Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа Дня адаптации в лицее - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Программа Дня адаптации в лицее


Автор(ы): Чалганская Любовь Ивановна, учитель географии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Предлагаю вашему вниманию разработку программы Дня адаптации в лицее для вновь поступивших учащихся. В нашем лицее осуществляется преподавание математики, физики, информатики, черчения, иностранного языка по углубленным программам. Ежегодно по конкурсу в лицей поступает от 150 до 200 новых учащихся в 6-8-е классы.
Администрацией и психологической службой лицея в течение двух лет внимательно отслеживался процесс адаптации ребят к учебно-воспитательному процессу. Отмечено, что проходит он в двух направлениях одновременно:
  • восприятие и усвоение материала углубленных предметных программ;
  • вхождение в новый коллектив учащихся, знакомство с учителями и зданием лицея.
Наблюдения классных воспитателей, психологов, администрации свидетельствуют, что трудности первого знакомства, затягивание процесса узнавания учителей и даже трудности ориентации в лицейском пространстве становятся дополнительным препятствием для ребят при переходе от общеобразовательных программ к углубленным, создают излишнее напряжение, вызывают беспокойство. В результате складывается ситуация психологического дискомфорта, что не способствует успешному обучению ребят и сохранению их психического и физического здоровья.
В связи с этим было решено разработать программу дня адаптации, проведение которого помогло бы ускорить процесс узнавания, а значит избежать сложностей при вхождении ребят в учебно-воспитательное пространство лицея. Такая программа дня адаптации была создана и успешно реализована в полном объеме. Анализ результатов, а также содержания “заборов мнений” показали, что поставленные задачи решены, цели достигнуты. Конечно, полностью преодолеть все трудности за один день невозможно, но проведение такого дня позволяет владеть и управлять ситуацией, своевременно и адекватно реагировать на возникающие проблемы.
День встречи новых друзей
Цель: сформировать у вновь поступивших учащихся положительное восприятие образовательной среды лицея и ее структурных элементов как необходимого условия сохранения здоровья учащихся и залога успешного овладения учебной программой.
Задачи:
1. Создать условия для безболезненного вхождения учащихся в учебно-воспитательный процесс.
2. Познакомить ребят с администрацией и учителями.
3. Познакомить со структурой управления лицея и органами ученического самоуправления.
4. Познакомить с внутренней планировкой лицея.
Стратегия реализации программы
1. Формы и методы.
1.1. Выпуск газеты “Лицей-ньюс”
Задачи:
1.Информировать ребят и их родителей об учебном заведении.
2.Вызвать у ребят и их родителей интерес к жизни лицея и сформировать чувство причастности к событиям, в нем происходящим.
3.Закрепить положительное восприятие образовательной среды лицея.
Содержание:
Ко дню адаптации выпускается специальный номер газеты “Лицей-ньюс”, в котором представлена общая информация о лицее; учебе, общении и отдыхе ребят, их достижениях; справочная информация об администрации, контактные телефоны; приветствие директора.
1.2. Встреча в актовом зале. Продолжительность 40 минут.
Задачи:
1.Представить учащимся администрацию и работников лицея, познакомить со сферой их деятельности.
2. Познакомить с органами ученического самоуправления.
Содержание:
Встреча проходит в актовом зале, на ней приветствуют всех вновь поступивших учащихся 6-8 классов. От администрации ребят приветствует директор лицея. Ведущий встречи представляет заместителей директора и других работников (библиотекарей, врача и т.д.). Всем им предоставляется приветственное слово, в котором они сообщают о круге своих обязанностей, поздравляют ребят. Затем перед ребятами выступают члены Совета лицеистов и Научного общества лицея. Они рассказывают о своей деятельности и достижениях. Учащиеся новых классов представляют свои коллективы в свободной форме (куплет из песни, астрологический обзор, шутливые “статистические” данные и т.п.).
1.3. Психологический тренинг. Продолжительность 40 минут.
Задача: снять излишнее волнение, беспокойство, эмоциональное напряжение в общении ребят друг с другом, с классным воспитателем (руководителем), с учителями-предметниками.
Содержание: приложение 1, по отдельной программе психологов. Тренинг адаптирован психологом лицея Стройновой Т.И.
1.4. Игра “Знакомство”. Продолжительность 15-20 минут.
Задача: в свободной, непринужденной обстановке познакомить ребят друг с другом, помочь узнать друг о друге немного больше.
Содержание: приложение 2.
Примечание: по желанию классного воспитателя (руководителя) данная игра может быть заменена на любую другую игру, решающую поставленную задачу.
