Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Программа элективного курса по химии: Основные стехиометрические законы для учащихся 11-го класса
Автор(ы): Колесникова Валентина Алексеевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: 1. Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии. 2. Применение полученных знаний и умений для проведения исследовательской работы при анализе контрольно-измерительных материалов по химии в материалах ЕГЭ. Пояснительная записка: Элективный курс профильной подготовки учащихся 11 классов посвящен ключевым вопросам курса общей химии - основным понятиям и законам химии. Предлагаемый курс способствует развитию познавательных интересов в системе самостоятельного приобретения знаний, является закреплением ранее приобретенных программных знаний. Цель – овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и проведения исследовательских работ. Формы занятий: лекции, семинарские занятия. Формы подведения итогов: защита проектов. Тематическое планирование элективного курса: “Основные стехиометрические законы” Название раздела | Тема, номер занятий | Вид работы | Количество часов | Основные законы химии | 1. Атомно-молекулярное учение | Семинар | 2 | 2. Закон постоянства состава | Семинар | 2 | 3. Газовые законы | Практикум | 2 | 4. Закон сохранения массы веществ | Семинар | | Строение атома | 1. Элементарный состав ядра | Лекция | 2 | 2. Электронная оболочка атома | Практика | 4 | Периодический закон и система | Структура периодической системы. | Лекция | 2 | Химическая связь | 1. Ковалентная связь2. Ионная связь 3. Металлическая связь 4. Водородная связь | СеминарСеминар Семинар Семинар | 2 2 1 1 | Химическая кинетика | 1. Скорость химических реакций2. Химическое равновесие 3. Термохимия 4. Решение задач | ПрактикумПрактикум Лекция Практикум | 2 2 2 2 | Защита проектов | 1. Приёмы работы с тестами | Круглый стол | 4 | Список литературы: Новошинская Н.С. Химия – 10. Москва 2004г. Некрасов Б. В. Основы общей химии. Москва 1996г. Николаев Л. А. Современная химия. Москва. Просвещение 2002г. Габриелян О. С. Химия 11. Москва 2002г. КИМы 2001 – 2005 г. Примерные темы проектов: 1. Анализ задач и методы решения контрольно – измерительных материалов по теме: “Скорость химических реакций.” 2. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическое равновесие.” 3. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “ О В Р” 4. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическая связь” 5. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Строение атома.” 6. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Типы химических реакций.” 7. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Растворы.” 8. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Теория электролитической диссоциации.” Проект по теме: Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”. Выполнила: ученица 11 “В” класса Зафесова Р.Х.Руководитель:Колесникова В.А. Оглавление I. Введение II. Основная часть - Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”.
- Анализ заданий контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.
- Решение задач по материалам ЕГЭ 2001г., 2002г., 2005г
III. Выводы IV. Cписок используемой литературы. Введение Атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, периодический закон, теория строения атома, теория электролитической диссоциации составляют теоретический фундамент, который способствует пониманию и объяснению различных химических явлений. Освоение фундаментальных законов химии – основа химического образования, условие, необходимое для формирования знаний, умений, навыков в решении заданий части А, В, С материалах ЕГЭ. Тест требует внимательного изучения содержания. Тестовые задания части А – задания с выбором ответа, предполагают из набора альтернативных ответов выбрать один правильный, Тестовые задания части В – это задания с самостоятельно конструируемым ответом – максимально кратким и однозначным. Тестовые задания части С требуют владения умениями выбирать способ решения задач, составлять план решения, производить математические расчеты. Данный проект основан на анализе части А и С по теме: “Равновесие химических реакций. В результате работы были проанализированы задания 2001г, 2002г, 2005г. Цель исследования состоит в актуализации проблемного вопроса по теме: “Равновесие химических реакций” и в применении полученных знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах в исследовательской работе по тестам ЕГЭ. Задачи исследования: - Осветить вопрос “Равновесие химических реакций” в решении контрольно-измерительных материалов.
- Сформулировать выводы и предложения по использованию контрольно-измерительных материалов.
