Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Имя — Иван, профессия — царевич
Автор(ы): Зубченко Александр Максимович, Учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - продолжить знакомство с устным народном творчеством;
- дать возможность проявить исполнительские способности;
- продолжить формирование навыков исполнения частушек;
- формировать у ребят уважительное отношение к русским именам.
Ведущий: Широко ты, Русь, по лицу земли в крае царственном развернулась. У тебя ли нет богатырских сил? Старины святой, громких подвигов! Здравствуйте, люди добрые! Разудалые молодцы русские! Здравствуйте, девицы красные, милые и прекрасные! Хозяйка: Мир вам, гости долгожданные. Что явились в добрый час. Встречу теплую, желанную Мы готовили для вас. Хозяин: Хлебосольством, да радушием знаменит наш русский край, Для гостей и песни русские, и медовый каравай. И места для них приметные за обеденным столом. Пусть с гостями радость светлая, входит в наш просторный дом. Ведущий: В знак признанья и отличия нам приятно в этот час По старинному обычаю хлебом солью встретить вас. (Выносят хлеб гостям) Хозяйка: В ярком праздничном наряде околица краснеется и невольно на нее весь народ любуется. Сегодня здесь собрался исконно русский народ, “Сибирская деревня” Хозяин: Славятся наши деревни. В почете у нас народная мудрость, русские обычаи и традиции. Сибиряки - народ суровый, гостеприимный и трудовой. Но умеем мы не только хорошо работать, а и здорово повеселиться. И сходится народ по праздникам на посиделки, показать свою удаль молодецкую, мастерство. Ведущий: Вот и мы собрались сегодня на праздник под названием “Имя Иван - профессия - царевич”. (Звучит русская народная песня “Ох ты, Порушка, Параня”) Хозяйка: А теперь перейдем к именам. У каждого из нас есть имя. А вы знаете, дорогие друзья, что музыкальным символом России является балалайка, национальной игрушкой является Матрешка. А какое имя символизирует Русскую нацию? Совершенно правильно - Иван. Личные имена - это особые слова со своей особой судьбой. Исторически каждое имя представляло собой слово или фразу какого-либо языка. Но с течением времени слово начинало употребляться совершенно по-новому, и первоначальный смысл его забывался: основным для имени становилось его звучание. Например, имя Иван пришло в русский язык из греческого Ионние, а в греческий - из древнеевропейского Иоханан, оно представляет собой древнееврейскую фразу, которую можно перевести на русский язык целым предложением: “Бог благоволит”. В официальной форме имя Иван, а в сокращенной, домашней форме Ваня, Иванушка, Ванюша, Ванек. Хозяин: Это имя является распространенным в России. От него образованы слова: Иванок - зеленая птичка зимородок, Иван-чай - растение, из листьев которого заваривают чай, Ивашка - божья коровка. Владимир Даль в “Толковом словаре живого великорусского языка” об этом имени писал, что оно “по всей азиатской и турецкой границе нашей, от Дуная, Кубани, Урала и до Амура, означает русского”. Хозяйка: А Шолохов писал: “символический русский Иван - это вот что: человек, одетый в серую шинель, который отдавал последний кусок хлеба в годы войны, который своим телом спасал товарища от гибели, который, стиснув зубы, переносил и перенес все лишения и невзгоды, идя на подвиг во имя Родины. Под пером М. Шолохова имя Иван становится символом русского человека, мужественного, стойкого, трудолюбивого, стоящего на страже мира. Хорошее имя Иван. (Вопрос к гостям) - А кто знает, сколько у нас в школе Иванов? Сегодня на посиделках присутствуют званые гости. Хозяин: Но хочу я вам поведать сказку одну необыкновенную. А необыкновенная она потому, что сами вы в ней оказались. Сказка быль, да в ней намек, добрым молодцам урок! Смотрите и слушайте. Начинаю. Однажды царь собрал своих дочерей и сказал им: “Дочери мои, стар я стал. И помереть хочется спокойно, зная, что не в одиночестве вам свой век придется коротать. Сколько женихов-то было, да все вам не так, да не эдак... Кого ж подавать изволите?” И тут дочери отвечают: “Молодцев хотим русских, сердцу милых”. И по указу царскому понашло добрых молодцев со всего царства - государства школы Кеульской. Молодцы, как один, все схожи: удалы, сильны, пригожи. Хозяйка: Ну что ж. добры молодцы, встаньте, пройдитесь народу честному поклонитесь, да именем своим назовитесь. (Выходят, называют себя. - Добрый молодец Иван Зарубин и т.д.) Вот и поможем мы сейчас царю-батюшке узнать, кто из добрых молодцев самый мудрый, кто богатырь настоящий, кто самый веселый. Хозяин: По традиции доброй русской, прежде чем гостей расспрашивать, было принято сводить их в баню, чаем напоить, а уж потом расспрашивать. Хозяйка: Ну что ж, добры молодцы, собирайтесь в баньку. Кто на Руси жару да пару не боялся, тот особой силой и здоровьем отличался. А вы, красны девицы, помогите. (Все девицы строят “ворота” в баню. Берутся за руки, поднимают их вверх. Третья спрашивает: “В какую баню идешь, добрый молодец? В жаркую пли в холодную?” Если ответ: в “горячую”, то надо его прихлопнуть веником, в “холодную”, то просто пожурить.) (Молодцы проходят, садятся на скамейку. Раздают каждому по венику) Хозяин: Сейчас мы посмотрим, кто жару да пару не боится. (Звучит музыка) - А вы, добры молодцы” парьтесь, как умеете. А мы посмотрим и оценим, как это у вас получается, и кто из вас богатырь настоящий! (Участники под музыку парятся) Хозяйка: Ну, а после такой славной баньки, приглашаем добрых молодцев испить чай да определить какое варенье придает такой особый аромат. Хозяин: А пока добры молодцы пьют чай, мы с русским народом из “сибирской деревни” вспомним пословицы о русском хлебосольстве и гостеприимстве. (Ребята называют пословицы) Скоморох: Для детворы конфеты, одна другой вкуснее, хотите? Будут ваши, без всякой отговорки, за пословицы дарю и за поговорки (Раздает конфеты. После этого библиотекарь проводит обзор книг о пословицах и поговорках) Хозяйка: Ну, что ж, настало время молодцев расспрашивать. Сначала мы узнаем, что за варенье придавало аромат чаю? ( Молодцы отвечают) Хозяин: А теперь назовите нам царей - Иванов, которые правили Русью. (Цари: - Иван 1 Калита (1326-1340)
- Иван 2 (1353-1359)
- Иван 3 (1462- 1505)
- Иван 4 Грозный (1533 - 1584)
- Иван Алексеевич (1582- 1696)
- И с этим вы справились. Но на этом наши расспросы не закончились. Наше следующее задание такое: “Загадки”. Кто верно отгадает - тот свой ум прославляет. Ну-ка, добры молодцы, проверьте свою находчивость. Возьмите из ларца жетон с загадкой, прочтите и скажите ответ. (Предлагаются загадки и зрителям) Хозяйка: И не только умом славились добры молодцы, но и гуляньем, да и веселыми играми молодецкими. А уж богатыри на Руси настоящие были. Силу свою и ловкость в кулачных боях показывали. И петушиные бои проход...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1285
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|