Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Из опыта внеклассной работы. Сценарий конкурса по музыкальной литературе Творчество западноевропейских композиторов - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Из опыта внеклассной работы. Сценарий конкурса по музыкальной литературе Творчество западноевропейских композиторов


Автор(ы): Огнева Оксана Григорьевна, преподаватель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: Личностно-ориентированное ознакомление учащихся с музыкально-теоретическими специализациями.
Задачи:
  • Раскрытие творческого потенциала личности ребенка
  • Развитие навыков аналитического мышления
  • Закрепление навыка работы с композицией нотного текста
  • Развитие стилистики монологической речи.
Ведущий (педагог по музыкальной литературе):
Дорогие друзья, ребята и уважаемые гости! Конкурс, который мы проводим сегодня, несколько необычен. Конечно, как и любой конкурс, он подведёт итоги, выявит уровень ваших знаний, ваши творческие способности, но и в рамках предложенных вам сегодня заданий, в игровой форме в “предлагаемых обстоятельствах” мы увидим, насколько в практике, могут быть применены наши знания по музыкальной литературе. Любая дисциплина, изучаемая, нами в школе всегда находит применение в рамках той или иной специальности. Так, знания географии, химии, физики необходимы для практической деятельности геолога; изобразительное искусство, навыки черчения - необходимы архитектору; без знаний истории немыслима работа археолога. Знания, которые мы получаем на уроках музыкальной литературы, также находят своё применение в различных специальностях. Но об этом чуть позже, а сейчас давайте представим и поприветствуем участников нашего конкурса. Это – команды 7- А и 7 – Б класса.
Итак, первое задание конкурса посвящено творческим портретам композиторов. Изучая, творчество каждого композитора мы начинаем с биографии. И сейчас, в предложенных мной обстоятельствах, мы обнаружим, насколько важную роль играют эти знания в практике музыкальных специальностей. Давайте представим, что мы с вами находимся в чудесном городе на берегу прекрасного голубого Дуная, в столице Австрии, в музыкальной столице Европы в городе…….(дети помогают назвать “Вена”). Скажите, творческая жизнь каких известных нам композиторов связана с этим гордом? (Гайдн, Моцарт, Бетховен, Шуберт, Шопен). Действительно, музыкальная столица Европы влекла к себе многих художников и по сей день её улицы хранят историю музыкальной культуры в виде музыкальных памятников, галерей, музеев. Представим себе, что мы с вами находимся в Венской галерее и сейчас мы “примерим” на себя роль экскурсовода, работника дома-музея того или иного композитора. Итак, первое задание творческий портрет “неизвестного” композитора. Ваша задача – представить творческий облик того или иного музыканта, не называя его имени. Причем сделать это надо в яркой, увлекательной форме, чтобы посетители - ваши противники – смогли их узнать. Команда представляющая “портрет” оценивается по 5 бальной шкале. Команда, определяющая композитора получает 1 балл в случае верного ответа и ноль в случае ответа неверного. Команды дважды меняются ролями.
Участник:
Достигнув немалых успехов в композиции и игре на органе, молодой к тому времени музыкант чувствовал жажду совершенства. Вот почему в октябре 1705 года, получив у начальства отпуск на месяц, он отправился в Любек поучиться у Дитриха Букстехуде. От Арнштадта до Любека 350 километров. У композитора, видно, не было денег, чтобы проехать такое расстояние. Он проделал весь путь пешком. Знаменитое путешествие юноши входит в историю его жизни как одно из свидетельств великой, священной любви к Музыке, горевшей в его душе. Ради этой любви он в детстве, не жалея глаз, лунными ночами переписывал клавесинные пьесы немецких мастеров, которые еще не разрешал изучать ему строгий брат Иоганн Кристоф. Ради этой любви позднее он стремился не упустить ни малейшей возможности познакомиться с искусством своих современников.
Верный ответ противника: И.С. Бах (учащиеся мотивируют свой ответ).
