Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Программа Дня адаптации в лицее
Автор(ы): Чалганская Любовь Ивановна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Предлагаю вашему вниманию разработку программы Дня адаптации в лицее для вновь поступивших учащихся. В нашем лицее осуществляется преподавание математики, физики, информатики, черчения, иностранного языка по углубленным программам. Ежегодно по конкурсу в лицей поступает от 150 до 200 новых учащихся в 6-8-е классы. Администрацией и психологической службой лицея в течение двух лет внимательно отслеживался процесс адаптации ребят к учебно-воспитательному процессу. Отмечено, что проходит он в двух направлениях одновременно: - восприятие и усвоение материала углубленных предметных программ;
- вхождение в новый коллектив учащихся, знакомство с учителями и зданием лицея.
Наблюдения классных воспитателей, психологов, администрации свидетельствуют, что трудности первого знакомства, затягивание процесса узнавания учителей и даже трудности ориентации в лицейском пространстве становятся дополнительным препятствием для ребят при переходе от общеобразовательных программ к углубленным, создают излишнее напряжение, вызывают беспокойство. В результате складывается ситуация психологического дискомфорта, что не способствует успешному обучению ребят и сохранению их психического и физического здоровья. В связи с этим было решено разработать программу дня адаптации, проведение которого помогло бы ускорить процесс узнавания, а значит избежать сложностей при вхождении ребят в учебно-воспитательное пространство лицея. Такая программа дня адаптации была создана и успешно реализована в полном объеме. Анализ результатов, а также содержания “заборов мнений” показали, что поставленные задачи решены, цели достигнуты. Конечно, полностью преодолеть все трудности за один день невозможно, но проведение такого дня позволяет владеть и управлять ситуацией, своевременно и адекватно реагировать на возникающие проблемы. День встречи новых друзей Цель: сформировать у вновь поступивших учащихся положительное восприятие образовательной среды лицея и ее структурных элементов как необходимого условия сохранения здоровья учащихся и залога успешного овладения учебной программой. Задачи: 1. Создать условия для безболезненного вхождения учащихся в учебно-воспитательный процесс. 2. Познакомить ребят с администрацией и учителями. 3. Познакомить со структурой управления лицея и органами ученического самоуправления. 4. Познакомить с внутренней планировкой лицея. Стратегия реализации программы 1. Формы и методы. 1.1. Выпуск газеты “Лицей-ньюс” Задачи: 1.Информировать ребят и их родителей об учебном заведении. 2.Вызвать у ребят и их родителей интерес к жизни лицея и сформировать чувство причастности к событиям, в нем происходящим. 3.Закрепить положительное восприятие образовательной среды лицея. Содержание: Ко дню адаптации выпускается специальный номер газеты “Лицей-ньюс”, в котором представлена общая информация о лицее; учебе, общении и отдыхе ребят, их достижениях; справочная информация об администрации, контактные телефоны; приветствие директора. 1.2. Встреча в актовом зале. Продолжительность 40 минут. Задачи: 1.Представить учащимся администрацию и работников лицея, познакомить со сферой их деятельности. 2. Познакомить с органами ученического самоуправления. Содержание: Встреча проходит в актовом зале, на ней приветствуют всех вновь поступивших учащихся 6-8 классов. От администрации ребят приветствует директор лицея. Ведущий встречи представляет заместителей директора и других работников (библиотекарей, врача и т.д.). Всем им предоставляется приветственное слово, в котором они сообщают о круге своих обязанностей, поздравляют ребят. Затем перед ребятами выступают члены Совета лицеистов и Научного общества лицея. Они рассказывают о своей деятельности и достижениях. Учащиеся новых классов представляют свои коллективы в свободной форме (куплет из песни, астрологический обзор, шутливые “статистические” данные и т.п.). 1.3. Психологический тренинг. Продолжительность 40 минут. Задача: снять излишнее волнение, беспокойство, эмоциональное напряжение в общении ребят друг с другом, с классным воспитателем (руководителем), с учителями-предметниками. Содержание: приложение 1, по отдельной программе психологов. Тренинг адаптирован психологом лицея Стройновой Т.И. 1.4. Игра “Знакомство”. Продолжительность 15-20 минут. Задача: в свободной, непринужденной обстановке познакомить ребят друг с другом, помочь узнать друг о друге немного больше. Содержание: приложение 2. Примечание: по желанию классного воспитателя (руководителя) данная игра может быть заменена на любую другую игру, решающую поставленную задачу. 