Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении - Школьная психологическая служба - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Школьная психологическая служба

Программа психокоррекционной помощи детям младшего подросткового возраста, имеющим проблемы в эмоциональной сфере, в поведении и в общении


Автор(ы): Васильева Ольга Анатольевна, педагог-психолог


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Общение является ведущим видом деятельности в подростковом возрасте, и от того, как оно протекает в этот возрастной период, зависит во многом будущее ребенка.
С ранней возрастной ступени, с момента начальной стадии познания окружающего мира и себя как субъекта в нем, при наличии неблагоприятных факторов на личность ребенка (неполноценное и поверхностное его воспитание, неблагоприятная среда, неверные образцы ролевого поведения в период идентификации ребенка с окружающими его значимыми для него людьми и т.д.) возникают неверные представления у ребенка о себе, о своих возможностях, формируются неверные ценностные ориентации.
В данном возрасте центральным психологическим процессом является развитие самосознания. Это проявляется в новообразованиях данного возрастного периода: “чувство взрослости”, “чувство принадлежности к группе”, в появлении новых вопросов о себе, новых точек зрения, что опять таки зависит от среды, в которой ребенок воспитывается, и от особенностей его интеллектуального развития. Если среда неблагоприятна, а интеллектуальный уровень низок, то проблема самопознания и адекватной идентификации себя по отношению к окружающим людям встает наиболее остро.
Актуальность данной проблемы состоит еще и в том, что основными психологическими задачами данного возраста является самоопределение в сексуальной, психологической и социальной сферах, т.е. удовлетворение физиологической потребности, запускающей физическую и сексуальную активность подростка; потребности в безопасности, которую подросток находит в принадлежности к группе; потребности в независимости от семьи; потребности в привязанности (в доверительных и глубоких отношениях); потребности в успехе, в проверке своих возможностей; потребности в самореализации и развитии собственного “Я”.
Подростки очень часто в погоне за успехом, склонны преувеличивать свои возможности, склонны к риску и не в состоянии оценивать эту степень, чувство ценности собственной жизни еще недостаточно сформировано, и если среда плюс к этому недостаточно благоприятна, часто подросток отвергает себя как значимого для близких, а неуверенность в себе часто приводит к гиперкомпенсированному, аддиктивному, патохарактерологическому или делинквентному поведению, что не способствует прогнозированию и анализу собственных поступков.
Один из психологических принципов гласит: “Измени ситуацию, а если не можешь, то измени свое отношение к ней”. Именно этот принцип лежит в основе задач, преследуемых мною в работе с данным контингентом детей. Но ребенок, формирующийся в негативной обстановке с неверными ценностными представлениями, не в состоянии оценивать ту или иную ситуацию адекватно, поэтому, на мой взгляд, важно помочь ему в этом. Подобные перемены возможно осуществить двумя способами:
  • психологическим воздействием на семью, т.е. на саму ситуацию;
  • извлечением ребенка из прежней среды и помещением его в новые благоприятные социальные условия, т.е. изменением ситуации.
Но и в первом, и во втором случае начинать работу необходимо с самого ребенка, т.е. со стабилизации его эмоционального фона, с осознания наличия собственной проблемы и с создания установки на желание ее преодолеть.
Основные направления Программы:
  • осуществление коррекции понимания своего положения и формирование позитивной установки на будущее;
  • коррекция самооценки и восприятия себя как субъекта социальных контактов;
  • коррекция отношения к окружающим как субъекта межличностных отношений, столь необходимых для личности в период ее становления.
На мой взгляд очень важно уделить внимание в коррекционной работе с детьми, имеющими задержку психического развития и с педагогически запущенными детьми именно деятельности мимической, вербальной, эстетической и физической направленности. Считаю, что эффективность коррекционно – развивающих занятий возможна, как психоэмоциональная и поведенческая коррекция, именно через социальное взаимодействие и сотрудничество взрослого и ребенка, именно при наличии деятельностного подхода в данном коррекционном процессе.
Цель: содействие личностному росту и самоопределению личности ребенка, а именно, преодолению ребенком эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем.
Задачи:
  • создать условия для самопознания и личностного роста ребенка, для формирования “Я– концепции” посредством психологических тренингов, проигрывания ситуаций, обсуждений и коммуникативных игр;
  • сформировать установку на успех и желание самостоятельно сделать шаг в данном направлении;
  • дать возможность ребенку увидеть, а частично и реализовать, способы удовлетворения потребностей, определенных возрастным этапом развития, получить новый опыт, используя метод контраста между позитивным способом реализации своих потребностей и негативным, подводя осторожно к выбору в собственную пользу, не идущему в разрез с общепринятыми нормами;
  • подготовить ребенка к инициации, своего рода проверке, испытанию, создавая при этом комфортные условия для работы, т.е. создавая атмосферу доверия и творчества;
  • помочь ребенку в преодолении эмоциональных, поведенческих и коммуникативных проблем, влияя на рост позитивной самооценке и позитивного принятия окружающих его людей;
  • оказать помощь росту познавательной активности подростка, привлекая его к решению различных когнитивных и творческих задач.
Этапы работы:
  1. Более глубокое самопознание и установка на успех в решении собственных проблем.
  2. Коррекция самовосприятия и самооценки, устранение коммуникативных проблем.
