Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационные технологии на уроке истории России по теме: Страна победившего социализма. 1-й класс - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Информационные технологии на уроке истории России по теме: Страна победившего социализма. 1-й класс


Автор(ы): Самосенко Марина Анатольевна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Опираясь на изученный материал, расширить представление учащихся о командно - административной системе, используя основные умения и навыки учащихся анализа исторических документов и статистических данных, работе с картой.
  2. Развивать учебную мотивацию.
  3. Воспитывать интерес и уважение к самоотверженному труду своих соотечественников, сформировать представление об истоках трудового героизма советских людей.
Тип урока: Повторительно-обобщающий урок с использованием мультимедийных технологий.
Основные понятия: индустриализация, коллективизация, альтернатива, соцсоревнование, стахановцы
Наглядность: настенная карта “Развитие советского государства в предвоенные годы 1928-1940гг”, термины, эпиграф, иллюстрации из серии “Советские люди строят новую жизнь”, проблемный вопрос “Действительно ли мы страна – победившего социализма?”
У – Здравствуйте, садитесь, мы начинаем повторительно-обобщающий урок.
Мультимедиа-презентации (ММ-файл):
Заставка на экране с темой урока, кадры о содержании урока и звучит музыка.
У – О чем мы будем сегодня говорить?
Беседа с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране.
ММ-файл:
Тема урока - “Наступление социализма по всему фронту”
ММ-файл:
Вопрос для обсуждения - “Действительно ли мы – страна победившего социализма?”
У – Цели урока:
У – Проблема достаточно острая, во многом дискуссионная. Вероятно, многие моменты вызовут у вас волнение, и вам станет небезразлично, как жили люди в 30-е годы. Я рекомендую вам почитать следующие книги по данной теме: Дудинцев “Белые одежды”, Можаев “Мужики и бабы”, “Дети Арбата” А.Иванов, А.Платонов “Котлован”, М.Шолохов “Поднятая целина” и другие.
У – Здесь вы увидите разные позиции, разные точки зрения.
У – Эпиграфом к уроку послужат слова Игоря Губермана:
ММ-фал:
“Век принес уроки всякие,
Но один – венец всему,
Ярче солнца светят факелы,
Уводящие во тьму...”
У – Итак, какое противоречие вы увидели в этом четверостишие?
Беседа.
Ответ: (Светят факелы, но! – Уводят во тьму...), то есть жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека.
У – Что происходило в нашей стране, после отказа от Новой Экономической Политике?
ММ-файл:
“Хлебозаготовительный кризис – кадры”
Ученики - Хлебозаготовительный кризис 1927 года из-за диспропорции цен.
У – Какие точки зрения появились по поводу хлебозаготовительного кризиса?
Ученики – Точки зрения Сталина и Бухарина.
У – В чем суть?
Ученики объясняют.
ММ-файл:
Точки зрения Сталина и Бухарина
У – Какая точка зрения вам кажется наиболее верной?
У – Почему победила точка зрения Сталина? Чем это можно объяснить?
Ответ: так как она конкретно указывала на то, что необходимо было делать, делать это скоро и решительно, потому что мы отставали от стран капитализма, и данные статистики свидетельствуют об этом.
У – Посмотрите на данные статистики.
ММ-фал:
На 1928 год – СССР
За день: 2 грузовика, 3 трактора
Закупала 1|4 текстового оборудования
Больше 1| 2 паровых турбин
70 % металлообрабатывающих станков
У - Какой вывод?
Мы отставали от США на 50 лет, уступали странам Запада в 5-10 раз по производству на душу населения.
У – То есть, какой была Россия?
Ответ: Россия не была индустриальной, а была аграрной страной. К концу 20-х годов более 80% населения жило в деревне
ММ-файл:
1|2 населения – неграмотные. Россия находилась в окружении враждебных сил.
У – Вставал вопрос: Что делать? Как? Стало быть – проводить индустриализацию.
У – Что такое индустриализация?
У – Когда был взят курс на индустриализацию?
