Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса НИД (научно-исследовательская деятельность) - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Программа элективного курса НИД (научно-исследовательская деятельность)


Автор(ы): Кондратова Галина Борисовна, учитель физики, замдиректора по МЭР


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Научно-исследовательская работа учащихся, проходящая в рамках школьного образовательного процесса, является особым видом педагогической деятельности, имеющим ряд существенных отличий от основных традиционных методов преподавания школьных дисциплин.
Использование полученного опыта позволило превратить исследовательскую деятельность школьников в эффективный инструмент развития их творческих способностей, умений и навыков, повышения их мотивации к изучению преподаваемых наук, а также для межпредметной поддержки курсов целого ряда школьных дисциплин.
Одной из самых многозначных, в области спектра возможных применяемых решений, является проблема привлечения учащихся к занятию научно-исследовательской деятельностью. Здесь в полной мере проявляются педагогические таланты руководителей-организаторов, которые, опираясь на взвешенные решения ряда общих проблем, а также используя индивидуальный подход к учащимся, способны создать атмосферу заинтересованности среди школьников.
Опираясь на опыт работы в Научном Обществе Учащихся школы, можно выделить ряд причин, влияющих на интерес ребят к научным исследованиям.
Во-первых, это общее снижение авторитета науки в обществе, произошедшее в нашей стране за последние годы, что не могло не сказаться на отношении к этой проблеме подрастающего поколения, выбирающего для себя в качестве перспективных направлений иные ориентиры. Зачастую к этому же приводит и отсутствие у ребят подробной информации о возможностях современной науки и ее передовых областях, вызванного снижением количественного уровня научно-популярных телепередач, книг и периодических журналов, постепенно вытесняемых расширяющимся спектром различного рода развлекательных услуг, изданий и телепередач, являющихся серьезным конкурирующим фактором, отвлекающем школьников и снижающим их интерес к познавательной практике.
Во-вторых, причиной снижения интереса учащихся к любым внеклассным мероприятиям, выходящим за рамки урока, зачастую является их загруженность выполнением плановых учебных заданий, внеклассной работой, что особенно остро проявляется в специализированных классах с углубленным изучением ряда предметов.
Третьей причиной являются психологические особенности контингента учащихся, связанные с неумением работать с научной литературой, не в полной мере владением как письменной, так и устной формами научного стиля речи. Иные испытывают трудности в оформлении исследовательской работы, не знакомы с процедурой ее защиты, использование информационных технологий при поиске информации и защите своих работ.
Для решения всех этих проблем представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность).
Цели курса:
  • Приобщение учащихся, склонных к научной деятельности, к плановому ведению исследования; вывести их на реальный результат (написание научной работы, выступление на школьной, районной и т. д. научно-практических конференциях);
  • Развитие творческих способностей, проектных и исследовательских навыков учащихся, повышение социального статуса знаний.
  • Развитие в процессе обучения типов мышления, адекватных будущей профессиональной деятельности.
  • Совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучаемых:
    • обучение методике ведения научного исследования;
    • создание вторичного (авторского) текста на основе полученной в ходе исследования информации;
    • подготовка учащихся к обучению в ВУЗе.
Задачи:
  • Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
  • Научить учащихся работать с различными источниками информации.
  • Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
  • Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей
В отличие от планирования обычного аудиторного занятия, планирование работ осуществляемых в НИД имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать при разработке тематического планирования:
– техническая оснащенность школьных лабораторий, библиотеки, доступ работы в компьютерном классе.
– ознакомление ребят с современными методами научно-технических и исследовательских разработок, проведения различных встреч и экскурсий.
– возможности опубликования учащимися результатов своих исследований на научных конференциях, участие ребят в различных мастер–классах, конкурсах исследовательских проектов.
Таким образом, курс занятий научно-исследовательской группы учащихся можно считать наиболее полным и сбалансированным, если он включает теоретические семинары по проблеме, наличие материально-технической базы оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательских работ и приобретение практических навыков работы, овладение навыками конструирования и самостоятельной научно-исследовательской деятельности, а также обзорные экскурсии, лекции, встречи и итоговые обсуждения.
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с практической и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах. Увеличивается посещаемость предметных секции НОУ по тематике проводимых исследований, возрастает интерес к любым материалам по изучаемой проблеме, заметен рост качества и актуальность исследовательских работ, значительный рост количества и качества использования информационных технологий.
Программа элективного курса НИД рассчитана на 34ч (1 час в неделю).
Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности школьника, наличия материала, его доступности.
Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-исследовательских конференциях, защиты работы на зачетном занятии.
При выполнении научного исследования по данной программе ученик будет обучен работе с разными источниками информации: научная литература, СМИ, музеи, комнаты боевой славы, выставки и экспозиции, архивы, Интернет.
Развивающий аспект цели курса:
  • Переход на более высокий уровень исследовательской культуры школьников, повышение качества знаний, культуроёмкости.
  • Рост активности учащихся в научно-исследовательской деятельности.
По окончании курса учащийся должен:
Знать
  • понятийный аппарат для ведения научной работы
  • сущность и виды научно-исследовательской работы;
  • методы и принципы исследования;
  • требования к написанию и оформлению реферата
Уметь:
  • работать с разными источниками;
  • определять объект и предмет, методы исследования;
  • определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
  • проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
  • Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
  • работать с программой Microsoft Office Power Point.
Владеть:
  • методами обработки информации из различных источников;
  • методами решения экспериментальных задач;
  • методами рационального запоминания;
  • навыками публичных выступлений.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет (дополнительно), мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.
Элективный курс рассчитан на учащихся 9 – 11 классов (по выбору).
Тематическое планирование элективного курса НИД

