Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Что такое самопрезентация и зачем она нужна? - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Что такое самопрезентация и зачем она нужна?


Автор(ы): Громова Наталия Дмитриевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Данный материал используется для работы со старшеклассниками в период профильной подготовки. Ни для кого не секрет, что учащимся 10–11-х классов предстоит нелегкий период в жизни – поступление в ВУЗ, знакомство с новым коллективом (а в дальнейшем, по окончании учебного заведения, поиск работы…). Кроме того, жизнь старшеклассников насыщена выступлениями на научно-исследовательских конференциях, на различных олимпиадах, конкурсах и т.д. Все это предъявляет высокие требования к их личности, к умению весьма выигрышно выглядеть в глазах референтно значимой группы людей. Естественно, такая ситуация заставляет задумываться, осмысливать свои возможности, потребности, притязания.
Занятие целесообразно проводить в группе наполняемостью 10-15 человек. Продолжительность занятия 1,5-2 часа.
Вариант знакомства “Кто я”.
Каждый участник на листе бумаги ярким фломастером делает в свободной форме десять кратких сообщений о себе, каждое из которых, отличающееся от предыдущих, начинается одинаково: “Я - …”. Далее следует все, что угодно, соответствующее истине. Это могут быть черты характера, особенности личности, интересы, биографические данные, разнообразные сравнения себя с кем и с чем угодно в аллегорической форме и проч. Затем участники прикрепляют эти листы у себя на груди и, медленно прохаживаясь по комнате, читают написанное. Можно при этом вводить запрет на разговоры, чтобы повысить накал обсуждения своих впечатлений после того, как группа вернется на свои места. Центральным моментом в этом варианте знакомства является обсуждение. Ведущему необходимо быть “озвучивателем”, “усилителем” каждого высказанного мнения, удивления, недовольства и даже нежелания говорить.
Вводное слово ведущего.
Самопрезентация – вербальная и невербальная демонстрация собственной личности в системе внешних коммуникаций (это то, как вы выглядите и что представляете собой в глазах вашего окружения, будь то профессиональная сфера коммуникаций, или общение с родственниками, или же просто прогулка по улицам города).
Самопрезентация, самоподача, самопредъявление – все эти слова означают, что человек предъявляет себя аудитории.
Самопрезентация – это умение эффективно и выигрышно подавать себя в различных ситуациях, индивидуальный стиль общения, неповторимый образ, который не только нравится самому себе, но и привлекателен для окружающих.
Народная мудрость утверждает: как придешь, так и прослывешь. Первое впечатление содержит эмоциональный и оценочный компоненты. Что фиксируется при формировании первого впечатления:
  • внешний облик
  • оформление внешности
  • экспрессия, внешняя выразительность
  • выполняемые действия
  • предполагаемые качества личности.
Очевидно, что любому из нас имеет смысл специально продумывать, как будет формироваться это первое впечатление, какие акценты уместно расставить в момент появления перед публикой.
Как улучшить навык самопрезентации? Остановимся на нескольких ключевых моментах:
Очень важным в самопрезентации считается язык тела. Очень много информации о человеке можно подчерпнуть исходя из невербальных сигналов: мимики, жестов, телодвижений. То, как вы открываете дверь, держите осанку, садитесь на стул, скажет окружающим о вас очень много. Грамотный собеседник по вашей позе всегда сможет определить, говорите вы правду или лукавите, мандражируите или ведете себя нагло, готовы к действию или вам все надоело. Для того, чтобы научиться правильно держать себя достаточно пары репетиций перед зеркалом, правильного дыхания и внутреннего спокойствия.
Не забудьте о таких важных деталях как одежда, аксессуары, прическа. Не обязательно облачаться в дорогие костюмы, но очень важно выглядеть опрятным. Аккуратность в одежде очень часто ассоциируется с опрятностью в делах. Во внешнем виде важна мера, ничего не должно быть “слишком” (аккуратная прическа, невызывающая одежда, начищенная обувь, ухоженные руки, здоровый внешний вид и т.п.).
Темп и манера речи, громкость голоса, интонация и четкость произношения – это то, на основании чего мнение о вас сложится в первые минуты разговора. Важно контролировать темпоритм своей речи. Без излишней экспрессии. Восприятие быстрой и размеренной речи различно. Если хотите, чтобы к вашим словам прислушивались, не торопитесь, и не тараторьте. Однако, с другой стороны, быстрая речь воспринимается более убедительно, поэтому в особо важных моментах лучше ускорить ее темп. Говорить лучше весомо и уверенно. Нерешительного человека можно узнать по его невнятным высказываниям, изобилующим эвфемизмами, смягчающими речь. Например, “достичь определенных успехов” вместо “стать лидером”, “не очень рад” вместо “разозлился”. Создают впечатление неуверенности и слова: “как бы”, “всего лишь”, “немного”, “судя по всему”. Если хотите проверить, как вы умеете вербально преподносить себя, запишите собственную речь, а затем прослушайте запись. При необходимости подкорректируйте свою речь в сторону большей решительности и определенности. Главное – будьте искренни. Любая фальшь заметна и играет против вас.
Итак, речь характеризуется по следующим направлениям:
  • грамотность (свидетельствует об уровне образованности и общей культуре)
  • дикция (работа артикуляционного аппарата)
  • техника (произношение, “привычка”).
Сейчас мы с вами поработаем над техникой речи (потренируемся). Участникам выдаются скороговорки, и предлагается следующее: “Попробуйте ежедневно читать скороговорки перед зеркалом, постепенно выучив их. Это обязательно поможет вам говорить ясно и четко, привлекая собеседника красивой речью. Вам будет легче убедить его в правильности ваших слов.”
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • Купи кипу пик, пик купи кипу.
  • Около кола колокола.
  • Водовоз вез воду из-под водопровода.
  • Саша шла по шоссе и сосала сушку.
  • Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла.
  • Ткет ткач ткани на платки Тане.
  • У осы не усы, не усищи, а усики.

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1087

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340