Участник:
В узкое окно с трудом пробивается свет. А за окном плачет осень. Черные дни и ночи с пустыми белесыми глазами… Он бьется в одиночестве. Кто поможет ему? И, словно под ударом кремня, высекается простая и суровая мысль: “Человек, помоги себе сам”. В эти самые черные дни к нему пришла музыка. Она явилась, чтобы спасти его. А может быть, это его нечеловеческая боль и его героическая стойкость вдруг обратились в звуки, выплеснулись мелодиями, позвали за собой? В лихорадке душевной, среди мук безысходности он набрасывает одну тему за другой – и уже идет за ними. Он вкладывает в эту музыку всю свою страстную жажду победить отчаяние: “Нет, я не покорюсь. Я схвачу судьбу за глотку!”. Он изливает себя в звуках симфонии. Каждый такт написан кровью сердца. И с каждым тактом в нем крепнут силы. В музыке, которую он создает, композитор сам черпает мужество. Она помогает найти ответ на мучительные вопросы: “Как жить? Зачем?”. В эти безумные октябрьские дни 1802 года человек – один на один со своей судьбой. Он или победит, или погибнет. Он побеждает. Свое страдание, свое несчастье он делает источником силы, чтобы раздать эту силу другим. Великий музыкант становится великим человеком.
Верный ответ противника: Л.Бетховен (учащиеся мотивируют свой ответ).
Участник:
Высокопоставленные господа были падкими на сенсацию. Уже на первом выступлении при дворе детям пришлось задержаться с 3 до 6 часов. Император обращался с юным музыкантом как с “маленьким чародеем”: кроме правильной игры на клавире, он потребовал всякого рода “кунштюков”, вроде игры одним пальцем, игры на покрытой клавиатуре и т.д. Но маленький человечек уже тогда сильно гордился своими правами художника. Его неподдельная детская искренность располагала окружающих. Эрцгерцогиня Мария Антуанетта, позднее королева Франции, пришлась музыканту особенно по сердцу, потому что она по-дружески помогла ему подняться, когда он поскользнулся на гладком полу и упал. “Вы славная, - сказал он, - я хочу на Вас жениться”. Для пояснения он добавил: “Из благодарности, ведь Вы были добры ко мне, тогда как Ваша сестра даже не огорчилась”. Он вспрыгнул на колени к императрице и отважно расцеловал ее.
Верный ответ противника: В.А.Моцарт (учащиеся мотивируют свой ответ).
Участник:
Важную роль в музыкальном развитии композитора играла венская народная музыка, а также музыка венских ярмарочных спектаклей и импровизационных комедий. Вена была городом, звеневшим музыкой. Не только в домах и дворцах, но и на улицах, и в “кабачках” – повсюду воздух оглашался звуками музыки – серенадами, дивертисментами. Музыкантов хватало, они гнались за заработком и куском хлеба, и молодой композитор тоже частенько оказывался среди них. Много при этом было веселья, и композитор, всегда обладавший чувством юмора, принимал в нем самое деятельное участие. Так, однажды он назначил свидание нескольким музыкантам, расставил их по разным углам улицы и договорился, что по условному знаку каждый заиграет, что ему вздумается. Когда начался этот кошачий концерт, он незаметно удалился, а, услышав шаги приближавшейся стражи, удрали и другие, только литаврист и один скрипач попались и были задержаны, но вскоре освобождены. Эта история показывает, как жизнерадостна была тогдашняя Вена, живо изображает атмосферу, в какой рос композитор.
Верный ответ противника: Й. Гайдн (учащиеся мотивируют свой ответ).
Ведущий:
Итак, мы определили первую специальность, которая тесно соприкасается с областью музыкальной литературы это – работник дома-музея, экскурсовод. Однако, яркое слово, представляющее композитора может звучать не только в стенах музея, но и с концертной эстрады, если ведущий концерта представляет какой-либо эпизод из жизни композитора, связанный с исполняемым произведением. Но об этом чуть позже. А сейчас мы окунёмся в другие предлагаемые обстоятельства и окажемся в стенах книжного издательства, которое готовит к выпуску серию популярных брошюр-рассказов о великих музыкантах. Ответственный за выпуск – музыкальный редактор. В команде его помощников всевозможные службы, среди которых - специалисты, корректирующие текст. И, конечно же, им необходимо знать биографии тех композиторов, о которых пишется книга. Представьте себя в их роли. Я – главный редактор - предлагаю проверить, насколько верно набран фрагмент биографии Людвига ван Бетховена.
Работа этого раздела конкурса оценивается индивидуально по количеству верно исправленных ошибок. Общее количество баллов команды выводится как среднее от всех работ участников. Прошу каждого корректора указать свою фамилию и команду.
Л.В. Бетховен.
