Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. Русская деревня после отмены крепостного права - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированный урок по отечественной истории XIX века. Русская деревня после отмены крепостного права


Автор(ы): Таранова Елена Александровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема урока: «Русская деревня после отмены крепостного права».
Цели и задачи урока:
  1. Определить социально-экономические особенности русской деревни второй половины XIX века; найти различия между прусским и американским путями аграрного развития.
  2. Развивать умения сравнивать, находить общее и различное, делать выводы, разрешать проблемы, анализировать произведения живописи и литературы.
  3. Через произведения живописи и литературы раскрыть положение крестьян, пробудить у учащихся чувство интереса к отечественной культуре.
Оборудование урока:
  1. Репродукции картин Перова «Тройка», «Проводы покойника».
  2. Отрывки из поэмы Некрасова Н.А. «Мороз, Красный Нос».
Ход урока
Вводное слово учителя.
Невесёлая картина:
Дождь стучит в окно,
Чуть горит в светце лучина,
По углам темно.
Стены, мокрые от пота,
Каплет с потолка;
Здесь живёт нужда, забота,
И тоска, тоска.
Людям душу надрывает
Дни и круглый год.
У светца старик зевает
Молча крестит рот;
Рядом в грязной рубашонке внук его сидит
Старый дедушка ребёнку
Сказку говорит,
Мир волшебный открывает перед ним шутя
И под сказку засыпает
Малое дитя.
В избу сноп внесла соломы
Горемыка мать,
Постлала и от истомы стала засыпать.
Лишь отцу его не спится
Он сидит угрюм
И не может позабыться от тяжёлых дум.
Вопрос классу: Чья жизнь, на ваш взгляд, описана в этом стихотворении?
Сегодня, рассмотрев тему «Русская деревня после отмены крепостного права», мы попробуем определить особенности русской деревни второй половины 19 века, и выявить новые черты в сельскохозяйственном развитии России этого периода.
Вопрос классу: Какие изменения произошли в русской деревне после подписания Манифеста 1861 года? Выделите изменения, которые, на ваш взгляд, оказали положительное и негативное влияние на жизнь крестьян.
Итак, в руках помещиков находятся огромные земельные площади. В составе помещичьего землевладения велик был вес латифундий (владения размером свыше 500 десятин). В хозяйстве помещиков возникали отношения аренды.
Вопрос классу: Что такое аренда? Как вы думаете, каковы причины появления арендных отношений в деревне?
Итак, крестьяне не имея необходимого количества земли, для того чтобы нормально жить, вынуждены были арендовать её у помещиков. Часто в качестве арендной платы крестьянин не мог ничего предложить, кроме своего труда. Так возникает отработочная система хозяйства.
(Отработки - это работа крестьянина на земле помещика со своим скотом и инвентарём за аренду земли.)
Вопрос классу: С какой повинностью была сходна отработочная система?
В некоторых поместьях широкое распространение получила издольщина, при которой крестьяне за аренду земли отдавали часть урожая.
Но были помещики, которые переходили к капиталистической системе хозяйствования. Они заводили собственный рабочий скот, покупали инвентарь, сельскохозяйственные машины, нанимали рабочих. Такая система хозяйства была характерна для Заволжья и Северного Кавказа, где помещичье землевладение было слабым.
Т.о.,во второй половине 19 в. сельское хозяйство в России развивалось двумя путями:
1) прусский путь- сохранение помещичьего землевладения с эксплуатацией крестьян.
2) американский – с использованием наёмного труда.
Ещё одной особенностью русской деревни является расслоение крестьянства: появление зажиточных крестьян (кулаков) с одной стороны и обнищание крестьян с другой стороны.
Вопрос классу: Как вы думаете, каковы причины этого процесса?
Хозяйственная и общественная жизнь российского крестьянина протекала в рамках общины, которая по реформе 1861 года получила статус сельского общества.
Вопрос классу: Вспомните, как изменилась община по Манифесту 1861 года? Какое самоуправление она получила?
Какова же была жизнь крестьян в сельской общине? Община строилась на сочетании коллективного пользования землёй и индивидуального ведения хозяйства. Крестьяне владели землёй чересполостно. Каждому двору нарезались полосы и хороших и плохих земель, и ближних и дальних, и на пригорке и в низине.
Вопрос классу: Как вы думаете, в чём плюсы и минусы такого землепользования?
Основным условием поддержания хозяйства был труд пахаря. Поэтому в большинстве общин земля распределялась по числу мужчин. Если в семье умирал мужчина, община отбирала его надел. Если рождался мальчик, он получал надел. Такие переделы земли получили название частные переделы. Но число родившихся обычно превышало число умерших. Возникшее несоответствие можно было устранить, если разбить общинные земли на новое число душ. Это называлось общим или коренным переделом. (Один раз в 12 лет).
Вопрос классу: К чему мог привести такой передел?
В черноземных губерниях передел был редким явлением. Как ни высоки здесь были выкупные платежи, надел всё же кормил крестьянскую семью, и крестьянин им очень дорожил. Долговременное отсутствие переделов приводило к появлению зачатков наследственного и завещательного права.
По-иному обстояли дела в нечерноземных губерниях. Здесь крестьянские наделы были обложены выкупными платежами сверх доходности. Только с помощью посторонних заработков крестьяне справлялись с ними. Занятые на работе в городе, крестьяне не всегда успевали обработать свои наделы. Всё больше становилось пустующих и заброшенных земель, На заработки в город шли не только взрослые мужчины, но и дети.
Как-то ранним утром к Василию Григорьевичу Перову, русскому художнику второй половины 19 в., постучали. Он вышел, и увидел на пороге сгорбленную старушку-крестьянку. Она молча подала ему свой скромный дар- узелок с яичками и начала плакать, произнося: «Сыночек-то мой». Наконец, утерев глаза полой своего заскорузлого полушубка, крестьянка рассказала художнику, что несколько лет назад он писал картину с её сына Васи. Тот заболел в прошлом году и умер, а она, продав весь ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1937

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340