Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа элективного курса по химии: Основные стехиометрические законы для учащихся 11-го класса - Преподавание химии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание химии

Программа элективного курса по химии: Основные стехиометрические законы для учащихся 11-го класса


Автор(ы): Колесникова Валентина Алексеевна, учитель химии


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
1. Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии.
2. Применение полученных знаний и умений для проведения исследовательской работы при анализе контрольно-измерительных материалов по химии в материалах ЕГЭ.
Пояснительная записка:
Элективный курс профильной подготовки учащихся 11 классов посвящен ключевым вопросам курса общей химии - основным понятиям и законам химии.
Предлагаемый курс способствует развитию познавательных интересов в системе самостоятельного приобретения знаний, является закреплением ранее приобретенных программных знаний.
Цель – овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и проведения исследовательских работ.
Формы занятий: лекции, семинарские занятия.
Формы подведения итогов: защита проектов.
Тематическое планирование элективного курса: “Основные стехиометрические законы”
Название раздела Тема, номер занятий Вид работы Количество часов
Основные законы химии 1. Атомно-молекулярное учение Семинар 2
2. Закон постоянства состава Семинар 2
3. Газовые законы Практикум 2
4. Закон сохранения массы веществ Семинар
Строение атома 1. Элементарный состав ядра Лекция 2
2. Электронная оболочка атома Практика 4
Периодический закон и система Структура периодической системы. Лекция 2
Химическая связь 1. Ковалентная связь2. Ионная связь
3. Металлическая связь
4. Водородная связь
СеминарСеминар
Семинар
Семинар
2
2
1
1
Химическая кинетика 1. Скорость химических реакций2. Химическое равновесие
3. Термохимия
4. Решение задач
ПрактикумПрактикум
Лекция
Практикум
2
2
2
2
Защита проектов 1. Приёмы работы с тестами Круглый стол 4
Список литературы:
Новошинская Н.С. Химия – 10. Москва 2004г.
Некрасов Б. В. Основы общей химии. Москва 1996г.
Николаев Л. А. Современная химия. Москва. Просвещение 2002г.
Габриелян О. С. Химия 11. Москва 2002г. КИМы 2001 – 2005 г.
Примерные темы проектов:
1. Анализ задач и методы решения контрольно – измерительных материалов по теме: “Скорость химических реакций.”
2. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическое равновесие.”
3. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “ О В Р”
4. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Химическая связь”
5. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Строение атома.”
6. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Типы химических реакций.”
7. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Растворы.”
8. Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Теория электролитической диссоциации.”
Проект по теме:
Анализ задач и методы решения контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.
Выполнила: ученица 11 “В” класса Зафесова Р.Х.Руководитель:Колесникова В.А.
Оглавление
I. Введение
II. Основная часть
  1. Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”.
  2. Анализ заданий контрольно-измерительных материалов по теме: “Равновесие химических реакций”.
  3. Решение задач по материалам ЕГЭ 2001г., 2002г., 2005г
III. Выводы
IV. Cписок используемой литературы.
Введение
Атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы, периодический закон, теория строения атома, теория электролитической диссоциации составляют теоретический фундамент, который способствует пониманию и объяснению различных химических явлений.
Освоение фундаментальных законов химии – основа химического образования, условие, необходимое для формирования знаний, умений, навыков в решении заданий части А, В, С материалах ЕГЭ.
Тест требует внимательного изучения содержания. Тестовые задания части А – задания с выбором ответа, предполагают из набора альтернативных ответов выбрать один правильный, Тестовые задания части В – это задания с самостоятельно конструируемым ответом – максимально кратким и однозначным. Тестовые задания части С требуют владения умениями выбирать способ решения задач, составлять план решения, производить математические расчеты. Данный проект основан на анализе части А и С по теме: “Равновесие химических реакций. В результате работы были проанализированы задания 2001г, 2002г, 2005г.
Цель исследования состоит в актуализации проблемного вопроса по теме: “Равновесие химических реакций” и в применении полученных знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах в исследовательской работе по тестам ЕГЭ.
Задачи исследования:
  1. Осветить вопрос “Равновесие химических реакций” в решении контрольно-измерительных материалов.
  2. Сформулировать выводы и предложения по использованию контрольно-измерительных материалов.
Предметом исследования являются задания по теме: “Равновесие химических реакций” в частях А и С, а объектом исследования - контрольно-измерительные материалы 2001г, 2002г, 2005г.
В качестве основного направления исследования я выдвинула рабочую гипотезу: насколько у меня сформированы умения классифицировать химические реакции, характеризовать, опираясь на принцип Ле - Шателье, смещение равновесия в химических реакциях (для части А) , знать и понимать смысл константы равновесия (для части В) , владеть умениями объяснять причину, обосновывать решение и производить расчеты по теме: “Равновесие химических реакций” (для части С) .
Методы решения задач по теме: “Равновесие химических реакций”
Рассмотрим методы решения задач по данной теме на следующих примерах.
Пример 1. Реакция протекает по уравнению: N2(Г) + 3H2 = 2NH3 + Q. Укажите, какое влияние на равновесное состояние окажут:
а) увеличение давления;
б) повышение температуры;
в) увеличение концентрации азота;
г) введение катализатора.
Решение. а) В соответствие с принципом Ле-Шателье повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к меньшему количеству веществ газов, т.е. в сторону образования аммиака.
б) Поскольку прямая реакция экзотермическая, то, в соответствии с принципом Ле-Шателье, повышение температуры будет способствовать протеканию эндотермической реакции, т.е. равновесие сместится в сторону разложения аммиака.
в) Увеличение концентрации азота вызовет смещение равновесия в сторону прямой реакции, т.е. в сторону образования аммиака.
г) Катализатор в одинаковой степени изменяет скорость прямой и обратной реакций, поэтому катализатор не приводит к смещению равновесия.
Пример 2. Укажите, как повлияет давление на равновесие в реакциях:
1) H2(Г) + I2 = 2HI(Г) 2) С(ГРАФИТ) + СО2 = 2СО
2моль газа 2моль газа 1моль газа 2моль газа
Решение. 1. В первой реакции количества вещества газов, образующиеся при протекании прямой и обратной реакций, одинаковы, поэтому изменение давления не приведет к смещению равновесия.
2. Вторая реакция гетерогенная. Повышение давления приводит к смещению равновесия в сторону реакции, приводящей к образованию меньшего количества веществ газов, т.е. в сторону обратной реакции (в сторону образования СО2) .