1.5. Экскурсия. Продолжительность 15-20 минут. Задача: знакомство с внутренней планировкой лицея. Содержание: Экскурсия по лицею и знакомство с расположением кабинетов директора и его заместителей, учебными классами и учительской, библиотекой, медицинским кабинетом, бассейном, кабинетом психолога, столовой, гардеробом. 1.6. Уроки занимательной науки. Продолжительность 40 минут. Задачи: 1.Знакомство учителя с учениками. 2. Активизация познавательных интересов учащихся. 3. Создание для ребят ситуации успеха. Содержание урока и форма его проведения планируются учителем. 1.7. Рефлексия. Продолжительность 15-20 минут. Задачи: 1.Организация обратной связи в системе “новый ученик – образовательная среда лицея”; 2. Получение информации о впечатлении, сформированном в течение дня у ребят. Содержание: Используется технология “забор мнений”. Ребятам предлагается на “заборе” поделиться своими впечатлениями, эмоциями, пожеланиями в трех рубриках: что понравилось, что запомнилось, что не понравилось. Ребята при записи используют фломастеры различных цветов, отражающих их настроение. 1.8. Рабочие минутки. Продолжительность 15-20 минут. Задачи: 1. Познакомить с правилами внутреннего распорядка и правилами поведения в лицее. 2. Организовать ребят на работу следующего дня. Содержание: Классный воспитатель знакомит ребят с Уставом лицея, правилами внутреннего распорядка (расписание звонков, парное проведение уроков и т.п.), подводит итоги дня, сообщает расписание уроков на следующий день. Обсуждаются другие рабочие вопросы. Перед уходом домой каждый ученик получает газету “Лицей-ньюс”. Это дает возможность закрепить у ребят положительное восприятие среды лицея и перенести его на родителей. П. Расписание работы в день адаптации. 2.1. Встреча в актовом зале. 2.2. Экскурсия по лицею. 2.3. Игра “Знакомство” 2.4. Психологический тренинг. 2.5. Уроки занимательной науки. 2.6. Рефлексия. 2.7. Рабочие минутки. Итоги дня: Совещание при директоре. Обсуждение содержания, уровня и качества организации и проведения дня адаптации. Результаты анализа содержания “заборов мнений” психологами. № | 6 А класс | 7 А класс | 7 Б класс | 8 Г класс | 1 | Урок знакомства. Встреча в актовом зале. | 2 | Экскурсия по лицею | Психологический тренинг | Психологический тренинг | Физика Урок занимательной науки | Игра “Знакомство” | 3 | Математика Урок занимательной науки | Физика Урок занимательной науки | Игра “Знакомство” | Психологический тренинг | Экскурсия по лицею | 4 | Психологический тренинг | Игра “Знакомство” | Физика Урок занимательной науки | Экскурсия по лицею | Экскурсия по лицею | Игра “Знакомство” | 5 | “Забор мнений”. Рабочие минутки. | Предварительная подготовка к проведению дня адаптации 1. Консультация для классных руководителей по вопросам организации и проведения Дня адаптации, игры “Знакомство”, экскурсии по лицею и другим организационным моментам. 2. Консультация для учителей – предметников по проведению уроков занимательной науки. 3. Подготовка выступающих из числа ребят, занимающихся в Научном обществе лицея и работающих в Совете лицеистов. Приложение 1 Каждый человек - уникальная и неповторимая личность Психологический тренинг Данный психологический тренинг представляет собой адаптированный вариант занятия, подготовленного на основе материалов статьи Т. Гавриловой Я - уникальная и неповторимая личность, опубликованной в газете Школьный психолог № 21, 2002г. Цели: 1. Познакомить ребят с понятием “терпимость”. 2. Показать, что терпимость к себе и другим людям взаимосвязаны. 3. Способствовать более быстрому установлению товарищеских отношений между подростками во вновь сформированном классе. Оборудование: 1. Карточки для написания имен участников занятия (приготовить заранее). 2. Булавки. 3. Ручки. 4. Зеркало (небольшое). 5. Шкатулка или коробочка, в которой размещается зеркало. 5. Мячик. Ход занятия Все участники вместе с ведущим садятся в круг, подписывают карточки-визитки и прикалывают их. Ведущий: Каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своем роде. Поэтому каждый человек должен бережно и с любовью относиться к себе. Мудрые люди говорят, что человек, который любит себя и уважает, так же относится и к окружающим, т.е. принимает людей такими, какие они есть, не стараясь их переделать. Это называется терпимостью. Вот и сегодня мы с вами попробуем проверить, как мы относимся к себе, а з...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1526
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|