Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО
Программа интегрированного курса литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральной деятельности (кукольный театр)
Автор(ы): Черныш Вера Андреевна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а не способность чувствовать, думать и творить. Педагогическая установка в первую очередь на развитие мышления превращает эмоционально-духовную сущность ребенка во вторичную ценность. Современные дети знают гораздо больше, чем их сверстники 10—15 лет назад, они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограниченны, а игры однообразны. Кроме того, в последнее время многие дошкольники не посещают детские сады, а куклы Барби, тамагочи и компьютеры не способны компенсировать отсутствие детского сообщества, без которого невозможно полноценное психическое и социальное развитие личности ребенка. Отмечая недостаток наблюдательности, творческой выдумки у детей младшего школьного возраста, психологи часто ставят диагноз: “недоиграл”, т.е. не натренировал свою фантазию и воображение в непредсказуемом и радостном процессе “сотворения игры”. Как правило, такие дети не умеют занять себя в свободное время и на окружающий мир смотрят без удивления и особого интереса, как потребители, а не как творцы. С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе. Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств — музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожиться вместе с ним. Цели данной программы: создать оптимальные условия полноценного проявления индивидуальных и творческих способностей личности ребенка. Задачи: 1. формировать положительную мотивацию к обучению средствами кукольного театра и интегрированного курса. 2. Развивать познавательную сферу обучающихся (память, внимание, воображение, восприятие, речь, мышление). 3. Формировать социально – активную личность в начальной школе. Принципы построения программы: - Актуальность
- Прогностичность
- Целеустремленность
- Результативность
- Мотивационная готовность
- Научность.
Содержание: Учебный материал программы позволяет интегрировать курсы литературного чтения, изобразительного искусства, трудового обучения и театральная деятельность (“Кукольный театр”) - Литературное чтение: творческая работа над литературными произведениями и постановка спектаклей.
- Изобразительное искусство: эскизы персонажей, эскизы декораций.
- Трудовое обучение: изготовление персонажей и декораций к спектаклям своими руками.
- Кукольный театр (постановка спектаклей)
2 класс общеобразовательной школы ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Совершенствование звуковой культуры речи; развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата, для отработки и закрепления правильной артикуляции гласных и согласных в словах и фразах. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения соотнесение его с содержанием высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять голоса, умение увеличивать и уменьшать силу голоса (от громкой речи до шепота и наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Программа общеобразовательной школы предусматривает Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов. Эмоционально-эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлениях, образного мышления, воображения, фантазии. Выполнение иллюстраций к спектаклю “Теремок”, “Непослушный котенок”, “Колосок” Трудовое обучение Программа общеобразовательной школы предусматривает Основные операции шитья (разметка, раскрой ткани, подгибание ткани, приметывание швом “вперед иголку”). Понятие о выкройке. Правила закрепления выкройки на ткани. Коллективное составление плана работы. Приемы шитья швом “впередиголку”. Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом. Обобщение ранее полученных сведений о приемах лепки. Закрепление умений работать стеками. Развитие у детей пространственного мышления, умения воспроизводить объемную форму, выявлять взаимосвязь и размеры отдельных частей и изделия в целом. Отделка изделий из глины. Приемы стилизации в лепке. Изготовление героев русских народных сказок Лепка игрушек, по образцам (скопинской, новгородской, ярославской, курской, абашевской и других игрушек). Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать пальчиковые куклы для Кукольного театра. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Занятия с детьми младшего возраста дают возможность. • выявить природные способности обучающихся, • снять физические и психологические зажимы, которые имеются у многих детей, • проводя групповые занятия в игровой форме, где постоянно чувствуется потребность в общении, подвести детей к созданию коллектива, •разбудить в младших школьниках первые ростки специализации, дав им возможность во время выступлений почувствовать себя актерами, • воспитать в обучающихся чувство ответственности за общее дело. Это позволяет изготавливать пальчиковые куклы для мини-спектаклей “Теремок”, “Колосок”, “Петрушкин цирк” 3 класс общеобразовательной школы Литературное чтение Программа общеобразовательной школы предусматривает Уметь находить в тексте эпитеты, - сравнения, метафоры, умение подбирать варианты сравнений, сопоставлять их с авторским отбором средств художественной выразительности, накапливать опыт восприятия и осмысления метафор, умение видеть и ценить их иносказательную выразительность. Уметь работать над загадками как развернутыми метафорами. Уметь использовать метафоры при составлении детьми собственных загадок; развитие у них творческого, образного видения предмета, которое способствует накоплению образных обобщений. Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием. Развивать внимание детей к средствам художественной выразительности путем целенаправленных упражнений: заполнение пропусков в художественном описании предмета, сравнение своих вариантов подбора слов с авторским описанием. Рисование портретов героев литературных произведений, подборка к ним музыкальных характеристик, словесное описание портретов. Сопоставление особенностей художественных образов, созданных разными видами искусства, эмоционально-эстетическая оценка изображения героев, их настроения в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном). Изобразительное искусство Программа общеобразовательной школы предусматривает - выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства показывает картина); - чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний; - выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке; - соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм); - чувствовать и определять холодные и теплые цвета; - выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира; - использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге; - творчески применять простейшие приемы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав; - использовать силуэт и светлотный контраст для передачи “радостных” цветов в декоративной композиции; - расписывать готовые изделия согласно эскизу; - применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда, - применять навыки для оформления спектаклей кукольного театра. Трудовое обучение Программа общеобразовательной школы предусматривает Обработка ткани, знакомство с основными операции по шитью. Безопасность труда. Личная гигиена. Повторение, закрепление материала, пройденного во II классе. Беседа: “Шелковые и шерстяные ткани”. Швы “строчка” и “стебельчатый”, техника исполнения и назначения Изготавливаем нарукавные повязки, мягкие игрушки. Приемы работы с глиной, пластилином, соленым тестом Обобщение ранее полученных знаний и умений по работе с глиной, пластилином, соленым тестом. Изготавливать героев сказок Лепка глиняной посуды, игрушек по образцам (липецкая, орловская, дымковская, каргопольская, тульская игрушка) Исходя из этого возможно под руководством учителя изготавливать перчаточные куклы для Кукольного театра: “Целебная травка”, “лесная школа”, “У Слоненка день рождения” и т.д. КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР Материал обучения второго года построен на повторении пройденного раньше, постепенно переходя к выполнению от простых заданий к сложным. Занятия с детьми 2-го года обучения дают возможность • Постепенно переходить от игры к серьезным занятиям актерским мастерством. • Во время работы над спектаклем сплотить коллектив в единое целое, занятое общим делом. • Повысить ответственность детей при помощи назначения их ассистентами режиссера, костюмерами, декораторами. Сделать детей полноправными помощниками педагога в творческом процессе. • Воспитывать активную общественную направленность. • Воспитывать чувство уважения к товарищам по коллективу, в котором происходит работа. • Научить ребят трудиться. В ходе работы над спектаклем дети привыкают к мысли, что без кропотливого труда спектакль поставить невозможно. 4 класс Литературное чтение Развитие воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия окружающего мира с помощью целенаправленных упражнений Организация практикумов по выразительному чтению: а) проведение упражнений по технике речи, упражнений с элементами игры для тренировки дыхания (“задувание пламени воображаемой свечи”), силы голоса, дикции; б) овладение правилами литературного произношения слов (орфоэпическими правилами), словесным ударением; в) работа над интонацией (темпом, ритмом, логическим ударением, мелодикой речи и чтения). Произнесение стихотворных строк с различными смысловыми оттенками, с различными намерениями (с разным подтекстом): с осуждением, похвалой, одобрением. Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений. Правила подготовки к выразительному чтению; обдумать содержание, представить себе изображенную картину, услышать звучание строки, фразы и уловить их мелодичность; осмыслить исполнительскую задачу. Развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания. Коллективное (индивидуальное) создание своего варианта развития сюжета известных сказок: “Красная Шапочка”, “Лиса и волк”, “Лягушка-путешественница”. Формирование потребности в общении с книгой, в постоянном чтении художественной литературы, формирование желания обсудить услышанное и прочитанное; создание условий для возникновения у детей чувства радости, удовольствия при встрече с произведениями известных авторов, при их перечитывании. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО Программа общеобразовательной школы предусматр...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2473
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|