Тема. Основное содержание
Кол-во часов
Форма
Список литературы для учащихся
Список литературы для педагога
1.
Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект.
3
Лекция. Формирование понятийного аппарата для ведения научной работы.
Тестирование


4,6, 32
2, 4,10, 18, 25, 32

<Презентация>
2
Выбор темы исследования. Широкие и узкие темы. Лаконизм и точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.
2
Лекция.
Практическая работа
3, 21, 32
7, 9. 11
3
Определение объекта и предмета исследования.
1
Логическая цепочка научного познания.

42
9, 11, 18
<Презентация>
4.
Методы исследования:
  • понятие о методах исследования;
  • эмпирические методы;
  • теоретические методы.
2
Лекция. Практическая работа в мини-группах (с каталогом библиотеки, архивом Новопортовской школы-интерната, рыбзавода, поиск информации в Интернет, в электронных учебниках)
3, 9, 14
4, 8, 12

<Презентация>
5
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.
1
Лекция.
Практическая работа.

27, 32
4, 12
<Презентация>
6
Структура научно-исследовательской, проектной работы на примере сказки «Репка».
2
Лекция.
Практическое занятие (по сказке)

14, 32
12, 18

<Презентация>
7
Работа с программой Power Point
4
Лекция. Практическая работа в компьютерном классе.
Электронная версия
<Презентация>
8
Защита «мини-сказочного» исследования
2
Мастер-класс «Оратор», «Имидж»
Проектные работы

9
Выбор темы исследования. Подбор и анализ источников информации по теме.

2
Научная, публицистическая, художественная литература, музеи, комнаты, встречи с людьми, фото-, ауди-, киноматериалы, Интернет
8, 21, 27
34
32
8, 18,21
10
Обработка полученной информации. Выделение главного и второстепенного в письменных источниках информации.
1
Корректирование, цитирование, ссылки на источник информации.
3, 6
12
11
Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов.
1
Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».
Программа « Word »
18
12
Использование различных принципов исследования (пересмотр научных фактов на новом, более качественном уровне)
1
Беседа, практикум
3,4, 14
12, 18
13
Основные требования к научному стилю изложения – точность, ясность, краткость. Отличия устного доклада от письменного.
1
Лекция.
Мастер-класс «Оратор»
18, 32
5, 19
14
Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического аппарата, основные части работы, приложения, карты, схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления)
2
Лекция.
Практическая работа.
32
Библиотека
Приложение 2
18, 19, 32
15
Правильность подачи цитат, ссылок на источники информации. Что нравится и ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2785

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340