Предметом исследования являются задания по теме: “Равновесие химических реакций” в частях А и С, а объектом исследования - контрольно-измерительные материалы 2001г, 2002г, 2005г. В качестве основного направления исследования я выдвинула рабочую гипотезу: насколько у меня сформированы умения классифицировать химические реакции, характеризовать, опираясь на принцип Ле - Шателье, смещение равновесия в химических реакциях (для части А) , знать и понимать смысл константы равновесия (для части В) , владеть умениями объяснять причину, обосновывать решение и производить расчеты по теме: “Равновесие химических реакций” (для части С) . Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций” Рассмотрим методы решения задач по данной теме на следующих примерах. Пример 1. Реакция протекает по уравнению: N2(Г) + 3H2 = 2NH3 + Q. Укажите, какое влияние на равновесное состояние окажут: а) увеличение давления; б) повышение температуры; в) увеличение концентрации азота; г) введение катализатора. Решение. а) В соответствие с принципом Ле-Шателье повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к меньшему количеству веществ газов, т.е. в сторону образования аммиака. б) Поскольку прямая реакция экзотермическая, то, в соответствии с принципом Ле-Шателье, повышение температуры будет способствовать протеканию эндотермической реакции, т.е. равновесие сместится в сторону разложения аммиака. в) Увеличение концентрации азота вызовет смещение равновесия в сторону прямой реакции, т.е. в сторону образования аммиака. г) Катализатор в одинаковой степени изменяет скорость прямой и обратной реакций, поэтому катализатор не приводит к смещению равновесия. Пример 2. Укажите, как повлияет давление на равновесие в реакциях: 1) H2(Г) + I2 = 2HI(Г) | 2) С(ГРАФИТ) + СО2 = 2СО | 2моль газа 2моль газа | 1моль газа 2моль газа | Решение. 1. В первой реакции количества вещества газов, образующиеся при протекании прямой и обратной реакций, одинаковы, поэтому изменение давления не приведет к смещению равновесия. 2. Вторая реакция гетерогенная. Повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к образованию меньшего количества веществ газов, т.е. в сторону обратной реакции (в сторону образования СО2) . ЕГЭ 2001г. Вариант-1 А20. Для системы: MgO (Т) + CO2(Г) = MgCO3 + 111,7кДж выберите условия смещения равновесия в сторону поглощения СО2 : 1) понижение температуры | 3) уменьшение концентрации СО2 | 2) повышение температуры | 4) понижение давления | Вариант-3 А20. Химическое равновесие сместится в одну сторону при повышении давления и понижении температуры в системе: 1) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q | 3) H2 + Cl2 = 2HCl | 2) N2 + O2 = 2NO2 | 4) C2H2 = 2C + H2 - Q | Вариант-7 А20. Равновесие реакции H2(Г) + I2(Г) = 2HI(Г) + Q сместится вправо при 1) повышении температуры | 3) наличии катализатора | 2) повышении давления | 4) понижении температуры | ЕГЭ 2002г. Вариант-1 А37. Скорость прямой реакции N2 + O2 = 2NO – Q смещается в сторону образования продукта реакции при: 1) понижении температуры | 3) повышении температуры | 2) понижении давления | 4) повышении давления | А38. Химическое равновесие прямой реакции N2 + 3H2 = 2NH3 возрастает при 1) увеличении концентрации азота | 3) увеличении концентрации аммиака | 2) уменьшении концентрации азота | 4) уменьшении концентрации аммиака | А38. Для увеличения выхода аммиака по уравнению реакции N2 + 3H2 = 2NH3+Q необходимо одновременно 1) повысить температуру, понизить давление | 3) повысить давление и температуру | 2) повысить давление, понизить температуру | 4) понизить давление и температуру | Вариант-3 А38. В каком случае повышение давления и понижение температуры в системе приводит к повышению выхода продукта реакции? 1) 2H2O + 2H2 + O2 – Q | 3) H2 + I2 = 2HI - Q | 2) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q | 4) N2 + O2 = 2NO - Q | ЕГЭ 2005 г. Вариант-1 А25. В какой системе при увеличении давления равновесие сместится вправо? 1) H2(Г) + Cl2(Г) = 2HCl(Г) | 3) 2SO2(Г) + O2(Г) = 2SO3(Г) | 2) CO2 (Г) + C(ТВ) = 2CO(Г) | 4) FeO(ТВ) + CO(Г) = Fe(ТВ) + CO2(Г) | Вариант-2 А25. В какой системе при уменьшении давления химическое равновесие сместится в сторону продуктов реакции? 1) S(ТВ) + O2(Г) = SO2(Г) | 3) C(ТВ) + 2H2(Г) = CH4(Г) | 2) N2(Г) + O2(Г) = 2NO(Г) | 4) CaCO3(ТВ) > СаO(ТВ) + CO2(Г) | Вариант-3 А25. Химическое равновесие в системе C4H8(Г) +H2(Г) = C4H10(Г) +Q смещается в сторону исходных веществ в результате 1. увеличении концентрации водорода | 3. увеличении давления | 2. увеличении температуры | 4. использовании катализатора | ЕГЭ 2002г. Вариант-3 С-1. Реакция, с помощью которой обнаруживают в растворе ионы Fe3+ , обратима: Fe3+ + 3SCN = Fe(SCN) 3. Напишите молекулярное уравнение, соответствующее данному сокращенному ионному, и покажите, какие условия влияют на положение химического равновесия, а какие – нет. Дайте обоснованный ответ. Вариант-4 С-1. Реакция синтеза иодоводорода обратима. Какие условия влияют на положение химического равн...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3003
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|