Л.В. Бетховен родился в небольшом городке Кётене. Его отец (певец – тенорист) обучил юного Бетховена игре на клавесине, а друзья отца научили Людвига играть на кларнете, арфе и виолончели. В 1792 году Бетховен знакомится с Кристианом Нефе, который распознал в нем яркий, самобытный талант. Получив образование под руководством Нефе, Бетховен приезжает в Вену, чтобы осуществить свою мечту – встретиться с Йозефом Гайдном. До конца своих дней Л.В. Бетховен прожил в Бонне. Здесь написаны лучшие произведения композитора. Ведущие жанры творчества Бетховена – квартеты и сонаты для фортепиано. Творческое наследие насчитывает 23 фортепианные сонаты. В творчестве Бетховена впервые фортепианные сонаты начинают приобретать черты программности. Это выражается в названиях сонат – “Патетическая” (№23), “Аппассионата” (№8), “Лунная” (№ 14). Название сонаты № 14 определил поэт – романтик Рельштаб, который усмотрел в образном содержании произведения поэтический облик ночного пейзажа и отражения в воде мерцающего лунного света. Симфонии Л.В. Бетховена также имеют программные смысл. Таковы “Героическая” (№ 3), “Патетическая” (№6). Всего в творчестве Бетховена насчитывается 10 симфоний. В последней симфонии композитор вводит в финальную часть хор и певцов – солистов. В финале симфонии звучат слова из стихотворения немецкого поэта Гете “К радости”. Композитор умер в возрасте 50 лет. Его прах покоится на Венском кладбище. Дом в Кётене, где он родился, превращен в музей.
Ведущий:
Выявив ещё одну музыкальную специализацию – работу музыкального редактора в книжном издательстве мы заканчиваем раздел нашего конкурса, посвященный биографии и переходим к музыкальным произведениям. Как вы уже успели заметить, практическая область применения знаний по музыкальной литературе – в первую очередь словесная сфера творчества. Яркое образное слово будит интерес к изучению и биографии и музыкального произведения. И сейчас мы вернёмся на упомянутую мной выше концертную эстраду. Вступительное слово к концерту, которое звучит из уст лектора, помогает слушателю по достоинству оценить художественные особенности исполняемого произведения и творческой натуры автора. Сейчас, каждая команда представит друг другу подготовленный дома рассказ о “неизвестном” произведении. Задача противника – определить название произведения и имя его автора. Конкурс оценивается аналогично заданию “неизвестный” композитор.
Участник:
Генерал Бернадотт, французский посол в Вене, предложил в 1798 году одному композитору увековечить в музыкальном произведении военные подвиги Наполеона. Предложение попало в благоприятную почву, так как композитор был увлечен свободолюбивыми идеями Французской революции, и пытался выразить их в своей музыке. На титульном листе новой симфонии композитор написал слово “Буонапарте”, а внизу свое имя. Но когда он узнал, что Наполеон объявил себя императором, он в ярости воскликнул: “Этот – тоже обыкновенный человек! Теперь он будет топтать ногами все человеческие права, следовать только своему честолюбию, он будет ставить себя выше всех других и сделается тираном!”. Прежнее посвящение было заменено новым, на итальянском языке: “Героическая симфония в прославление памяти великого человека”.
Верный ответ противника: Л. Бетховен. Симфония N3.
Участник:
Четыре года продолжается “Северная война” между Россией и Швецией. Шведы хозяйничают в Польше. В это время из Эйзенаха в Польшу собирается молодой гобоист Иоганн Якоб, чтобы поступить в шведский военный оркестр. Перед отъездом, который состоялся в 1704 году, он навестил своего 19-летнего брата-композитора в Арндштадте. Провожая Иоганна Якоба в путь, композитор написал по этому случаю фортепианную пьесу, в которой передал увещевания друзей, отговаривающих молодого музыканта от опасного путешествия. Образная и живая пьеса заканчивается песенкой почтальона, призывными звуками его рожка, возвещающими об отъезде путешественника.
Верный ответ противника: И. С. Бах. Каприччио на отъезд возлюбленного брата.
Участник:
В июле 1791 года на квартиру знаменитого в Вене композитора явился таинственный незнакомец и заказал траурную мессу за немалую по тем временам сумму в сто дукатов. Композитор принял предложение, однако необычные обстоятельства, при которых был сделан заказ, произвели на него сильное впечатление. Больной, томимый в то время недобрыми предчувствиями, он начал писать это сочинение как бы для самого себя. 5 декабря того же года композитор скончался. Позднее стало известно, что тайным посланцем был некий Лейтгеб, слуга...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1966

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340