубцов “Улетели листья с тополей”). Снова звучит музыка. В поэтических фрагментах нужно найти “созвучные музыке строки”. В ходе такой поэтапной работы и складывается целостная художественно – образная картина музыкального произведения.
Зрительный ряд может быть предложен перед началом прослушивания музыкального произведения, чтобы “оживить” опыт студента, ввести его в эмоциональную сферу музыки.
Для приобретения самостоятельности мышления и точного ориентирования в вопросах взаимодействия искусств, требуется понимание смысла того или иного термина в различных видах искусства. Убедительны слова Б.Яворского: “ Нельзя мыслить в области музыки, не обладая хотя бы схематическим мышлением в области архитектуры, скульптуры, живописи, поэзии, прозы, балета, танцев”. Общие для многих видов искусства и знакомые по одному из видов искусства термины, такие как метр, ритм, колорит, контраст, гармония и др. наполняются новым содержанием. Перенесение термина обладает определенной целесообразностью, так как термин в данном случае приобретает особый смысл, а метафоричность придает характеристике необычную эмоционально – художественную окраску. Не зря так часто встречаются выражения, основанные на взаимопроникновении терминологии: “музыкальное произведение”, “поэтичная картина”, “грациозная музыка”, “монументальная симфония”.
Данный метод целесообразно использовать при организации работы, направленной на раскрытие художественно – образного содержания произведений программной музыки (например П. И. Чайковский “Времена года”, М. П. Мусоргский “Картинки с выставки” и т.д.).
Использование этого метода позволило сделать выводы о некоторых его достоинствах:
  • развивает ассоциативно-образное мышление, воображение, интуицию.
  • осуществляет взаимопроникновение знаний и представлений о мире на художественно-образной основе.
  • дает возможность преподавателю проконтролировать глубину постижения содержания и широту ассоциативных связей в мышлении студента.
  • предполагает получение знания самостоятельным путем, что делает это знание своим, а, следовательно, более качественным.
Данный метод может быть адаптирован к другим условиям, когда работа направлена не на раскрытие образа музыкального произведения, а на постижение сути музыкальной формы, музыкального жанра, стилевых особенностей произведения.
Так, при изучении темы “Построения (формы) в музыке” интеграция изобразительного искусства и музыки дает возможность студентам получить представление о форме рондо. С данной формой студенты знакомятся на примере музыкального произведения А.Вивальди “Времена года” “Весна”. Преподаватель объясняет, что особенности данной формы отражены в рисунках (вывешиваются на доску в произвольном порядке). Приложение №3. Студентам дается задание: из этих рисунков выстроить определенную последовательность “продиктованную” звучанием музыки. В ходе последующей работы студенты выясняют, что каждый рисунок соответствует отдельной части данной формы, что определенные части повторяются (рефрен), а между ними располагаются различные эпизоды, данная форма имеет формулу АВАСАDА.
При знакомстве с музыкальной формой вариации используется следующий зрительный ряд. Приложение №4 (Л.Бродская “Март”, А.Саврасов “Грачи прилетели”, И.Грабарь “Февральская лазурь”, И.Левитан “Март”, К.Юон “Весенний солнечный день”). Особенности данной формы изучаются на основе музыкального произведения Д. Кабалевского “Легкие вариации на тему словацкой народной песни” (тема и вариации №1,3,4,5). Студенты работают индивидуально по следующему алгоритму (карточка):
  1. Рассмотрите внимательно репродукции.
  2. Дайте эмоционально-смысловую характеристику каждой репродукции, занесите в таблицу.
  3. Предположите, какая музыка (эмоциональные характеристики, несколько слов) созвучна данной репродукции.
Название Эмоционально-смысловая характеристика Эмоциональная характеристика музыки № вариации
Левитан “Март”

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1557

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340