Главная / Методические материалы / Преподавание физики
Программа элективного курса НИД (научно-исследовательская деятельность)
Автор(ы): Кондратова Галина Борисовна, учитель физики, замдиректора по МЭР
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин. Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин. Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников. Опираясь на опыт работы в Научном Обществе Учащихся школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям. Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике. Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов. Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ. Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность). Цели курса: - Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях);
- Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
- Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
- Совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучаемых:
- обучение методике ведения научного исследования;
- создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации;
- подготовка учащихся к обучению в ВУЗе.
Задачи: - Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
- Научить учащихся работать с различными источниками информации.
- Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
- Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в НИД имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования: – техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе. – ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий. – возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов. Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения. Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий. Программа элективного курса НИД рассчитана на 34ч (1 час в неделю). Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности. Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии. При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, комнаты боевой славы, выставки и экспозиции, архивы, Интернет. Развивающий аспект цели курса: - Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости.
- Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности.
По окончании курса учащийся должен: Знать Уметь: - работать с разными источниками;
- определять объект и предмет, методы исследования;
- определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
- проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
- Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
- работать с программой Microsoft Office Power Point.
Владеть: - методами обработки информации из различных источников;
- методами решения экспериментальных задач;
- методами рационального запоминания;
- навыками публичных выступлений.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература. Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору). Тематическое планирование элективного курса НИД №
| Тема. Основное содержание
| Кол-во часов
| Форма
| Список литературы для учащихся
| Список литературы для педагога
| 1.
| Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.
| 3
| Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы. Тестирование
| 4,6, 32
| 2, 4,10, 18, 25, 32 <Презентация>
| 2
| Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.
| 2
| Лекция. Практическая работа
| 3, 21, 32
| 7, 9. 11
| 3
| Определение объекта и предмета исследования.
| 1
| Логическая цепочка научного познания.
| 42
| 9, 11, 18 <Презентация>
| 4.
| Методы исследования: - понятие о методах исследования;
- эмпирические методы;
- теоретические методы.
| 2
| Лекция. Практическая работа в мини-группах (с каталогом библиотеки, архивом Новопортовской школы-интерната, рыбзавода, поиск информации в Интернет, в электронных учебниках)
| 3, 9, 14
| 4, 8, 12 <Презентация>
| 5
| Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.
| 1
| Лекция. Практическая работа.
| 27, 32
| 4, 12 <Презентация>
| 6
| Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере сказки «Репка».
| 2
| Лекция. Практическое занятие (по сказке)
| 14, 32
| 12, 18 <Презентация>
| 7
| Работа с программой Power Point
| 4
| Лекция. Практическая работа в компьютерном классе.
| Электронная версия
| <Презентация>
| 8
| Защита «мини-сказочного» исследования
| 2
| Мастер-класс «Оратор», «Имидж»
| Проектные работы
|
| 9
| Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме.
| 2
| Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, комнаты, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет
| 8, 21, 27 34 32
| 8, 18,21
| 10
| Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации.
| 1
| Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации.
| 3, 6
| 12
| 11
| Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.
| 1
| Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».
| Программа « Word »
| 18
| 12
| Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне)
| 1
| Беседа, практикум
| 3,4, 14
| 12, 18
| 13
| Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного.
| 1
| Лекция. Мастер-класс «Оратор»
| 18, 32
| 5, 19
| 14
| Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления)
| 2
| Лекция. Практическая работа.
| 32 Библиотека Приложение 2
| 18, 19, 32
| 15
| Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2785
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|