Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок музыки и МХК по теме: Родина моя — Россия - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок музыки и МХК по теме: Родина моя — Россия


Автор(ы): Ткачёва Алла Валерьевна, учитель музыки и МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  • Познакомить учащихся с поэтической и государственной символикой России.
  • Побудить интерес к изучению истории своей Родины, ее государственных символов.
  • Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии, живописи.
Оформление:
  • Выставка книг
“Мне Россия – мать родная,
Дом родной, земля святая”
(Боков)
  • Портретная галерея русских поэтов и музыкантов.
  • Экспозиция картин русских художников.
Эпиграф:
О, Россия!
С нелегкой судьбою страна…
У меня ты, Россия,
Как сердце одна,
Я и другу скажу,
Я скажу и врагу –
Без тебя, как без сердца,
Прожить не смогу.
(Юлия Друнина)
Оборудование:
  • Магнитофон.
  • Проигрыватель.
  • Фортепиано.
ХОД УРОКА
Учитель.
Сегодня на уроке мы совершим экскурс в глубь веков, чтобы ещё раз вспомнить наших предков – славян, откуда пришло название нашего государства – Русь. Мы узнаём, как воспевали в своём творчестве поэты, музыканты, художники нашу Родину. Поговорим о символах нашего Отечества (и поэтических, и государственных).
Ученик.
О России петь – что стремиться в Храм.
По лесным горам, полевым коврам…
О России петь – что весну встречать,
Что невесту ждать, что утешить мать…
О России петь – что тоску забыть,
Что любовь, любить, что бессмертным быть.
(И. Северянин.)
(Звучит музыка гуслей.)
Учитель.
Давно это было, в стране, где мы живем, не было ни громадных городов, ни каменных домов, ни сел, ни деревень. Были одни поля да густые леса, в которых обитали дикие звери. По берегам рек далеко друг от друга стояли бедные строения. В них и жили наши далекие предки – Славяне. Это название произошло от слова “слава”, т.е. “хвала”.
Строили дома по берегам рек, озер. Место выбирали придирчиво, строили так, чтобы не подмывали талые воды избу.
Русский историк Николай Михайлович Карамзин писал, что в те времена славяне изображались добрыми, сильными, неутомимыми. Светлорусые, плечистые, выносливые, красивые люди. Греческий историк Геродот с удивлением писал, что зима у славян, продолжалась 8 месяцев, в воздухе в это время летали белые перья, т.е. снег.
Грелись славяне в бане, и была баня в каждом доме. Хлебосольные, гостеприимные, не было в избах ни замков, ни засовов. Высоко чтили наши предки такие понятия, как слово чести, благородство, мужество. Не было такого, чтобы славянин слово не сдержал.
(Демонстрируется фрагмент обряда сватовства…)
Не давали покоя славянам печенеги да половцы, не могли они спокойно смотреть на цветущую, благодатную землю русскую.
Но ещё одна была беда, ещё более коварная, чем набеги соседей – это ссоры да вражда. И вот собрались старейшины; думали, думали и решили послать за моря послов в далёкую страну, где живёт народ по прозванию Варяги.
С тех пор земля славянская по имени русских князей и получила название “Русь”.
Учитель.
Подберите к слову “Русь” – синонимы. (Русь – Россия – Родина – Отечество”
(На доске записывается слово “Россия”.)
Вглядитесь внимательно в слово… Об этом слове С. Есенин говорил так: “Россия! Cлово – то, какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое – как алмаз! Нежное – как младенец… Дорогое, как мама!” (Цитата вывешивается на доску).
Ученик.
Россия.
Роса состоит из росинок,
Из капелек пара – туман,
Песок – из мельчайших песчинок
Россия – из россиян.
Давно мы по духу едины
И связаны общей судьбой,
Всех нас и на труд, и на бой.
Мы вместе: волжане, уральцы,
Поморы и степняки –
Похожи на крепкие пальцы
Большой работящей руки.
Мы вместе: калмыки, чуваши,
Буряты, якуты, мордва.
Опорой единственной нашей
Всегда остаётся Москва.
Земля и вода – неразрывны,
Как берег или река,
Неразделимы ливни,
И ветер, и облака.
У радуги – нет половинок.
И если волна – то волна,
И нету полуросинок,
Вот так и Россия – одна.
(В.Крючков).
(Ребята исполняют песню “Моя Россия” муз. Струве, сл. Соловьёвой.)
Учитель.
О следующем слове этимологический словарь даёт следующую информацию: Родина. Общеславянское, производное от слова род. Исходное значение – “семья”; далее – “месторождения”; (ещё у А.С.Пушкина) и “отчизна, отечество”. (Р.Державин) (На доске записывается слово “Родина”.)
Ученик.
Родина! Особенно звучит для меня это слово, полное глубокого смысла. Я вижу необъятные её поля, волнующиеся урожаем. Тёплый ветер летает над ними, поднимая цветочную пыль. Обширна и многообразна родившая нас страна. Неиссякаемы и полноводны реки, пересекающие пространства её. Обширны зелёные леса, высокие горы, блистающие вечными ледниками. Свет яркого солнца отражается в снеговых вершинах. Широкие знойные степи, непроходима глухая сибирская тайга, раскинувшаяся океаном. Многолюдны и многочисленны города, разбросанные в нашей стране. На многих языках говорят наши люди, населившие величественную страну. Просторны синие дали, звонки и чудесны песни живущего в ней народа.
(И.Соколов – Микитов)
Ученик.
