Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Чтение - Преподавание в начальной школе - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание в начальной школе

Чтение


Автор(ы): Оксимец Ольга Александровна, учитель-логопед


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

Комментарии к презентации

1
2007 год в России был объявлен годом чтения, причем основной акцент делался на пропаганде “читающего образа жизни” у подрастающего поколения.
Активно читающий человек, переработав текст, создает свой продукт и несет его на суд общественности. Какой прок в чтении, если читатель набивает себя знаниями как чулок. Нужно быть на гребне прогресса, иметь возможность переработать множество источников. Сделать собственные выводы и создать свой информационный продукт, который отдать пользоваться как можно большему количеству людей.
Однако, не все люди могут овладеть чтением, тем более быть активными читателями. Дислексия – это неспособность к чтению знаков, которая не зависит от умственных способностей и образования. По разным оценкам, она затрагивает от 10 до 20 процентов людей. Сейчас Россия по грамотности чтения стоит на 28-м месте. Это данные последнего масштабного исследования, его проводили среди 15-летних школьников 32 стран. Оценивались три параметра: способность находить информацию в тексте, интерпретировать ее и давать оценку. В 15-летнем возрасте навык чтения должен быть полностью сформирован, так как человек выбирает профессию и вуз для поступления. Высшую оценку в 5 баллов получили лишь 3% наших старшеклассников. А вот 1 балл заработали 18%! Они способны понимать только простейший текст и не более. Но это не все. Оказалось, что у нас есть дети, которые выполнили задание ниже 1 балла! И их 9%. Значит, у нас 27% подростков, не способных как-то интерпретировать, пересказывать и анализировать прочитанное. Это функционально неграмотные люди. Они не смогут освоить профессию, понять должностную или какую-либо другую инструкцию, выполнить задание, даже самое простое. Это балласт для общества.
2
В отличие от речи, которую любой нормально развитый ребенок осваивает, подражая окружающим, чтению необходимо учиться. Поскольку способность говорить развилась у человека 50–100 тысяч лет назад, а письменность была изобретена сравнительно недавно – ей около пяти тысяч лет, в мозгу еще не успели образоваться специальные центры. Нейрологи установили, что основную роль в процессе чтения играет левое полушарие, обеспечивающее последовательное, логическое и аналитическое мышление. Но без правого полушария, которое включает образное мышление, то есть понимание, чтение останется механическим.
Прорыв в изучении взаимодействия разных отделов мозга наступил с появлением функционального магнитно-резонансного анализатора, который позволил увидеть, какие части мозга получают больший приток крови (то есть активно работают) в определенный момент во время чтения.
3
С помощью МРА (магнитно-резонансного анализатора) было установлено, что основную роль в процессе чтения играют три основных зоны в левом полушарии, которые являются чем-то вроде «анализатора», «инициатора звуков», и «автоматического определителя» и действуют почти одновременно. «Анализатор» распознает определенные графемы, которые входят в состав слова, и привязывает к соответствующим фонемам. «Инициатор» объединяет их в слоги и отвечает за проговаривание звуков вслух (или про себя). «Определитель» активизирует определенную сумму навыков, которые позволяют визуально распознать знакомое слово. Для качественного усвоения навыка чтения, необходимо также учитывать состояние зрительного и двигательного центров.
Итак, как происходит дискретное (аналитико-синтетическое чтение):
  • зрительный центр воспринимает буквы;
  • анализатор распознает графемы и соотносит их с фонемами;
  • инициатор объединяет фонемы в слияния и слоги и инициирует их проговаривание двигательным центром;
  • двигательный центр отвечает за артикулирование – происходит озвучивание слова;
  • определитель распознает зрительный и звуковой образы слова, отсылает его в правое полушарие;
  • происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.
Теория и практика обучения детей грамоте (формирование первоначального навыка чтения) имеет довольно долгую традицию – более 300 лет.
Аналитико-синтетическое чтение еще называется фонетическим (основоположник К.Д Ушинский) и применяется при обучении чтению в современной начальной школе. Хотя мы знаем и более ранний способ, состоящий из 7–8 этапов. (Горький М. «Детство»). Дети сначала называли буквы, затем звуки, составляли из них слоги, потом слоги складывали в слово, в конце концов, еще раз прочитывали все слово.
Не может быть одной универсальной методики обучения чтению на любом языке. Но общим может быть подход: начинать обучение с понимания букв и звуков, с фонетики. Этот принцип действует практически в любом языке. Даже в Китае, где традиционно на письме используются иероглифы, последние 50 лет детей сначала учат читать слова с помощью латинского алфавита, а потом уже переходят к традиционному написанию. В японском языке сосуществуют друг с другом 3 алфавита: иероглифы – буквы, иероглифы – слоги, иероглифы – слова.
В некоторых языках связь между буквами и фонемами весьма и весьма сложная. Например, в английском многие слова читаются совершенно иначе, чем пишутся. Именно поэтому в английском раньше был очень популярен алфавит для начального обучения чтению Джеймса Питмана, содержащий 44 буквы, вместо 28. Каждая буква произносилась только одним способом, чтобы все слова читались так, как они пишутся. По мере освоения чтения буквы заменялись на обычные. В настоящее время в Америке на государственном уровне рассматривается проект обязательного введения фонетики в программу обучения во всех штатах.
