Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба
Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении
Автор(ы): Васильева Ольга Анатольевна, педагог-психолог
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и от того, как оно протекает в этот возрастной период, зависит во многом будущее ребенка. С ранней возрастной ступени, с момента начальной стадии познания окружающего мира и себя как субъекта в нем, при наличии неблагоприятных факторов на личность ребенка (неполноценное и поверхностное его воспитание, неблагоприятная среда, неверные образцы ролевого поведения в период идентификации ребенка с окружающими его значимыми для него людьми и т.д.) возникают неверные представления у ребенка о себе, о своих возможностях, формируются неверные ценностные ориентации. В данном возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что опять таки зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей его интеллектуального развития. Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро. Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что основными психологическими задачами данного возраста является самоопределение в сексуальной, психологической и социальной сферах, т.е. удовлетворение физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростка; потребности в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе; потребности в независимости от семьи; потребности в привязанности (в доверительных и глубоких отношениях); потребности в успехе, в проверке своих возможностей; потребности в самореализации и развитии собственного “Я”. Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводит к гиперкомпенсированному, аддиктивному, патохарактерологическому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков. Один из психологических принципов гласит: “Измени ситуацию, а если не можешь, то измени свое отношение к ней”. Именно этот принцип лежит в основе задач, преследуемых мною в работе с данным контингентом детей. Но ребенок, формирующийся в негативной обстановке с неверными ценностными представлениями, не в состоянии оценивать ту или иную ситуацию адекватно, поэтому, на мой взгляд, важно помочь ему в этом. Подобные перемены возможно осуществить двумя способами: - психологическим воздействием на семью, т.е. на саму ситуацию;
- извлечением ребенка из прежней среды и помещением его в новые благоприятные социальные условия, т.е. изменением ситуации.
Но и в первом, и во втором случае начинать работу необходимо с самого ребенка, т.е. со стабилизации его эмоционального фона, с осознания наличия собственной проблемы и с создания установки на желание ее преодолеть. Основные направления Программы: - осуществление коррекции понимания своего положения и формирование позитивной установки на будущее;
- коррекция самооценки и восприятия себя как субъекта социальных контактов;
- коррекция отношения к окружающим как субъекта межличностных отношений, столь необходимых для личности в период ее становления.
На мой взгляд очень важно уделить внимание в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и с педагогически запущенными детьми именно деятельности мимической, вербальной, эстетической и физической направленности. Считаю, что эффективность коррекционно – развивающих занятий возможна, как психоэмоциональная и поведенческая коррекция, именно через социальное взаимодействие и сотрудничество взрослого и ребенка, именно при наличии деятельностного подхода в данном коррекционном процессе. Цель: содействие личностному росту и самоопределению личности ребенка, а именно, преодолению ребенком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем. Задачи: - создать условия для самопознания и личностного роста ребенка, для формирования “Я– концепции” посредством психологических тренингов, проигрывания ситуаций, обсуждений и коммуникативных игр;
- сформировать установку на успех и желание самостоятельно сделать шаг в данном направлении;
- дать возможность ребенку увидеть, а частично и реализовать, способы удовлетворения потребностей, определенных возрастным этапом развития, получить новый опыт, используя метод контраста между позитивным способом реализации своих потребностей и негативным, подводя осторожно к выбору в собственную пользу, не идущему в разрез с общепринятыми нормами;
- подготовить ребенка к инициации, своего рода проверке, испытанию, создавая при этом комфортные условия для работы, т.е. создавая атмосферу доверия и творчества;
- помочь ребенку в преодолении эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, влияя на рост позитивной самооценке и позитивного принятия окружающих его людей;
- оказать помощь росту познавательной активности подростка, привлекая его к решению различных когнитивных и творческих задач.
Этапы работы: - Более глубокое самопознание и установка на успех в решении собственных проблем.
- Коррекция самовосприятия и самооценки, устранение коммуникативных проблем.
- Стимулирование познавательной активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.
Участники группы: младшие подростки (10–12 лет). Количество участников группы: 5–8 человек. Основные правила группового взаимодействия. Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия ребенка к педагогу, порождаемой поведением самого педагога, важным является выполнение правил групповой работы: – Дети рассаживаются по кругу или в полукруг. – Каждому предоставляется возможность участвовать. – В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди. – Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок. – Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать. – Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией. Руководителю группы необходимо помнить, что каждый ребенок нуждается в поощрении и позитивном эмоциональном подкреплении. Методы, используемые в работе: - мозговой штурм;
- дискуссия;
- драматические представления;
- выступления;
- ролевое моделирование;
- обсуждение;
- группы обучения;
- метод пиктограмм;
- описания;
- диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование.
