Главная / Методические материалы / Преподавание географии
Тема урока: Природные катаклизмы Земли: землетрясения. Оказание первой медицинской помощи. 9-й класс
Автор(ы): Миронская Лариса Геннадьевна, учитель биологии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель урока: научить основным признакам землетрясения, их географии размещения и оказанию первой помощи пострадавшим при землетрясении. План урока: 1. Просмотр видеосюжета о землетрясении. 2. Выявление на карте РФ сейсмических территорий страны. 3. Оценка землетрясений по 12-балльной шкале. 4. Оказание первой медицинской помощи при землетрясении. Оформление класса: на классной доске записана тема, цель и план урока; определение: “Землетрясение – это толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности вследствие тектонических движений”. ХОД УРОКА Учитель: Здравствуйте, уважаемые гости. Я веду урок в 9-м классе и продемонстрирую вам фрагмент урока по теме “Природные катаклизмы Земли – землетрясения. Оказание первой медицинской помощи”. В программе школьного курса географии есть смежные с предметным курсом ОБЖ темы, такие, как стихийные природные явления и правила безопасного поведения при стихийных природных явлениях. Далее учитель предлагает учащимся посмотреть видеосюжет о землетрясении (5–7 мин.). Учитель: А теперь, после просмотра видеофильма, давайте мы с вами попытаемся выявить по карте РФ сейсмические территории нашей страны. 1-й ученик выходит к классной доске и показывает на карте России наиболее опасные в сейсмическом отношении территории России. Ученик: На территории России наиболее опасными в сейсмическом отношении являются Кавказские горы, горы Южной Сибири, центральная и южная части Дальнего Востока, а особенно район полуострова Камчатка, Курильские острова и остров Сахалин. На территории Татарстана сильных землетрясений не происходит (бывают только небольшие толчки, эпицентр которых находится в сейсмически опасных зонах России), т.к. республика находится на древней геологически устойчивой структуре – Русской платформе. Учитель: Таким образом, все мы прекрасно знаем, что землетрясение является одним из опаснейших видов стихийных природных явлений, которые приносят с собой очень большие бедствия и разрушения для человека. Любое землетрясение на поверхности Земли определяется по “шкале землетрясений” (которая показана на классной доске). Ребята, кто нам сможет объяснить данную шкалу? 2-й ученик выходит к классной доске и объясняет всем гостям и учащимся шкалу землетрясений. Измерение силы землетрясения Ученик: Сила землетрясения измеряется в баллах. - 1–2 балла: слабые толчки, не ощущаются человеком. Их отмечают только приборы.
- 3–4 балла: толчки ощущаются человеком, разрушений не происходит.
- 5–6 баллов: происходят легкие повреждения зданий, появляются трещины в грунте.
- 7–8 баллов: частичное повреждение зданий.
- 9–10 баллов: образование трещин до нескольких десятков сантиметров, обвалы в горах.
- 11–12 баллов: разрушается все на земной поверхности.
Учитель: Таким образом, изучив данную шкалу, мы с вами можем сделать вывод о том, что наиболее опасными для человека являются землетрясения начиная с 5–6 баллов (т.к. при такой силе происходит нарушение целостности здания). Начиная с 8–9 баллов, землетрясение наносит отрицательное воздействие на человека и из-за своей внезапности способствует не только нарушению целостности зданий, но и причинению человеку различного вида травм, ушибов, переломов, а в некоторых случаях даже возникновение и летальных исходов (виды травм, ушибов и переломов записаны на классной доске). Итак, пожалуйста, ответьте, ребята, какая же первая помощь необходима пострадавшим в результате землетрясения? 3-й ученик объясняет правила оказания первой помощи пострадавшим при ушибах и сдавливании тяжелыми предметами. Ученик: Наиболее распространенным повреждением мягких тканей и органов является УШИБ. При разрыве крупных сосудов под кожей могут образоваться скопления крови – гематомы. Очень серьезной травмой является сдавливание, при котором происходит размозжение мышц, сосудов и нервов. Такие повреждения возникают от давления больших тяжестей (стена, балка, земля) во время землетрясений. Сдавливание сопровождается развитием шока и в последующем отравлением организма продуктами распада мягких тканей. В случае сдавливания нельзя: - устранять препятствие кровотоку (освобождать сдавленные конечности) до наложения защитных жгутов и приема пострадавшим большого количества жидкости;
- согревать сдавленные конечности.
Первая помощь при сдавливании (ушибе) - Обложить сдавленные конечности пакетами со льдом, снегом или холодной водой.
- Дать 2–3 таблетки анальгина, предложить обильное теплое питье.
- Наложить защитные жгуты на сдавленные конечности до их освобождения.
- Извлечь пострадавшего из-под обрушившихся на него тяжестей.
- Сразу же после освобождения туго забинтовать поврежденные конечности.
- Поврежденные конечности иммобилизуют при помощи шин.
- Повторно приложить холод к поврежденным конечностям.
- Продолжать давать обильное питье до прибытия врача.
- Больной подлежит немедленной транспортировке в лечебное учреждение в положении лежа.
4-й ученик рассказывает об оказании первой помощи при переломах. Ученик: Перелом – повреждение кости с нарушением ее целостности. Большинство переломов сопровождаются смещением отломков. Быстрое создание неподвижности в области перелома – иммобилизация...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1524
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|