Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок Баллада
Автор(ы): Москвитина Елена Павловна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: интегрированный урок-обобщение Цели и задачи урока: Воспитательные: - Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание человека высокой культуры.
Развивающие: - Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
Образовательные: - Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия “музыкальный образ” на примере баллады “Лесной царь” (В.Гёте – Ф.Шуберт). Работа с терминами темы: “динамика”, “музыкальная выразительность”, “интонация”.
Ход урока Урок начинается с театрализованного представления: танца трубадуров и их песни. (звучит полонез Ф.Шопена) 1-й трубадур: Трубадур всегда в дороге, Трубадур всегда в пути, Трубадура кормят ноги, А еще талант и .... Вы. 2-й трубадур: Трубадуры! Менестрели! Вот мы здесь, а завтра там. О разбитом сердце девы Мы споем легенду вам. 3 -й: Те времена давно минули, Тех стариков давно уж нет, Что танцевали на лужайке, Еще не зная менуэт. 4-й В те времена жила девчонка, Что танцевала лучше всех. Толстый трубадур: Ах, если б мне была сестренкой, Не нужен был бы и обед. 5-й: На Руси таких девчонок Называли нежно: “Лада” А во Франции решили окрестить ее Балладой. 6-й: А однажды в той деревне Появились менестрели О любви и о дороге Песни души людям грели. 7-й: А когда те песни смолкли, Не нашли нигде Балладу, На дороге, на чужбине Сердцу та нашла отраду. 8-й: Там Баллада пела славу Робину Гуду и свободе Для крестьянина и лорда, И для воина в походе. 9-й: О беде так много знала, Трубадура целовала, И забыла, что когда-то На лужайке танцевала. 10-й: И балладу все любили, И стихи к ногам ей слали А о том, как ей тревожно, Те поэты и не знали. 11-й: Встревожилось бедное сердце Баллады. Не знала она, что важнее для него: поэзия или музыка И разбила Баллада свое сердце на две половинки. Одну она отдала поэзии, а другую - музыке. Но не могут две половинки сердца Баллады жить друг без друга Такое начало урока способствует созданию праздничной, необычной атмосферы урока. Текст песни содержит уже теоретические знания о балладе: появилась баллада во Франции, вначале была танцевальной песней, затем распространилась в Англии, Германии, стала народным жанром). I. Формулировка темы учителем. Постановка целей и задач. -Итак, ребята! Если две половинки сердца баллады не могут жить друг без друга, то сегодняшний наш урок будет одновременно уроком литературы и уроком музыки. А полученные сегодня знания о балладе вы сможете применять при изучении поэзии и музыки. II. Работа учащихся по выявлению жанровых особенностей баллады - литературного произведения. Этот этап урока ведут ученик и ученица. По сценарию они брат и сестра, занимающиеся подготовкой домашнего задания к уроку литературы. Маша сидит за столом. В комнату вбегает Сережа. Маша: - Ну где ты, Сережка! Скоро уже мама придет, а у нас уроки не готовы! Сережа: - Ты знаешь, Маша, я был на улице, видел настоящих трубадуров. Они пели о Балладе. Только я не очень понял, что же такое Баллада. Маша: - Так это и есть наше домашнее задание. Слушай, что я нашла. (Читает). Сам термин “Баллада” происходит от провансальского слова, означающего “танцевальная песня”. Возникли баллады в суровые времена средневековья. Источниками их сюжетов были легенды и мифы. В Англии, например, много баллад о народном герое Робине Гуде. Сережа: - Вот, вот. Помнишь, мы недавно смотрели замечательный фильм “Стрелы Робина Гуда”?. Маша: - Подожди, Сережа. Нам задали другую балладу. Слушай. В России баллада - это лирические песни на исторические или бытовые сюжеты. (“Ванька - ключник”, “Конь и Сокол”). Из народной поэзии баллада перешла в литературу. Создателем литературного жанра баллады в русской поэзии был В.А.Жуковский. Им написано более 40 баллад. Оригинальные - “Светлана”, “Двадцать спящих дев”- и переводные. Вот балладу “Лесной царь” И.Гете в переводе Жуковского нам и надо прочитать. Сережа: - Дай посмотреть. Слава богу, небольшая. Интересно, все баллады такие маленькие? Ты говоришь в переводе? Да тут же все наше, русское. И лес, и лесной царь, и младенец. Так на Руси называли детей до 7 лет. Маша: - Пушкин называл Жуковского “гением перевода”. Многие стихи, переведенные им, становились как бы собственными стихами Жуковского, в них отражается его личность, его взгляд на мир. Сережа: - Маша, что же мы все сами. Пусть и наши одноклассники нам помогут. С помощью учителя, подготовленных Маши и Сережи семиклассники формируют основные особенности жанра баллады, прослеживают их на примере текста “Лесного царя” и тех баллад, которые они прочитали к уроку. Баллада — лироэпический жанр поэзии, т.е. обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом. (В “Лесном царе” - это диалог лесного царя, отца и младенца) В балладе используется прием “повторения с нарастанием”. (В “Лесном царе” повторяется обращение сына к отцу, нарастает тревога.) Важный элемент баллады - ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1720
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|