  3. Стимулирование познавательной активности и желания использовать приобретенные навыки в реальной обстановке.
Участники группы: младшие подростки (10–12 лет).
Количество участников группы: 5–8 человек.
Основные правила группового взаимодействия.
Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия ребенка к педагогу, порождаемой поведением самого педагога, важным является выполнение правил групповой работы:
– Дети рассаживаются по кругу или в полукруг.
– Каждому предоставляется возможность участвовать.
– В каждый момент времени может говорить только один человек, можно по очереди.
– Каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы стать объектом критических нападок.
– Никто не может быть принужден к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать.
– Все, что обсуждается во время тренинга, считается конфиденциальной информацией.
Руководителю группы необходимо помнить, что каждый ребенок нуждается в поощрении и позитивном эмоциональном подкреплении.
Методы, используемые в работе:
  • мозговой штурм;
  • дискуссия;
  • драматические представления;
  • выступления;
  • ролевое моделирование;
  • обсуждение;
  • группы обучения;
  • метод пиктограмм;
  • описания;
  • диагностические методы: наблюдение, анкетирование, тестирование, интервьюирование.
Предполагаемый результат:
  • улучшение психо-эмоционального самочувствия ребенка;
  • благоприятный психологический климат в детском коллективе;
  • осознание собственной индивидуальности, принятие себя как личности, имеющей собственный портфолио и умеющей работать над своими недостатками;
  • повышение толерантности по отношению к окружающим;
  • умение вырабатывать иммунитет на внешние негативные воздействия;
  • стабилизация эмоционального состояния и контроль собственного поведения адекватно ситуации.
Примечание.
Материал предлагается с учетом возрастного восприятия детей, может варьироваться, комбинироваться в зависимости от рабочей группы и рабочей ситуации в данной группе.
Программа рассчитана на 12 практических и 2 диагностических занятия – всего 14 часов.
Диагностический срез на начало работы предлагаю осуществить при помощи следующих методик:
  1. Диагностика стойких личностных качеств (“Дерево” Коха, “Несуществующее животное”, “Личностный опросник” Кеттелла, “Прекции в образах”, “Фрейбургская анкета агрессивности”, “HAND” – тест).
  2. Диагностика эмоционального состояния (“ЦТО” Люшера, “Личностная шкала проявления тревожности” Спилбергера, “ТиД” – методика).
  3. Определение особенностей темперамента (методика Айзенка).
  4. Исследование мотивационной сферы ребенка (“Шкала оценки потребностей в достижении”, “Ценностные ориентации” М.Рокича, “Определение направленности личности” Баса, “Шкала самооценки” Роджерса.
  5. Исследование социальных контактов (“Социометрический прогноз” Коган, “Определение уровня межличностных отношений ребенка” Рене – Жиля).
Эффективность работы в группе отслеживается на каждом этапе деятельности и на каждом новом возрастном витке с помощью указанных выше методик по параметрам:
  • работоспособность;
  • познавательная активность;
  • настроение;
  • тревожность;
  • защита;
  • агрессия;
  • самооценка;
  • коммуникативные навыки.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ЗАНЯТИЕ 1
  1. Знакомство:
  2. “Я – имя” – как произнесено? С какой интонацией?;
    “Мяч в кругу” – назвать имя того, кому бросаешь мяч, и показать одно из положительных качеств этого ребенка;
    “Я люблю и не люблю” – реклама своих симпатий и антипатий.
  3. Дискуссия “Человек может все!”.
  4. Диагностика: “Несуществующее животное”, “Дерево” Кохха, “ЦТО” Люшера.
  5. Упражнения на коррекцию гиперактивности: “Черепашки” – кто медленнее дойдет до финиша, “101 мяч” – в кругу дети договариваются глазами, кому бросить мяч; сначала в игре фигурирует один мяч, затем два и т.д. по мере натренированности игроков.
  6. Упражнение на преодоление психологического барьера: “Прорваться в круг” – по очереди участники находятся за кругом и пытаются договориться с остальными игроками, чтобы они пропустили внутрь круга.
  7. Рефлексия, аутотренинг “Я могу, хочу и буду!”.
ЗАНЯТИЕ 2
  1. Дублирование упражнений 1 цикла занятия № 1 с целью более глубокого осмысления отношения к себе и к ребятам в группе.
  2. Упражнения на снятие психо – мышечного и психо – эмоционального напряжения.
  3. Упражнения на закрепление объективной оценки друг друга, выработка позитивной самооценки и отношения к ребятам в группе: “Мнение” – что я думаю о соседе справа, “Метафоры” – придумать метафорическое прозвище соседу справа, которое бы полностью его характеризовало.
  4. Дискуссия: “За что уважают мальчика и за что – девочку?” – создать объективное и максимально верное мнение.
  5. Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности в поведении: “101 мяч”, “Черепашки”, “Мешочек гнева”. “Мешочек гнева” – с разной степенью силы бросается в мишень мешочек. Сила броска зависит от того, как ребенок реагировал бы на ту или иную ситуацию.
  6. “Прорваться в круг”.
  7. “Рисование настроения”.
  8. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 3
  1. “Мяч в кругу” – говорим о своих “+” и “–”. Совместно с участниками группы ищем варианты, как можно воспользоваться своими положительными качествами и преодолеть отрицательные.
  2. Дискуссия “Как стать умнее?”
  3. Эстафета (вариант может быть любым, основная задача – дать каждому ребенку почувствовать себя успешным).
  4. Тест Спилбергера на выявление уровня самооценки.
  5. Упражнения на коррекцию гиперактивности и агрессивности (занятия № 1, 2).
  6. Рефлексия.
ЗАНЯТИЕ 4
  1. “Кто Я?” – словесный автопортрет, как ребенок себя видит и чувствует наедине и в группе.
  2. Дискуссия “Что такое “обман” и “самообман”? Как их избежать.
  3. Зарисовка “Расскажи честно ...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1687

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340