Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Интегрированный урок по истории и обществознанию в 11-м классе и философии
Автор(ы): Миклина Надежда Дмитриевна, преподаватель истории, философии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: “Глобальные проблемы человечества”. Цель: 1. Дать представление о глобальных проблемах человечества. 2. Формирование умений работать в группах. 3. Воспитание ответственного отношения к сегодняшнему образу жизни каждого человека для понимания будущего всего человечества. Задачи урока: 1. Сформулировать основные проблемы современности. 2. Познакомить с разными классификациями. 3. Продолжить работу по формированию умений вырабатывать свою точку зрения на основе документального материала, используя имеющиеся знания, в ходе обсуждения в группах. 4. Воспитывать у учащихся ответственности к своему образу жизни для понимания своего будущего. Тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок-размышление. Данный урок можно проводить в курсах обществознания и истории в 11-м классе и философии, но с учётом возрастных особенностей и уровнем сложности. Материалы, используемые на уроке, содержит информацию, которая отвечает достижениям современной науки, тесно связан с жизнью, что делает его актуальным в формировании личности старшеклассника. Вопросы, которые заданы во время урока, носят проблемно-поисковый, исследовательский, дискуссионный характер. Задания выполняются в группах. Актуальность поставленных проблем должна способствовать личному отношению к данной теме и задуматься над собственным образом жизни, поведением и возможностью решить эти проблемы. Оборудование урока: политическая карта мира; мультимедийный проектор; глобус. ХОД УРОКА Вступительное слово учителя: Когда умрет последний человек, Никто о нём жалеть не будет. Лишь только дождь, а может, вьюги Ноги его укроет след. Не будут выплаканы слёзы, И некому поставить крест И не раздастся звон окрест – Лишь только воздух заморожен. Никто не вспомнит добрым словом – Лишь только крик прощальный птиц. И не увидеть больше лиц. А эхо вторит ветра зову. И перезолотеет век; И мир накроет Солнца тень. Каким он будет, этот день? Кто будет тот последний человек? На экране слайды-сюжеты на тему “Последствия глобальных катаклизмов”. Учитель: Вплоть до середины XX века такое понятие, как глобальная проблема, в политическом языке отсутствовало. Лишь на уровне философских обобщений выдвигались идеи о связи деятельности человека с состоянием биосферы, окружающей его среды, которая поддерживает жизнь на Земле. Какой русский ученый высказал мысль, что деятельность человечества приобретает масштабы, сопоставимые с мощью природных, геологических сил? (Вернадский В.И.). Это, по его мнению, позволяет ставить вопрос о перестройке биосферы, в результате которой она становится ноосферой – сферой деятельности разума. В это трудно поверить, но земная цивилизация стремительно движется по пути к глобальной социально-экономической катастрофе. Этот факт констатировали лидеры мировых держав на Конференции ООН по окружающей среде и развитию летом 1992 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) (Показывает по карте). Этот факт во многом подтверждают события, происходящие в России и мире в последние десятилетия. И что же, выхода нет? Отнюдь. Сегодня, работая в группах мы с вами разберемся с теми проблемами, которые стоят перед человечеством, а также попробуем предложить пути их решения. Итак, тема сегодняшнего урока “Глобальные проблемы человечества”. Используя ваши знания по различным предметам, назовите их. Ответы учащихся: – угроза экологического кризиса; – проблема войны и мира в современных условиях; – проблема бедности и богатства; – демографическая проблема; – проблема международного терроризма; – проблема здоровья (СПИД); – проблема глобализации экономики и мировых финансовых кризисов. Учитель: – Что такое проблема? (Какое-то несоответствие; теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.) – Что даёт возможность называть их (проблемы) глобальными? – Что означает слово “глобальные”? (В переводе с лат. “глобус” – Земля, земной шар). Отметим признаки, присущие глобальным проблемам человечества и отличающие их от прочих проблем даже планетарного характера: - глобальные масштабы проявления, выходящие за рамки одного государства;
- острота проявления;
- комплексный характер: все проблемы тесно переплетены друг с другом;
- общечеловеческая сущность, делающая их понятными и актуальными для всех стран и народов;
- особенность предопределять в тех или иных аспектах для дальнейшей истории человечества;
- возможность их решения лишь усилиями всего мирового сообщества всех стран и этносов.
Ни одно из поколений не сталкивалось с таким комплексом проблем. Кто же решает эти проблемы сегодня? Назовите эти международные организации. ООН и её специализированные учреждения: Генеральная Ассамблея ООН; Совет Безопасности ООН; Международный суд ООН; ЭКОСОС; Управление верховного комиссара по вопросам беженцев; Детский фонд ООН; МОТ, МАГАТЭ, ВОЗ, ВТО, МВФ Существуют различные классификации глобальных проблем, но любая из них условна, так как все проблемы находятся в тесной взаимосвязи, не имеют четких границ и переплетаются. Например, в рамках общепринятой классификации, разработанной в начале 1980-х годов, выделяют три основные группы.
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2018
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|