Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Информационные технологии на уроке истории России по теме: Страна победившего социализма. 1-й класс
Автор(ы): Самосенко Марина Анатольевна
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Опираясь на изученный материал, расширить представление учащихся о командно - административной системе, используя основные умения и навыки учащихся анализа исторических документов и статистических данных, работе с картой.
- Развивать учебную мотивацию.
- Воспитывать интерес и уважение к самоотверженному труду своих соотечественников, сформировать представление об истоках трудового героизма советских людей.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок с использованием мультимедийных технологий. Основные понятия: индустриализация, коллективизация, альтернатива, соцсоревнование, стахановцы Наглядность: настенная карта “Развитие советского государства в предвоенные годы 1928-1940гг”, термины, эпиграф, иллюстрации из серии “Советские люди строят новую жизнь”, проблемный вопрос “Действительно ли мы страна – победившего социализма?” У – Здравствуйте, садитесь, мы начинаем повторительно-обобщающий урок. Мультимедиа-презентации (ММ-файл): Заставка на экране с темой урока, кадры о содержании урока и звучит музыка. У – О чем мы будем сегодня говорить? Беседа с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. ММ-файл: Тема урока - “Наступление социализма по всему фронту” ММ-файл: Вопрос для обсуждения - “Действительно ли мы – страна победившего социализма?” У – Цели урока: У – Проблема достаточно острая, во многом дискуссионная. Вероятно, многие моменты вызовут у вас волнение, и вам станет небезразлично, как жили люди в 30-е годы. Я рекомендую вам почитать следующие книги по данной теме: Дудинцев “Белые одежды”, Можаев “Мужики и бабы”, “Дети Арбата” А.Иванов, А.Платонов “Котлован”, М.Шолохов “Поднятая целина” и другие. У – Здесь вы увидите разные позиции, разные точки зрения. У – Эпиграфом к уроку послужат слова Игоря Губермана: ММ-фал: “Век принес уроки всякие, Но один – венец всему, Ярче солнца светят факелы, Уводящие во тьму...” У – Итак, какое противоречие вы увидели в этом четверостишие? Беседа. Ответ: (Светят факелы, но! – Уводят во тьму...), то есть жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. У – Что происходило в нашей стране, после отказа от Новой Экономической Политике? ММ-файл: “Хлебозаготовительный кризис – кадры” Ученики - Хлебозаготовительный кризис 1927 года из-за диспропорции цен. У – Какие точки зрения появились по поводу хлебозаготовительного кризиса? Ученики – Точки зрения Сталина и Бухарина. У – В чем суть? Ученики объясняют. ММ-файл: Точки зрения Сталина и Бухарина У – Какая точка зрения вам кажется наиболее верной? У – Почему победила точка зрения Сталина? Чем это можно объяснить? Ответ: так как она конкретно указывала на то, что необходимо было делать, делать это скоро и решительно, потому что мы отставали от стран капитализма, и данные статистики свидетельствуют об этом. У – Посмотрите на данные статистики. ММ-фал: На 1928 год – СССР За день: 2 грузовика, 3 трактора Закупала 1|4 текстового оборудования Больше 1| 2 паровых турбин 70 % металлообрабатывающих станков У - Какой вывод? Мы отставали от США на 50 лет, уступали странам Запада в 5-10 раз по производству на душу населения. У – То есть, какой была Россия? Ответ: Россия не была индустриальной, а была аграрной страной. К концу 20-х годов более 80% населения жило в деревне ММ-файл: 1|2 населения – неграмотные. Россия находилась в окружении враждебных сил. У – Вставал вопрос: Что делать? Как? Стало быть – проводить индустриализацию. У – Что такое индустриализация? У – Когда был взят курс на индустриализацию? У – Каковы цели индустриализации? Беседа. ММ-файл: “Индустриализация, 14 съезд ВКП (б), 1925 год. Цели”. У – Вспомните, каковы были источники индустриального развития в капиталистических странах? Ответ: Завоевательные войны, ограбление колоний, эксплуатация труда наемных рабочих, работорговля. У – А у нас, что из этого перечня было в наличие? Ответ: Почти ничего, только эксплуатация в труде. У – А разве у нас в стране была эксплуатация? Ответ: Формально нет, фактически да. У – Опять противоречие. Мы к этому еще вернемся. У – Вспомните, какие источники еще были у нас? Ответ: Беседа – хлебный экспорт, эмиссия, займы. Большие налоги НЭП, монополия государства на продукцию. У – Были ли альтернативные точки зрения на проведение такой срочной индустриализации? Ответ: Да, были. Фельдман – советский экономист, который считал, что за счет лучшего использования средств и капиталовложений можно было поднять экономический уровень страны. У – А что же Сталин? Он претендовал на роль знатока всех наук, заявлял, что работа Фельдмана – игра в цифирь, а подлинную схему развития народного хозяйства “должны вырабатывать революционные марксисты”. Начались “бои на хозяйственном фронте”. ММ-файл: I-пятилетка, II-пятилетка У – Работа с данными таблиц, картой. У – Заполните карту – укажите основные стройки первых пятилеток, проанализируйте данные таблиц. Беседуем по вопросам: Опрос по заданию. У – Назовите основные стройки У – 1) Какие изменения произошли в ходе индустриализации? Назовите их 2) Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики? 3) Какие отрасли промышленности развивались больше и почему? В Башкирии – Туймазы – нефть, разработка месторождений (В основном отрасли тяжелой и оборонной промышленности, так как такие цели стояли). У – Великому Вождю не нужна была лапотная Россия, а Великая держава, способная себя защитить. Что показывают таблицы? Беседа У – по данным таблиц мы видим, что прирост есть, но в сравнении со странами капитализма мы все еще отставали в 3-7 раз, притом, что там был кризис 1929-1933 гг. У – Что не спасло экономику от краха? Ответ: 1) Неисчислимые природные и людские ресурсы (показать на карте обозначения) 2) Трудовой героизм – главное лицо – рабочий У – охарактеризуйте рабочего, условия труда, быт Беседа. 3) Бесплатный труд заключенных У – “Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой...” У – Не все так было плохо, печать воспевала энтузиазм и призывала к жертвам во имя светлого будущего. У – Приведите примеры. Ученики приводят примеры. ММ-файл: “Женщина” У – Работа с документом (страница 87) У – Какой смысл вложен в понятия социальное соревнование? Как вы считаете сегодня это актуально? ММ-файл: “Документальная хроника” У – Но какое противоречие есть здесь? Ответ: Не было рабочей инициативы. Человек – винтик, выполняющий любое распоряжение любого начальника как веление Родины – такой тип личности сформировался в 30-е годы. У – Было до войны такое звонкое и восторженное стихотворение: По полюсу гордо шагает, Меняет течение рек, Высокие горы сдвигает Советский простой человек. В. Гризодубова, М. Раскова, П. Осиненко – перелет Москва – Дальний Восток, В.Чкалов, Г. Байдуков, А.Беляков – беспосадочный полет до Америки, И.Папанин – полярные экспедиции на север. ММ-файл: “В.Чкалов” У – Но, не всегда шагали гордо. Никакими героическими призывами нельзя было вдохновить людей на строительство за полярным кругом, в Норильске, в Воркуте. Не находилось нужного числа добровольцев на строительство каналов и железных дорог. Немногие хотели двигать горы и менять течение рек. У – И что тогда? (учитель п...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2529
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|