Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Тренинговое занятие для детей среднего школьного возраста по теме Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией? - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Тренинговое занятие для детей среднего школьного возраста по теме Что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией?


Автор(ы): Ераскина Людмила Владимировна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья воспитанников.
Задачи:
  1. Актуализировать у воспитанников внешний образ агрессивности человека, предоставить возможность сравнить себя с данным образом.
  2. Стимулировать вербализацию отношения воспитанников к ситуации агрессивного воздействия.
  3. Продолжить обучать воспитанников способам самоконтроля – отрабатывать навык реагирования на агрессивные воздействия.
  4. Проанализировать изменение отношения воспитанников на ситуацию агрессивного воздействия.
Требования к оборудованию:
Занятие проводится в комнате, оснащенной креслами или стульями по количеству участников, расположенными по кругу. Необходимо место для проведения игры на разрядку эмоционального напряжения.
Оборудование:
  • Контур палитры из картона – 2 штуки,
  • Гуашь, кисти,
  • Таблички “согласен”, “не согласен”,
  • Бумага,
  • Ручки,
  • Карточки с ситуациями агрессивного воздействия,
  • Карточки с названиями цветов “белая”, “черная”, “красная”, “желтая”, “зеленая”, “синяя”,
  • Магнитофон, аудиокассеты с релаксационной музыкой.
Предварительная работа:
Знакомство со сказкой “Притча о старом Шляпнике” (Эдвард де Боно). Изготовление воспитанниками шляп разного цвета. Воспитанники пишут на карточках трудные ситуации, которые хотели бы разобрать.
Продолжительность занятия: 60 минут.
Количество участников: 12 человек.

Ход занятия

Участники сидят в кругу.

1. Приветствие

Цель: установление контакта с воспитанниками, атмосферы доверия и взаимопонимания.
Ведущий: Я рада видеть вас всех вместе. Внутренне улыбнитесь себе и всем присутствующим. Молодцы! Я рада видеть ваши глаза и улыбки!

2. Целевая установка

Цель: создание дружелюбного и безопасного настроя воспитанников на взаимодействие.
Ведущий: На занятиях мы учимся вести себя среди людей, общаться с детьми в группе и в классе, общаться на равных, без унижения и обид, выходить из трудных ситуаций. Эту работу мы продолжим и сегодня.

3. Упражнение “Палитра настроения”

Цель: помочь воспитанникам осознать собственные чувства.
Время: 5 минут.
Ведущий: Мне важно знать ваше настроение, в какой цвет вы его окрасите. Нарисуйте на палитре свое настроение, выбрав необходимый цвет. Какое настроение у группы?

4. Психологический настрой на уверенность в себе

Цель: создание в группе климата психологической безопасности.
Время: 3 минуты.
Ведущий: Чтобы сейчас мы почувствовали себя увереннее, давайте выполним упражнение психологического настроя. Сядьте удобно. Кто желает, закройте глаза. Сосредоточьтесь на себе, на своих внутренних ощущениях. Почувствуйте, что вы смотрите в небо. Почувствуйте небо внутри себя. Ощутите его бесконечность, позвольте себе раствориться в нем. Тело отдыхает, а сознание бодрствует. Оно активно. Вы слушаете мой голос… Сосредоточьтесь на нем! Почувствуйте, как хорошо я к вам отношусь. И пусть каждое мое слово найдет отклик в вашем сердце. Я настраиваю вас на активную и творческую работу. У вас все будет получаться! Ваша голова сильная, умная. Вы полны бодрости, сил, знергии и уверенности в себе! Почувствуйте прилив жизненных сил. Вы талантливы! И у вас все получится! Хорошо… Тихонько открываем глаза.

5. Упражнение “Ассоциации”

Цель: дать возможность каждому воспитаннику выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения.
Время: 7 минут.
Ведущий: Продолжаем работу. На прошлом занятии мы говорили об агрессии. Подберите слова, на что похожа “агрессия” (злость, кулак, слезы, т.д.). подберите слова, на что похожа “улыбка” (солнце, подарок, друг, т.д.). Вы обратили внимание, какая атмосфера создалась в группе при слове “агрессия”? (тягостная). А какая атмосфера появилась при слове улыбка? (теплая, радостная).
Тема занятия: Сегодня мы поговорим, что мне делать со своей агрессией? Что мне делать с чужой агрессией? Сначала проведем дискуссию.

