Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок Баллада - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок Баллада


Автор(ы): Москвитина Елена Павловна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: интегрированный урок-обобщение
Цели и задачи урока:
Воспитательные:
  • Воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные и литературные образы, воспитание человека высокой культуры.
Развивающие:
  • Развитие познавательного интереса, творческих способностей детей, формирование их духовных потребностей, литературных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
Образовательные:
  • Формирование у учащихся целостного восприятия литературно-музыкального произведения - баллады. Ознакомление учащихся с жанровыми особенностями баллады с точки зрения литературы и музыки. Совершенствование навыков выразительного чтения поэтического текста. Закрепление понятия “музыкальный образ” на примере баллады “Лесной царь” (В.Гёте – Ф.Шуберт). Работа с терминами темы: “динамика”, “музыкальная выразительность”, “интонация”.
Ход урока
Урок начинается с театрализованного представления: танца трубадуров и их песни. (звучит полонез Ф.Шопена)
1-й трубадур:

Трубадур всегда в дороге,
Трубадур всегда в пути,
Трубадура кормят ноги,
А еще талант и .... Вы.
2-й трубадур:
Трубадуры! Менестрели!
Вот мы здесь, а завтра там.
О разбитом сердце девы
Мы споем легенду вам.
3 -й:
Те времена давно минули,
Тех стариков давно уж нет,
Что танцевали на лужайке,
Еще не зная менуэт.
4-й
В те времена жила девчонка,
Что танцевала лучше всех.
Толстый трубадур:
Ах, если б мне была сестренкой,
Не нужен был бы и обед.
5-й:
На Руси таких девчонок
Называли нежно: “Лада”
А во Франции решили окрестить ее Балладой.
6-й:
А однажды в той деревне
Появились менестрели
О любви и о дороге
Песни души людям грели.
7-й:
А когда те песни смолкли,
Не нашли нигде Балладу,
На дороге, на чужбине
Сердцу та нашла отраду.
8-й:
Там Баллада пела славу
Робину Гуду и свободе
Для крестьянина и лорда,
И для воина в походе.
9-й:
О беде так много знала,
Трубадура целовала,
И забыла, что когда-то
На лужайке танцевала.
10-й:
И балладу все любили,
И стихи к ногам ей слали
А о том, как ей тревожно,
Те поэты и не знали.
11-й:
Встревожилось бедное сердце Баллады.
Не знала она, что важнее для него: поэзия или музыка
И разбила Баллада свое сердце на две половинки.
Одну она отдала поэзии, а другую - музыке.
Но не могут две половинки сердца Баллады жить друг без друга
Такое начало урока способствует созданию праздничной, необычной атмосферы урока. Текст песни содержит уже теоретические знания о балладе: появилась баллада во Франции, вначале была танцевальной песней, затем распространилась в Англии, Германии, стала народным жанром).
I. Формулировка темы учителем. Постановка целей и задач.
-Итак, ребята! Если две половинки сердца баллады не могут жить друг без друга, то сегодняшний наш урок будет одновременно уроком литературы и уроком музыки. А полученные сегодня знания о балладе вы сможете применять при изучении поэзии и музыки.
II. Работа учащихся по выявлению жанровых особенностей баллады - литературного произведения.
Этот этап урока ведут ученик и ученица. По сценарию они брат и сестра, занимающиеся подготовкой домашнего задания к уроку литературы. Маша сидит за столом. В комнату вбегает Сережа.

Маша:

- Ну где ты, Сережка! Скоро уже мама придет, а у нас уроки не готовы!
Сережа:
-
Ты знаешь, Маша, я был на улице, видел настоящих трубадуров. Они пели о Балладе. Только я не очень понял, что же такое Баллада.
Маша:
- Так это и есть наше домашнее задание. Слушай, что я нашла. (Читает). Сам термин “Баллада” происходит от провансальского слова, означающего “танцевальная песня”. Возникли баллады в суровые времена средневековья. Источниками их сюжетов были легенды и мифы. В Англии, например, много баллад о народном герое Робине Гуде.
Сережа:
- Вот, вот. Помнишь, мы недавно смотрели замечательный фильм “Стрелы Робина Гуда”?.
Маша:
-
Подожди, Сережа. Нам задали другую балладу. Слушай. В России баллада - это лирические песни на исторические или бытовые сюжеты. (“Ванька - ключник”, “Конь и Сокол”). Из народной поэзии баллада перешла в литературу. Создателем литературного жанра баллады в русской поэзии был В.А.Жуковский. Им написано более 40 баллад. Оригинальные - “Светлана”, “Двадцать спящих дев”- и переводные. Вот балладу “Лесной царь” И.Гете в переводе Жуковского нам и надо прочитать.
Сережа:
- Дай посмотреть. Слава богу, небольшая. Интересно, все баллады такие маленькие? Ты говоришь в переводе? Да тут же все наше, русское. И лес, и лесной царь, и младенец. Так на Руси называли детей до 7 лет.
Маша:
- Пушкин называл Жуковского “гением перевода”. Многие стихи, переведенные им, становились как бы собственными стихами Жуковского, в них отражается его личность, его взгляд на мир.
Сережа:
- Маша, что же мы все сами. Пусть и наши одноклассники нам помогут.
С помощью учителя, подготовленных Маши и Сережи семиклассники формируют основные особенности жанра баллады, прослеживают их на примере текста “Лесного царя” и тех баллад, которые они прочитали к уроку.
Баллада — лироэпический жанр поэзии, т.е. обязательным становится сюжет, который часто заменяется диалогом.
(В “Лесном царе” - это диалог лесного царя, отца и младенца)
В балладе используется прием “повторения с нарастанием”.
(В “Лесном царе” повторяется обращение сына к отцу, нарастает тревога.)

Важный элемент баллады - ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1720

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340