Главная / Методические материалы / Преподавание русского языка
Интегрированный урок права, риторики и русского языка по теме Судебный процесс
Автор(ы): Тайлакова Елена Алексеевна, учитель истории и обществознания; Чертыкова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Форма урока: деловая игра. Цель: развитие речевых коммуникаций и закрепление знаний о работе органов судебной власти Р.Ф. Задачи: - формировать навыки в употреблении книжных стилей;
- познакомить на практике с работой органов судебной власти;
- способствовать социализации личности учащихся, ориентировать 9-классников в мире профессий;
- развивать коммуникативные навыки учащихся.
Оборудование урока: - уголовный кодекс РФ;
- мультимедийная установка;
- опорные схемы на доске (Приложение №1);
- раздаточный материал в виде опорных схем (Приложение №2);
- мантия и “молоток” для судьи.
Пространство урока: столы и стулья расставлены, как в зале судебного заседания. Пояснительная записка: современный урок предполагает социализацию личности, развитие коммуникативных навыков учащихся. Поэтому возникает необходимость в практико-ориентированных уроках, отражающих современные реалии. Именно форма деловой игры позволяет вовлечь в активную деятельность всех учащихся. Она дает возможность осознать учащимся значимость умений и навыков из различных учебных дисциплин. Только сегодня российское общество осознает необходимость преподавания речевых коммуникаций будущим юристам. Интегрированные уроки права, риторики и русского языка дают учащимся возможность сформировать грамотную деловую речь, применяемую в официальной обстановке. На предыдущих уроках права, русского языка и риторики учащиеся получили следующее домашнее задание: посетить заседание судебного процесса и послушать, как идет судебное разбирательство; повторить лексику официально-делового стиля, записать в тетради официальные обращения в ситуации судебного процесса, составить характеристику в деловом стиле на ученика 9 класса. Ход урока - Мотивация. Демонстрация на мультимедиа примера неправильной речевой коммуникации.
- Постановка цели урока.
- Знакомство с условиями деловой игры, представление участников судебного процесса.
- Повторение профессиональной лексики, стандартных фраз, применяемых в уголовном процессе. Обратить внимание учащихся на опорные схемы на столах.(“Нормы права”, “Правонарушения”, “Юридическая ответственность”)
Фабула (т.е. суть) дела Девятиклассник Саша Климов принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил его продемонстрировать одноклассникам, В качестве “объекта” он выбрал Колю Шарова, низкорослого, тщедушного мальчика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожиданно для Коли направил на него струю, от которой тот не успел увернуться. Коля схватился за глаза и закричал от боли. Одноклассники засмеялись. Колю Шарова доставили в больницу. Через несколько дней врачи сообщили, что он навсегда потерял зрение. Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч. 1 ст. 111 УК РФ. Подсудимыми стали Саша Климов и его одноклассники, участвовавшие в “демонстрации” газового баллончика. Участники уголовного процесса: 1. Судья (ведет уголовный процесс: зачитывает фабулу дела, определяет порядок допроса подсудимых, задает им вопросы сам, дает возможность другим участникам процесса по очереди задавать вопросы подсудимым, предоставляет слово для выступлений прокурорам и адвокатам, зачитывает приговор). 2. Основной подсудимый: Саша Климов. Его роль может взять на себя любой ученик класса. Подсудимый рассказывает о происшедшем так, как он это видит, не забывая при этом свои интересы. Он может признать или не признать вину, может обосновывать свои действия, защищая себя, может глубоко раскаиваться и т. д. 3—5. Соучастники (их 3 человека): их роль аналогична роли основного подсудимого. 6. Потерпевший: Коля Шаров, со своей стороны, поясняет суть дела, а также рассказывает о своем теперешнем самочувствии. 7—8. Прокуроры (главный прокурор и его помощник): они могут распределить свои функции, допустим, так: один обвиняет основного подсудимого, а другой — соучастников, действия которых однотипны. Их речи строятся по следующей схеме: а) общественная опасность деяния; б) вина подсудимых; в) квалификация деяния (указать статьи УК РФ); г) отягчающие обстоятельства; д) отрицательные черты личности подсудимого, если имеются; е) мера наказания. 9— 12. Адвокаты (защитники): их количество должно совпадать с количеством подсудимых. В уголовном процессе они могут задавать вопросы всем подсудимым, преследуя цель обелить своего подзащитного. Их речи строятся по такой схеме: а) виновен ли их подзащитный; б) причины совершения им преступления; в) квалификация его деяния (если он виновен); г) смягчающие обс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1845
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|