6. Дискуссия “Согласен – не согласен”

Цель: дать возможность каждому воспитаннику выяснить свои взгляды на проблему агрессивного поведения; закрепить умения высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Время: 10 минут.
Ведущий: Я скажу утверждение, вам необходимо сделать выбор – согласны вы или нет с данным высказыванием. У нас получится две команды “согласен” и “не согласен”.
Утверждение “Агрессивному человеку живется легко”.
В течение 3 минут необходимо подготовить доказательства того, что агрессивному человеку живется легко – одна команда, трудно – другая команда. Затем один человек от каждой команды зачитывает доказательства, выработанные командой. Участники другой команды могут задавать вопросы. После обсуждения предложить участникам, хотят ли они перейти в другую команду. Почему вы изменили свое мнение?
Обобщение: мы узнали противоположные точки зрения отношения к агрессивности человека. Нашли положительное и отрицательное. Каждый для себя решит, каким ему быть легче.

7. Игра “Изобрази агрессию”

Цель: помочь воспитанникам снять мышечное и эмоциональное напряжение; увидеть внешний образ агрессивности человека.
Время: 5 минут.
Ведущий: Для того, чтобы вы могли увидеть образ агрессивности человека, давайте попробуем изобразить агрессию разными способами. Мы будем свободно ходить по залу, я называю средство, вы показываете.
Ведущий предлагает воспитанникам изобразить “агрессию” ногой, рукой без кулака, плечом, глазами, ртом, звуками “мяу”, “чик-чирик”, словами “здравствуйте”, “что получила на контрольной” и т.д.
Обсуждение:
– Как вы себя чувствовали?
– Понравился ли вам внешний образ агрессивного человека?

8. Упражнение “Имя обидчика”

Цель: ознакомление воспитанников с одним из способов саморегуляции.
Время: 3 минуты.
Ведущий: Задумайте человека, на которого вы хоть немного сердиты, напишите его имя на листочке. Сверните и уберите в карман. К нему мы вернемся позже.

9. Упражнение “Шесть шляп”