У – Каковы цели индустриализации?
Беседа.
ММ-файл:
“Индустриализация, 14 съезд ВКП (б), 1925 год. Цели”.
У – Вспомните, каковы были источники индустриального развития в капиталистических странах?
Ответ: Завоевательные войны, ограбление колоний, эксплуатация труда наемных рабочих, работорговля.
У – А у нас, что из этого перечня было в наличие?
Ответ: Почти ничего, только эксплуатация в труде.
У – А разве у нас в стране была эксплуатация?
Ответ: Формально нет, фактически да.
У – Опять противоречие. Мы к этому еще вернемся.
У – Вспомните, какие источники еще были у нас?
Ответ: Беседа – хлебный экспорт, эмиссия, займы. Большие налоги НЭП, монополия государства на продукцию.
У – Были ли альтернативные точки зрения на проведение такой срочной индустриализации?
Ответ: Да, были. Фельдман – советский экономист, который считал, что за счет лучшего использования средств и капиталовложений можно было поднять экономический уровень страны.
У – А что же Сталин?
Он претендовал на роль знатока всех наук, заявлял, что работа Фельдмана – игра в цифирь, а подлинную схему развития народного хозяйства “должны вырабатывать революционные марксисты”. Начались “бои на хозяйственном фронте”.
ММ-файл:
I-пятилетка, II-пятилетка
У – Работа с данными таблиц, картой.
У – Заполните карту – укажите основные стройки первых пятилеток, проанализируйте данные таблиц. Беседуем по вопросам:
Опрос по заданию.
У – Назовите основные стройки
У – 1) Какие изменения произошли в ходе индустриализации? Назовите их
2) Какие новые отрасли появились в структуре советской экономики?
3) Какие отрасли промышленности развивались больше и почему?
В Башкирии – Туймазы – нефть, разработка месторождений (В основном отрасли тяжелой и оборонной промышленности, так как такие цели стояли).
У – Великому Вождю не нужна была лапотная Россия, а Великая держава, способная себя защитить. Что показывают таблицы?
Беседа
У – по данным таблиц мы видим, что прирост есть, но в сравнении со странами капитализма мы все еще отставали в 3-7 раз, притом, что там был кризис 1929-1933 гг.
У – Что не спасло экономику от краха?
Ответ: 1) Неисчислимые природные и людские ресурсы (показать на карте обозначения)
2) Трудовой героизм – главное лицо – рабочий
У – охарактеризуйте рабочего, условия труда, быт
Беседа.
3) Бесплатный труд заключенных
У – “Когда страна быть прикажет героем, у нас героем становится любой...”
У – Не все так было плохо, печать воспевала энтузиазм и призывала к жертвам во имя светлого будущего.
У – Приведите примеры.
Ученики приводят примеры.
ММ-файл:
“Женщина”
У – Работа с документом (страница 87)
У – Какой смысл вложен в понятия социальное соревнование? Как вы считаете сегодня это актуально?
ММ-файл:
“Документальная хроника”
У – Но какое противоречие есть здесь?
Ответ: Не было рабочей инициативы. Человек – винтик, выполняющий любое распоряжение любого начальника как веление Родины – такой тип личности сформировался в 30-е годы.
У – Было до войны такое звонкое и восторженное стихотворение:
По полюсу гордо шагает,
Меняет течение рек,
Высокие горы сдвигает
Советский простой человек.
В. Гризодубова, М. Раскова, П. Осиненко – перелет Москва – Дальний Восток, В.Чкалов, Г. Байдуков, А.Беляков – беспосадочный полет до Америки, И.Папанин – полярные экспедиции на север.
ММ-файл:
“В.Чкалов”
У – Но, не всегда шагали гордо. Никакими героическими призывами нельзя было вдохновить людей на строительство за полярным кругом, в Норильске, в Воркуте. Не находилось нужного числа добровольцев на строительство каналов и железных дорог. Немногие хотели двигать горы и менять течение рек.
У – И что тогда? (учитель п...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2529

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340