“Родина”, – мы говорим, волнуясь,
Даль без края видим пред собой,
Это наше детство, наша юность,
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле, от пшеницы золотое,
Голубые от луны стога.
Сладкий запах скошенного сена,
Разговор в деревне нараспев,
Где звезда на ставенку присела,
До земли чуть – чуть не долетев.
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера,
Родниковой свежести отведав
С краешка звенящего ведра.
Это позабудется едва ли
И навек останется святым...
Землю ту, что Родиной назвали,
Коль придётся, сердцем защитим.
Учитель. Русичи – это музыкально одаренная нация. С великой гордостью мы произносим имена русских композиторов. Это (перечисляют дети) А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков и др. Солнцем русской музыки называли М.И.Глинку. Беззаветная любовь к своей Родине побудила его собрать огромное количество народных песен, наигрышей, обрядов. “Музыку создаёт народ, а мы – композиторы её аранжируем”, – говорил М.И.Глинка. Его по праву считают основоположником русской классической музыки, ибо так велик вклад его в становление русского музыкального искусства. (Звучит финал из оперы “Иван Сусанин”.)
Красота и благородство русской души, величие русской природы в любое время года воспеты другим русским композитором П.И.Чайковским. (Звучит фрагмент пьесы “Баркарола”.)
Невыносимая тоска по Родине тяжело пережита С.В.Рахманиновым на чужбине. Где бы ни жил, где бы ни путешествовал композитор – в его сердце была Россия. (Звучит “концерт №2” для фортепьяно с оркестром (1 ч.), музыка затихает, звучит лишь фоном.)
Учитель. Ребята, а как вы думаете: с чего начинается Родина? Сейчас мы напишем сочинение–миниатюру на данную тему. (На фоне музыки Рахманинова ребята делают творческую работу. По окончании зачитываются размышления ребят. Звучит песня в исполнении М.Бернеса, муз. Баспера, сл. Матусовского.)
Ученик.
Родина
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке,
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая гордится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы, Да, можно голодать и холодать, Идти на смерть… Но эти три берёзы При жизни никому нельзя отдать. (К.Симонов)
Учитель. А сейчас мы поговорим о поэтических символах.
Когда мы произносим слово “орхидея”, в нашем сознании выстраивается ассоциативный ряд – Корсика. И, наоборот, говорим “Япония” и представляем цветущую сакуру. А есть ли поэтический образ у нашей Родины? (Ответы детей.)
Да, вы правы. Это берёза. (Девушки исполняют хоровод “Во поле берёза стояла”.)
Учитель. “Русская береза”– символ русской природы. С давних времен с приближением весны девицы славили бога Солнца, славяне называли его Лель или Люль. Эти слова – имена употребляются во многих славянских песнях. Девушки наряжали берёзки лентами, всякими поделками ручной работы, связывали между собой кольцами веточки берёзы. Пели веснянки, водили хороводы вокруг берёз, прославляя своих могучих богов Перуна, Даждь – бога, Леля и других.
Учитель. Берёза – любимое дерево русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, её всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ей посвящали свои лучшие произведения наши поэты и художники. (Ребятам предлагается экспозиция картин русской природы. Преподаватель останавливается на 2–3 картинах.)
Русскую берёзу запечатлели на своих картинах художники Пластов и Левитан, Куинджи и Саврасов. Писатель В.М.Гаршин, глядя на картину А.К.Саврасова “Грачи прилетели”, сказал: “Я бы назвал эту картину “Чувство Родины”. И весенняя звонкая капель, и дымка, и тонкие берёзы – всё это такое знакомое и такое родное. Эта удивительная картина рождает любовь к России, Родине.
Перед картиной “Берёзовая роща” А.И.Куинджи испытываешь особую радость. Так бывает, когда в летний день входишь в берёзовую рощу и ощущаешь красоту своей Родины. Вокруг стоят зеленокудрые тихие и молчаливые берёзки.
Перед нами картина И.И.Левитана “Берёзовая роща”. Белоствольные берёзки, покрытые молодой, яркой зеленью листвы, густой ковёр изумрудной травы, солнечные лучи не могут оставить равнодушными никого. Картина очаровывает свежестью и игрой красок, трепетом самой жизни.
Учитель. А сейчас послушайте песню “ Белая берёза “ (музыка А.Новикова). О чём она? (Прослушав, ребята высказываются о содержании песни.)
Эта песня о воинах Великой Отечественной войны. В их устах слова “ Мы русскую березу в обиду не отдадим” звучат как клятва – клятва защитников Родины. Тихо стоят березы у солдатских могил. Как много они могли бы рассказать о трагедии Великой Отечественной войны. (Хор исполняет песню “ Русские березы”.)
Учитель. Где бы ни росла берёза – всюду она приносит людям радость и свет. Берёза символ России, нашей Родины. И быть ей на наших просторах вечно, потому что вечен наш народ.
Ученик.
Опять о них, кудрявых и белёсых...
А что тут делать, если на Руси
У всех дорог встречаются берёзы,
Хоть день, хоть год, хоть вечно колеси.
“Россия” – шепчут мне берёзки,
“Россия” – шепчут камыши,
“Россия” – ключ журчит в ложбинке,
И я им тихо вторю: “Русь!”
Мне не трудны твои нагрузки.
Я в поле рос, я чубом рус,
И я люблю тебя по-русски,
Моя берёзовая Русь!
(А.Новиков)
Учитель. Хлеб, которым человек кормится. Земля, на ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2323

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340