Главная / Методические материалы / Общепедагогические технологии
Анализ урока с точки зрения личностно-деятельностного подхода к профессиональному развитию
Автор(ы): Падиков Сергей Васильевич, преподаватель экономических дисциплин
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Нередко наблюдается неудовлетворенность преподавателей результатами своей работы. Зачастую мы сетуем, что старшеклассник не тот, что в средней школе ему не привили навыки учебного труда. Доля правды в этом есть. Но определяющим фактором, тем не менее, выступают ценностные ориентации преподавателя. Педагогические ценности представляют собой нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система между общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога. Овладение педагогическими ценностями осуществляется в процессе педагогической деятельности. Именно уровень присвоения педагогических ценностей служит показателем личностно-профессионального развития педагога. Иначе ценностные ориентации на знания ограничивают уровень профессионального развития педагога и выступают тормозом развития его потенциала. Причина - в ценностных ориентациях педагога, а не в плохих учениках. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе широко обсуждается проблема смены образовательной парадигмы. Вместо существующей парадигмы образования, ориентированной на знания, предлагается личностно - деятельностная. Основная причина смены образовательной парадигмы заключается в том, что социальный и научно-технический прогресс вошёл в противоречие со сложившимися в последние три столетия образовательными системами. Выбор парадигмы образования обусловлен взглядами на образование. В соответствии с первым взглядом, обучение и воспитание подлежат совершенствованию как объективные реальности. В этом случае преподаватель замыкается на предметно-методическом содержании профессиональной деятельности. При этом он не отдает себе отчета, что современные педагогические технологии используются на уровне отдельных дидактических приемов, а не в системе. Мы не задумываемся над тем, что, ставя себя в качестве универсального источника и передатчика информации, лишаем ученика познавательной деятельности с книгой, не задумываемся над тем, что абсурдно считать заученную информацию знанием, над тем, что необходима целенаправленная специальная работа по мотивации учения. В соответствии с другим взглядом, вносить коррективы в образовательную систему возможно только на основе установления разрывов, несоответствий между требованиями общества (рынка труда и работодателя) и возможностями выпускника профильной школы. На основе противоречия между требованиями общества к личности и реальными качествами личности вносятся коррективы в образовательную систему. В этом случае образовательная система открыта к внешней социально-педагогической среде. Если первый путь характеризует собой стратегию совершенствования в рамках сложившегося качества образования безотносительно к изменяющимся требованиям развивающегося общества, то второй путь связан со стратегией развития, с достижением более высокого уровня качества образования, социально обусловленного требованиями общества к личности, требованиями работодателя к специалисту. Если в рамках первого пути доминирует парадигма образования, ориентирующаяся на знания, сдерживающая и обедняющая профессиональное развитие преподавателя, то в рамках второго ценности преподавателя обращены к личностно-деятельностной парадигме. Именно с этой парадигмой связана ценность социализации, ценность образовательной и профессиональной компетенции. Ценностные ориентации педагогов практически обращены к обеим парадигмам образования, но для каждого из них их соотношение выражено в различной степени. В рамках обозначенных подходов и парадигм образования рекомендуется обратить ценностные ориентации на постановку следующих приоритетных задач учебного занятия: 1) развитие ценностного отношения (восприятия) явлений общества, сложившихся норм-отношений в профессиональной деятельности, имеющих прямое отношение к дисциплинам учебного плана, 2) формирование предметно-профессиональных умений в рамках требований среднего профильного образования и требований работодателя. Решение данных задач рекомендуется решать в процессе усвоения знаний по дисциплинам. За знаниями остается роль важнейшая - быть средством развития ценностных отношений и профессионально-практических умений студента. Поэтому лекционное изложение материала сочетается с эвристической беседой по решению или обсуждению конкретных примеров и ситуаций, что делает процесс обучения интересным, порою занимательным, а изучение темы предметным. Учебная информация становится средством познания новой информации или средством овладения профессионально-практическими умениями и навыками, или средством эмоционально-ценностного восприятия явлений общественной жизни, профессиональной деятельности, связанных со специальностью. Коротко говоря, информация обретает форму знания, знания действенного! Формальное, механическое заучивание информации сводится к минимуму. Обучение в этом случае связано с социализацией, с развитием опыта познавательной деятельности, субъектного опыта освоения предметно-профессиональными знаниями и умениями, что позитивно сказывается на общей способности и готовности к дальнейшей жизнедеятельности, в том числе профессиональной деятельности. Иначе, будущий специалист обретает профессиональную компетентность. Иллюстрация опыта на примере учебного занятия Проиллюстрируем сказанное материалами учебного занятия элективного курса «Основы бухгалтерского учёта» по теме: «Сущность и состав нематериальных активов. Оценка и амортизация нематериальных активов». Таблица 1. Опорная карта занятия п/п
| УВМ занятия
| Задачи УВМ
| СУМиД
| МО
| ФОПД
| 1
| Организационный момент
| Создание атмосферы готовности к познават. деятельности
| Выявление наличиясредств обучения
| Словесный
| Фронтальная
| 2.