ЕГЭ 2001г.

Вариант-1
А20. Для системы: MgO (Т) + CO2(Г) = MgCO3 + 111,7кДж выберите условия смещения равновесия в сторону поглощения СО2 :
1) понижение температуры 3) уменьшение концентрации СО2
2) повышение температуры 4) понижение давления
Вариант-3
А20. Химическое равновесие сместится в одну сторону при повышении давления и понижении температуры в системе:
1) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 3) H2 + Cl2 = 2HCl
2) N2 + O2 = 2NO2 4) C2H2 = 2C + H2 - Q
Вариант-7
А20. Равновесие реакции H2(Г) + I2(Г) = 2HI(Г) + Q сместится вправо при
1) повышении температуры 3) наличии катализатора
2) повышении давления 4) понижении температуры

ЕГЭ 2002г.

Вариант-1
А37. Скорость прямой реакции N2 + O2 = 2NO – Q смещается в сторону образования продукта реакции при:
1) понижении температуры 3) повышении температуры
2) понижении давления 4) повышении давления
А38. Химическое равновесие прямой реакции N2 + 3H2 = 2NH3 возрастает при
1) увеличении концентрации азота 3) увеличении концентрации аммиака
2) уменьшении концентрации азота 4) уменьшении концентрации аммиака
А38. Для увеличения выхода аммиака по уравнению реакции N2 + 3H2 = 2NH3+Q необходимо одновременно
1) повысить температуру, понизить давление 3) повысить давление и температуру
2) повысить давление, понизить температуру 4) понизить давление и температуру
Вариант-3
А38. В каком случае повышение давления и понижение температуры в системе приводит к повышению выхода продукта реакции?
1) 2H2O + 2H2 + O2 – Q 3) H2 + I2 = 2HI - Q
2) N2 + 3H2 = 2NH3 + Q 4) N2 + O2 = 2NO - Q

ЕГЭ 2005 г.

Вариант-1
А25. В какой системе при увеличении давления равновесие сместится вправо?
1) H2(Г) + Cl2(Г) = 2HCl(Г) 3) 2SO2(Г) + O2(Г) = 2SO3(Г)
2) CO2 (Г) + C(ТВ) = 2CO(Г) 4) FeO(ТВ) + CO(Г) = Fe(ТВ) + CO2(Г)
Вариант-2
А25. В какой системе при уменьшении давления химическое равновесие сместится в сторону продуктов реакции?
1) S(ТВ) + O2(Г) = SO2(Г) 3) C(ТВ) + 2H2(Г) = CH4(Г)
2) N2(Г) + O2(Г) = 2NO(Г) 4) CaCO3(ТВ) > СаO(ТВ) + CO2(Г)
Вариант-3
А25. Химическое равновесие в системе C4H8(Г) +H2(Г) = C4H10(Г) +Q смещается в сторону исходных веществ в результате
1. увеличении концентрации водорода 3. увеличении давления
2. увеличении температуры 4. использовании катализатора

ЕГЭ 2002г.

Вариант-3
С-1. Реакция, с помощью которой обнаруживают в растворе ионы Fe3+ , обратима: Fe3+ + 3SCN = Fe(SCN) 3.
Напишите молекулярное уравнение, соответствующее данному сокращенному ионному, и покажите, какие условия влияют на положение химического равновесия, а какие – нет. Дайте обоснованный ответ.
Вариант-4
С-1. Реакция синтеза иодоводорода обратима. Какие условия влияют на положение химического равн...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3003

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340