Цель: обучение воспитанников эффективному способу решения трудных ситуаций.
Время: 15 минут.
Ведущий: Есть разные способы, как справиться со своей агрессией. Вы уже знаете сказку “О старом шляпнике”. Кто напомнит коротко ее смысл (содержание)? После смерти отца сыновья получили в наследство шляпы разного цвета. Их судьба сложилась по-разному, в зависимости от того, как они воспринимали окружающий мир.
Сегодня мы разберем одну ситуацию. В течение недели вы писали ситуации, которые хотели бы разобрать. Вы разрешили их озвучить. Выбирается карточка с ситуацией. Ведущий зачитывает ситуацию. Все придумывают имена главным действующим лицам. Каждый участник получает карточку с названием цвета и находит себе пару. Пары в соответствии с цветом на карточке разбирают ситуацию.
“Белая шляпа” – вам предлагается надеть белую шляпу и изложить только факты, последовательность событий в проблемной ситуации. Информацию, полученную с помощью “белой шляпы”, полезно записать в виде схемы:
сначала… – потом… – затем… – и тогда… – и наконец…
“Черная шляпа”
– теперь предлагаем черную шляпу. Пожалуйста, расскажите, что для вас (и для других, если это конфликт) самое плохое в этой ситуации, самое неприятное. Попробуйте посмотреть в будущее и сказать, какие отрицательные последствия могут вас (и другого) ожидать. Что самое страшное может произойти?
“Красная шляпа” – в красной шляпе говорят только о чувствах. Что вы (другие) чувствовали, когда все происходило? Менялись ли чувства? Здесь можно опираться на схему (смотри белую шляпу). Работа с красной шляпой завершается после ответа на вопрос: когда все это закончилось, что вы (другие) испытали?
“Желтая шляпа” - у любого события есть всегда положительные стороны. Теперь на вас желтая шляпа, она помогает посмотреть на эту ситуацию с положительной стороны. Итак, что хорошего в том, что произошло для вас? Что хорошего в этой ситуации для другого? Умение видеть хорошее – очень важное качество. Это не значит, что мы надевает розовые очки. Мы надеваем желтую шляпу и учим свой ум и душу видеть хорошее.
“Зеленая шляпа” - теперь полезно надеть зеленую шляпу творчества. В этом случае можно предложить нарисовать ситуацию, сочинить про нее стишок или частушку. Подумать, какие ассоциации приходят вам в голову в связи с этой ситуацией. С каким музыкальным или литературным произведением, героем связана ситуация? Даже неприятность может вызвать вдохновение. Главное, не терять чувства юмора и не забывать о зеленой шляпе. Также можно подумать и предложить творческий выход из этой ситуации.
“Синяя шляпа” - мы с вами примерили почти все шляпы. Пока мы это делали, наше состояние изменилось. Мы рассмотрели ситуацию с разных сторон, увидели в ней плохие и хорошие моменты. Знаете ли вы, что трудные ситуации мудрые люди называют жизненными уроками? Каждая ситуация нас учит чему-то. Теперь вы наденьте синюю шляпу, и она поможет вам узнать, какой жизненный урок преподнесла вам эта ситуация и почему для вашей жизни будет важен этот опыт.
После разбора ситуации ведущий предлагает развернуть свои листочки, еще раз подумать об этом человеке. Изменилось ли ваше отношение к этому человеку? Что вы сейчас чувствуете?
Вывод: если попытаетесь понять человека, почему он это сделал, то агрессию проявлять уже не хочется.
– Какие еще способы вам помогают справиться с собственной агрессией?

10. Упражнение “Живая анкета”

Цель: обучение воспитанников вербализации своих ощущений.
Время: 7 минут.
Ведущий: Занятие подходит к концу, и мне интересно знать:
  • Что вам понравилось на занятии?
  • Что вам не понравилось на занятии?
  • Что пригодится в жизни?
Домашнее задание:
Ведущий: Понаблюдайте, пожалуйста, есть ли среди ваших одноклассников агрессивные ученики, как они себя ведут. Портрет агрессивного ученика мы обсудим на следующем занятии.

11. Упражнение “Палитра настроения”

Цель: помочь воспитанникам прояснить собственные состояния, переживания.
Время: 5 минут.
Ведущий: В какой цвет сейчас вы окрасите свое настроение, нарисуйте, пожалуйста.
Обсуждение: Изменился ли цвет вашего настроения?

12. Пожелание

Цель: поддержка настроя воспитанников на дальнейшую самостоятельную работу.
Будьте спокойны, не надо нервничать,
Если вам кажется, что не везет.
Будьте спокойны, пускай не сегодня,
Завтра уж точно удача придет.
Всего вам доброго!

Притча о старом Шляпнике

Эдвард де Боно

Жил-был старый мудрый Шляпник. Из всех земных богатств был у него лишь цветной фетр. На зато он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы и чепчики. Просветленными и одухотворенными, решительными и твердыми духом выходили из мастерской старого Шляпника люди, унося свой заказ. Стоит ли говорить о том, как славился своим умением Мастер, как благодарны были ему люди за чудесные шляпы, в которых таился Великий секрет Великого Мастера.
Но шли годы, и настало то время, когда ушел в иной мир старик Шляпник, оставив шестерым своим сыновьям мастерскую, обрезки цветного фетра и шляпы. Шесть разноцветных шляп. Белую шляпу, красную, черную, желтую, зеленую, синюю. “Видимо это и есть тот необыкновенный заказ, над которым в последнее время так самозабвенно трудился отец”, – решили сыновья Шляпника. “Значит, скоро должен появиться и заказчик, который щедро расплатится с нами за отцовскую работу. Мы разделим вырученные деньги и сможем отправиться с ними по свету”, – планировали они. Но сколько ни ждали сын...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2101

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340