| Постановка цели занятия
| Принятиецели, развитие познавательного интереса, формирование ценностного отношения к социальным явлениям, воспитание гражданскогосамосознания
| Создание проблемной ситуации, совместная постановка темы и задач учения
| Эвристическая беседа, наглядный
| Фронтальная, индивидуальная
| 3.
| Раскрытие сущности и состава нематериальных активов
| Формирование знаний, развитие познавательного интереса, формирование ценностногоотношения к социальным явлениям, воспитание гражданского самосознания
| Изложение новогосопровождается обсуждениемситуаций из реальной действительности, связанных теоретическим материалом.Конкретные примеры и ситуации служат источникомпознания
| Лекционный, эвристическая беседа, дискуссионный
| Фронтальная, индивидуальная
| 4.
| Подготовка к самостоятельной работе по применению знаний
| Формирование знаний, развитие познавательного интереса
| Актуализацияосновных понятий и формул для выполнениязаданий производственного характера по оценкеи амортизации нематериальныхактивов. Приведены нормы оценки на «5», что стимулирует познавательную деятельность
| Словесный, репродуктивный
| Фронтальная
| 5.
| Самостоятельное решение учебно-производственныхзадач
| Формирование предметно-практических умений, развитие самостоятельности в учении, стимулирование познавательнойдеятельности
| Самостоятельное решение задач. Дифференцированный подход: задания различной степени трудности, включая творческое задание. Стимулирование выставлением оценки «5»за определенный объем работы. Дифференциация степенипомощиобучающимся
| Практический, самостоятельная работа, репродуктивный, частично-поисковый
| Индивидуальная, фронтальная
| 6.
| Проверка выполнения работы
| Контроль и оценкаосвоения предметных умений, развитие познавательного интереса
| Консультации,оценка работы
| Самостоятельная работа, устный контроль
| Индивидуальная
| 7.
| Самопроверка
| Коррекция сформированности умений
| Выполнение образцовправильного решения, обсуждение,сравнение с образцом, дифференциация степенипомощи
| Самост. работа, письменный самоконтроль
| Индивидуальная
| 8.
| Итоги усвоения нового, задание на дом
| Формированиезнаний
| Выделениеглавного, ответы на вопросы, консультация подомашнему заданию
| Словесный, репродуктивный
| Фронтальная
| 9.
| Проверка дом
| Контроль и учетзнаний
| Ответы на вопросы преподавателя
| Устный контроль
| Индивид.
| Примечание. УВМ - учебно-воспитательный момент занятия; СУМ - содержание учебного материала; Д - деятельность; МО - методы обучения; ФОПД - формы организации познавательной деятельности. В данной опорной карте (см.столбец 2 таблицы 1) отражены основные учебно-воспитательные моменты и этапы занятия. По каждому УВМ или этапу раскрыты цели (задачи УВМ). В -соответствии с задачами отобраны СУМ и Д, МО и ФОПД (см. строки таблицы 1). Остановимся на реализации отдельных УВМ. Извлечение 1 из таблицы 1 2. | Постановка цели занятия
| Принятие цели, развитие познавательного интереса, формирование ценностногоотношения к социальным явлениям
| Создание проблемной ситуации,совместная постановка темы и задач учения
| Эвристическая беседа
| Фронтальная, индивидуальная
| При реализации данного УВМ важным является установление дидактического резонанса (внешняя цель преподавателя - ТДЦ (цель преподавания), становится внутренней для учеников - формулируются цели учения), что и требуется преподавателю. Как это удалось? Была поставлена следующая ТДЦ: продолжить воспитание гражданского самосознания, развитие ценностного отношения к реальной действительности, ценностно-смыслового отношения к бухгалтерским дисциплинам, познавательного интереса, формирование умений решать предметно-производственные задачи в процессе усвоения знаний о сущности и составе нематериальных активов, оценке и амортизации нематериальных активов. Почему постановка ТДЦ рекомендуется одним предложением? Ю.К. Бабанский отмечает, что наличие обучающего, развивающего и воспитательного аспекта урока еще не означает, что задачи поставлены в единстве. Необходимо, чтобы задачи были взаимосвязаны, взаимно усиливали друг друга. Должны быть выделены приоритетные задачи. В приведенной выше ТДЦ приоритетными являются задачи воспитания, развития и формирования предметно-практических умений, а за знаниями остается роль - быть средством решения приоритетных задач. Иначе новые умения, ценности и смыслы приобретаются в процессе усвоения новых знаний. Рекомендуется включать обучающихся в постановку задач учения... На экране спроецирован презентационный кадр следующего содержания: - Деловая репутация ОАО «Газпром» в Европе снизилась в связи с известными событиями... (Деловая репутация).
- У учеников будут возникать затруднения при подготовке научного проекта, поскольку они не смогут получить все необходимые документы на предприятии. (Коммерческая тайна).
- В ЯНАО наблюдается перевыпас оленей. Особенные сложности возникают у родовых общин. (Право пользования земельными ресурсами).
Что общего между данными утверждениями? Этот вопрос способствовал созданию проблемной ситуации. В результате эвристической беседы находится правильный ответ: «Это все нематериальные активы», и учащиеся включаются в формулировку темы занятия и в процесс постановки цели учения. В результате ставят следующие задачи: - Научиться правильно формулировать и проводить классификацию н...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2120
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|