Предполагаемый результат: - улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
- благоприятный психологический климат в детском коллективе;
- осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками;
- повышение толерантности по отношению к окружающим;
- умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
- стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Примечание. Материал предлагается с учетом возрастного восприятия детей, может варьироваться, комбинироваться в зависимости от рабочей группы и рабочей ситуации в данной группе. Программа рассчитана на 12 практических и 2 диагностических занятия – всего 14 часов. Диагностический срез на начало работы предлагаю осуществить при помощи следующих методик: - Диагностика стойких личностных качеств (“Дерево” Коха, “Несуществующее животное”, “Личностный опросник” Кеттелла, “Прекции в образах”, “Фрейбургская анкета агрессивности”, “HAND” – тест).
- Диагностика эмоционального состояния (“ЦТО” Люшера, “Личностная шкала проявления тревожности” Спилбергера, “ТиД” – методика).
- Определение особенностей темперамента (методика Айзенка).
- Исследование мотивационной сферы ребенка (“Шкала оценки потребностей в достижении”, “Ценностные ориентации” М.Рокича, “Определение направленности личности” Баса, “Шкала самооценки” Роджерса.
- Исследование социальных контактов (“Социометрический прогноз” Коган, “Определение уровня межличностных отношений ребенка” Рене – Жиля).
Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных выше методик по параметрам: - работоспособность;
- познавательная активность;
- настроение;
- тревожность;
- защита;
- агрессия;
- самооценка;
- коммуникативные навыки.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЗАНЯТИЕ 1 - Знакомство:
“Я – имя” – как произнесено? С какой интонацией?; “Мяч в кругу” – назвать имя того, кому бросаешь мяч, и показать одно из положительных качеств этого ребенка; “Я люблю и не люблю” – реклама своих симпатий и антипатий. - Дискуссия “Человек может все!”.
- Диагностика: “Несуществующее животное”, “Дерево” Кохха, “ЦТО” Люшера.
- Упражнения на коррекцию гиперактивности: “Черепашки” – кто медленнее дойдет до финиша, “101 мяч” – в кругу дети договариваются глазами, кому бросить мяч; сначала в игре фигурирует один мяч, затем два и т.д. по мере натренированности игроков.
- Упражнение на преодоление психологического барьера: “Прорваться в круг” – по очереди участники находятся за кругом и пытаются договориться с остальными игроками, чтобы они пропустили внутрь круга.
- Рефлексия, аутотренинг “Я могу, хочу и буду!”.
ЗАНЯТИЕ 2 - Дублирование упражнений 1 цикла занятия № 1 с целью более глубокого осмысления отношения к себе и к ребятам в группе.
- Упражнения на снятие психо – мышечного и психо – эмоционального напряжения.
- Упражнения на закрепление объективной оценки друг друга, выработка позитивной самооценки и отношения к ребятам в группе: “Мнение” – что я думаю о соседе справа, “Метафоры” – придумать метафорическое прозвище соседу справа, которое бы полностью его характеризовало.
- Дискуссия: “За что уважают мальчика и за что – девочку?” – создать объективное и максимально верное мнение.
- Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности в поведении: “101 мяч”, “Черепашки”, “Мешочек гнева”. “Мешочек гнева” – с разной степенью силы бросается в мишень мешочек. Сила броска зависит от того, как ребенок реагировал бы на ту или иную ситуацию.
- “Прорваться в круг”.
- “Рисование настроения”.
- Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 3 - “Мяч в кругу” – говорим о своих “+” и “–”. Совместно с участниками группы ищем варианты, как можно воспользоваться своими положительными качествами и преодолеть отрицательные.
- Дискуссия “Как стать умнее?”
- Эстафета (вариант может быть любым, основная задача – дать каждому ребенку почувствовать себя успешным).
- Тест Спилбергера на выявление уровня самооценки.
- Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности (занятия № 1, 2).
- Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 4 - “Кто Я?” – словесный автопортрет, как ребенок себя видит и чувствует наедине и в группе.
- Дискуссия “Что такое “обман” и “самообман”? Как их избежать.
- Зарисовка “Расскажи честно ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1687
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|