Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа интегрированного курса литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности (кукольный театр) - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Программа интегрированного курса литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности (кукольный театр)


Автор(ы): Черныш Вера Андреевна, учитель начальных классов


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка.
Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у детей младшего школьного возраста, психологи часто ставят диагноз: “недоиграл”, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворения игры”. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы.
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним.
Цели данной программы
: создать оптимальные условия полноценного проявления индивидуальных и творческих способностей личности ребенка.
Задачи:
1. формировать положительную мотивацию к обучению средствами кукольного театра и интегрированного курса.
2. Развивать познавательную сферу обучающихся (память, внимание, воображение, восприятие, речь, мышление).
3. Формировать социально – активную личность в начальной школе.
Принципы построения программы:
    • Актуальность
    • Прогностичность
    • Целеустремленность
    • Результативность
    • Мотивационная готовность
    • Научность.
Содержание:
Учебный материал программы позволяет интегрировать курсы литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральная деятельность (“Кукольный театр”)
    • Литературное чтение: творческая работа над литературными произведениями и постановка спектаклей.
    • Изобразительное искусство: эскизы персонажей, эскизы декораций.
    • Трудовое обучение: изготовление персонажей и декораций к спектаклям своими руками.
    • Кукольный театр (постановка спектаклей)
2 класс общеобразовательной школы
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять голоса, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Программа общеобразовательной школы предусматривает

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлениях, образного мышления, воображения, фантазии.
Выполнение иллюстраций к спектаклю “Теремок”, “Непослушный котенок”, “Колосок”
Трудовое обучение
Программа общеобразовательной школы предусматривает

Основные операции шитья (разметка, раскрой ткани, подгибание ткани, приметывание швом “вперед иголку”).
Понятие о выкройке. Правила закрепления выкройки на ткани.
Коллективное составление плана работы. Приемы шитья швом “впередиголку”.
Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом.
Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки. Закрепление умений работать стеками. Развитие у детей пространственного мышления, умения воспроизводить объемную форму, выявлять взаимосвязь и размеры отдельных частей и изделия в целом. Отделка изделий из глины. Приемы стилизации в лепке.
Изготовление героев русских народных сказок
Лепка игрушек, по образцам (скопинской, новгородской, ярославской, курской, абашевской и других игрушек).
Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать пальчиковые куклы для Кукольного театра.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Занятия с детьми младшего возраста дают возможность.
• выявить природные способности обучающихся,
• снять физические и психологические зажимы, которые имеются у многих детей,
• проводя групповые занятия в игровой форме, где постоянно чувствуется потребность в общении, подвести детей к созданию коллектива, •разбудить в младших школьниках первые ростки специализации, дав им возможность во время выступлений почувствовать себя актерами,
• воспитать в обучающихся чувство ответственности за общее дело.
Это позволяет изготавливать пальчиковые куклы для мини-спектаклей “Теремок”, “Колосок”, “Петрушкин цирк”
3 класс общеобразовательной школы
Литературное чтение
Программа общеобразовательной школы предусматривает

Уметь находить в тексте эпитеты, - сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность.
Уметь работать над загадками как развернутыми метафорами.
Уметь использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок; развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений.
Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием.
Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием.
Рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов.
Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев, их настроения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном).
Изобразительное искусство
Программа общеобразовательной школы предусматривает

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства показывает картина);
- чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи “радостных” цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда,
- применять навыки для оформления спектаклей кукольного театра.
Трудовое обучение
Программа общеобразовательной школы предусматривает

Обработка ткани, знакомство с основными операции по шитью.
Безопасность труда.
Личная гигиена.
Повторение, закрепление материала, пройденного во II классе.
Беседа: “Шелковые и шерстяные ткани”.
Швы “строчка” и “стебельчатый”, техника исполнения и назначения
Изготавливаем нарукавные повязки, мягкие игрушки.
Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом
Обобщение ранее полученных знаний и умений по работе с глиной, пластилином, соленым тестом. Изготавливать героев сказок
Лепка глиняной посуды, игрушек по образцам (липецкая, орловская, дымковская, каргопольская, тульская игрушка)
Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать перчаточные куклы для Кукольного театра: “Целебная травка”, “лесная школа”, “У Слоненка день рождения” и т.д.
КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР
Материал обучения второго года построен на повторении пройденного раньше, постепенно переходя к выполнению от простых заданий к сложным.
Занятия с детьми 2-го года обучения дают возможность
• Постепенно переходить от игры к серьезным занятиям актерским мастерством.
• Во время работы над спектаклем сплотить коллектив в единое целое, занятое общим делом.
• Повысить ответственность детей при помощи назначения их ассистентами режиссера, костюмерами, декораторами. Сделать детей полноправными помощниками педагога в творческом процессе.
• Воспитывать активную общественную направленность.
• Воспитывать чувство уважения к товарищам по коллективу, в котором происходит работа.
• Научить ребят трудиться. В ходе работы над спектаклем дети привыкают к мысли, что без кропотливого труда спектакль поставить невозможно.
4 класс
Литературное чтение
Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений

Организация практикумов по выразительному чтению:
а) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания (“задувание пламени воображаемой свечи”), силы голоса, дикции;
б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением;
в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением.
Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.
Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания.
Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок: “Красная Шапочка”, “Лиса и волк”, “Лягушка-путешественница”.
Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовольствия при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Программа общеобразовательной школы предусматр...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2473

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340