1.5. Экскурсия. Продолжительность 15-20 минут.
Задача: знакомство с внутренней планировкой лицея.
Содержание:
Экскурсия по лицею и знакомство с расположением кабинетов директора и его заместителей, учебными классами и учительской, библиотекой, медицинским кабинетом, бассейном, кабинетом психолога, столовой, гардеробом.
1.6. Уроки занимательной науки. Продолжительность 40 минут.
Задачи:
1.Знакомство учителя с учениками.
2. Активизация познавательных интересов учащихся.
3. Создание для ребят ситуации успеха.
Содержание урока и форма его проведения планируются учителем.
1.7. Рефлексия. Продолжительность 15-20 минут.
Задачи:
1.Организация обратной связи в системе “новый ученик – образовательная среда лицея”;
2. Получение информации о впечатлении, сформированном в течение дня у ребят.
Содержание:
Используется технология “забор мнений”. Ребятам предлагается на “заборе” поделиться своими впечатлениями, эмоциями, пожеланиями в трех рубриках: что понравилось, что запомнилось, что не понравилось. Ребята при записи используют фломастеры различных цветов, отражающих их настроение.
1.8. Рабочие минутки. Продолжительность 15-20 минут.
Задачи:
1. Познакомить с правилами внутреннего распорядка и правилами поведения в лицее.
2. Организовать ребят на работу следующего дня.
Содержание:
Классный воспитатель знакомит ребят с Уставом лицея, правилами внутреннего распорядка (расписание звонков, парное проведение уроков и т.п.), подводит итоги дня, сообщает расписание уроков на следующий день. Обсуждаются другие рабочие вопросы. Перед уходом домой каждый ученик получает газету “Лицей-ньюс”. Это дает возможность закрепить у ребят положительное восприятие среды лицея и перенести его на родителей.
П. Расписание работы в день адаптации.
2.1. Встреча в актовом зале.
2.2. Экскурсия по лицею.
2.3. Игра “Знакомство”
2.4. Психологический тренинг.
2.5. Уроки занимательной науки.
2.6. Рефлексия.
2.7. Рабочие минутки.
Итоги дня:
Совещание при директоре. Обсуждение содержания, уровня и качества организации и проведения дня адаптации. Результаты анализа содержания “заборов мнений” психологами.
6 А класс 7 А класс 7 Б класс 8 Г класс
1 Урок знакомства. Встреча в актовом зале.
2 Экскурсия по лицею Психологический тренинг Психологический
тренинг
Физика
Урок занимательной науки
Игра “Знакомство”
3 Математика
Урок занимательной науки
Физика
Урок занимательной науки
Игра “Знакомство” Психологический тренинг
Экскурсия по лицею
4 Психологический
тренинг
Игра “Знакомство”
Физика
Урок занимательной науки
Экскурсия по лицею
Экскурсия по лицею Игра “Знакомство”
5 “Забор мнений”. Рабочие минутки.
Предварительная подготовка к проведению дня адаптации
1. Консультация для классных руководителей по вопросам организации и проведения Дня адаптации, игры “Знакомство”, экскурсии по лицею и другим организационным моментам.
2. Консультация для учителей – предметников по проведению уроков занимательной науки.
3. Подготовка выступающих из числа ребят, занимающихся в Научном обществе лицея и работающих в Совете лицеистов.
Приложение 1
Каждый человек - уникальная и неповторимая личность
Психологический тренинг
Данный психологический тренинг представляет собой адаптированный вариант занятия, подготовленного на основе материалов статьи Т. Гавриловой Я - уникальная и неповторимая личность, опубликованной в газете Школьный психолог № 21, 2002г. Цели:
1. Познакомить ребят с понятием “терпимость”.
2. Показать, что терпимость к себе и другим людям взаимосвязаны.
3. Способствовать более быстрому установлению товарищеских отношений между подростками во вновь сформированном классе.
Оборудование:
1. Карточки для написания имен участников занятия (приготовить заранее).
2. Булавки.
3. Ручки.
4. Зеркало (небольшое).
5. Шкатулка или коробочка, в которой размещается зеркало.
5. Мячик.
Ход занятия
Все участники вместе с ведущим садятся в круг, подписывают карточки-визитки и прикалывают их.
Ведущий: Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому каждый человек должен бережно и с любовью относиться к себе. Мудрые люди говорят, что человек, который любит себя и уважает, так же относится и к окружающим, т.е. принимает людей такими, какие они есть, не стараясь их переделать. Это называется терпимостью. Вот и сегодня мы с вами попробуем проверить, как мы относимся к себе, а з...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1526

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340