Если все идет нормально, затруднений с чтением не возникает. Однако у людей, страдающих дислексией, происходит сбой нервных связей между первым и вторым центрами, возможно, из-за доминирующей роли первичного центра-анализатора. Поэтому у них возникают затруднения при переходе от звукового состава слова к его смыслу, и каждое слово они читают по слогам, словно видят его впервые. Поскольку распознавание слов осуществляется не автоматически, а механически, темп чтения крайне низкий.
Мало-помалу позиция образования и здравоохранения по отношению к проблеме меняются под наплывом новых научных открытий. К примеру, в России и в странах СНГ, во Франции помощь детям, страдающим дислексией, оказывают логопеды, в Италии отсутствует индивидуальный подход к проблеме дислексии как таковой, однако такой ребенок может получить помощь педагога в школе. Великобритания уже выпустила ряд инструкций по обучению детей с дислексическими особенностями, однако на практике она реализуется крайне медленно.
В Соединенных Штатах школьные преподаватели отвечают за раннее выявление детей с подобными проблемами и специальное их обучение. Несмотря на все недостатки подобного метода, американские специалисты утверждают, что он далеко опережает аналогичную систему в Европе, где отсутствует соответствующая законодательная база для ее поддержки.
4
Второй способ чтения называние полуглобальным:
  • зрительный центр воспринимает не отдельные буквы, а целые слоги;
  • инициатор обрабатывает их и передает двигательному центру;
  • двигательный центр отвечает за последовательное артикулирование – происходит озвучивание слова по слогам;
  • определитель распознает звуковой образ слова, отсылает его в правое полушарие;
  • происходит соотнесение слова с образом (представлением о предмете, явлении и т.д.), имеющемся в памяти.
Николай Зайцев определил склад (слияние) как единицу строения языка. Склад – это пара из согласной и гласной, или из согласной и твердого или мягкого знака, или же одна буква. Склады Зайцев написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру и звуку, который они издают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими. Пользуясь этими складами, ребенок составляет слова.
Методика относится к фонетическим методам, ведь склад – это или слог, или фонема. Таким образом, ребенок учится читать сразу по фонемам, но еще при этом ненавязчиво получает понятие о буквенно-звуковых соответствиях, поскольку на гранях кубиков он встречает не только склады, но буквы “поодиночке”.
Такой же способ полуглобального чтения, который построен на принципах облегчающих усвоение слогового чтения и понимания прочитанного, предлагает А.Н. Корнев (один из корифеев отечественной логопедии). Он предлагает, как и Н. Зайцев, обучать этому способу дошкольников.
5
Следующий способ называется – глобальное чтение:
  • зрительный центр воспринимает целое слово;
  • происходит проговаривание слова;
  • определитель распознает слово.
  • в правом полушарии слово соотносится с образом (представлением), происходит понимание текста.
Детей обучают распознавать слова как целые единицы, не разбивая на составляющие. В этом методе не учат ни названий букв, ни звуков. Ребенку показывают слово и произносят его. После того как выучено 50–100 слов, ему дают текст, в котором эти слова часто встречаются.
В России этот метод известен как метод Глена Домана. Поборники раннего развития увлекались им в 90-х годах. Был поставлен такой эксперимент. Группу детей пяти–шести лет разделили пополам, причем первую подгруппу обучали чтению по методу целых слов, вторую – с помощью фонетического метода. Когда дети начали читать, их протестировали. На первом этапе лучше читали вслух и про себя дети из первой группы. “Фонетические” же дети легче справлялись с незнакомыми словами и к концу второго класса перегнали своих одноклассников по уровню восприятия и богатству словарного запаса. По наблюдениям ученых, “целословные” дети делали типичные ошибки. Например, читая подпись под картинкой, они заменяли слова, близкие по смыслу. Вместо “тигр” могли сказать “лев”, вместо “девочка” – “дети”, вместо “машина” – “колеса”. Стремление закрепить слово за строго определенным значением приводило к тому, что за весь год обучения эти дети так и не смогли научиться читать новые слова без чьей-либо помощи. Этот метод является ведущим в сурдопедагогике.
6
Чтение про себя – способ чтения с подавленной артикуляцией, поэтому здесь исключается деятельность двигательного центра:
  • зрительный центр воспринимает целое слово.
  • определитель распознает слово.
  • в правом полушарии слово соотносится с образом (представлением), происходит понимание текста.
Бытует мнение о том, что быстро читающие люди плохо усваивают материал. Однако еще в 1931 году Л.С.Выготский писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения». Установлено, что скорость, с которой мозг обрабатывает поступающую информацию, приблизительно в 4 раза выше нашей обычной, т. е. медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы мы тратим 2 минуты, то мозг “справляется” с обработкой за полминуты. Мнение Л.С.Выготского подтверждают и результаты современных исследований. В частности, данные, полученные в Московском педагогическом институте, показали, что между скоростью чтения и успеваемостью учащихся су...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1145

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340