Главная / Методические материалы / Преподавание химии
Разработка урока Химия в быту. 8-й класс
Автор(ы): Смирнова Ирина Геннадьевна, учитель химии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Показать значение химии в системе научного мировоззрения.
- Привить интерес к изучению нового предмета.
- Обозначить необходимые химические знания для различных отраслей повседневной жизни.
- Показать необходимость химических знаний при производстве лекарств, гигиенических средств, продуктов питания.
Задачи: - Закрепить и обобщить знания учащихся о химии, как науке.
- Показать необходимость химических знаний для повседневной жизни.
- Продолжить формирование умений рассуждать, делать выводы и обобщения, работать с дополнительной литературой.
- Продолжить формирование умений учащихся работать в группах.
- Продолжить формирование научного мировоззрения.
Метод обучения: Словесный и сопутствующий ему наглядный. Тип урока: Нетрадиционный: урок-путешествие. Оборудование: Компьютер, проектор, таблицы, наглядные пособия. План урока: I. Организационный момент. II. Актуализация пройденного материала. III. Изучение нового материала - Роль химии, как науки о веществах.
- Химия и гигиенические средства.
- Химия и продукты питания.
- Химия и домашняя аптечка.
IV. Закрепление изученного материала. V. Домашнее задание. Ход урока. Организационный момент: “Здравствуйте, я рада видеть вас вновь”. Сегодня мы продолжим изучение нового для нас предмета, но вначале повторим то, что уже знаем. - Дайте определение науке химии? - Дайте определение понятию “физическое тело”? (Приведите примеры). - Дайте определение понятию “вещество”? (Приведите примеры). - Перечислите физические свойства, которые характерны для веществ? Из предложенного перечня слов выберите названия физических тел и назовите вещества из которых они изготовлены: медь, монета, стекло, стакан, ваза, керамика, проволока, алюминий. 1. Мы дали определение науке химии, поговорили о том, что такое вещества, а что такое физические тела. А теперь у меня к вам вопрос: “Мы часто произносим слово “химия”, а зачем она нужна?” Ответы учащихся. Хорошо. А теперь давайте подумаем и попытаемся ответить, а в повседневной жизни нам нужна химия. Ответы учащихся. Вот поэтому на уроке мы попытаемся ответить на этот вопрос: “ Нужна ли нам химия в повседневной жизни?”. Тема нашего урока “Химия в быту”. Я приглашаю вас совершить космическое путешествие на планету “Химия” во время, которого мы попытаемся ответить на главный вопрос нашего урока. Все вместе на одном космическом корабле мы лететь не сможем, поэтому я вас разделила на экипажи, каждый экипаж получил кружочки своего цвета, и будет отвечать за свой раздел химии в быту, по которому должны были подготовиться более подробно и в процессе полета будете мне помогать. Работа каждого экипажа и каждого его члена будет оценена. Я думаю, что все готовы, и мы отправляемся, пока мы летим к планете “Химия”, я хотела бы задать один вопрос. ? Представьте все свое утро и скажите, с чего начинается ваше утро, что вы делаете вначале. - Правильно, умываетесь и чистите зубы. ? Как вы думаете, здесь вы без химии можете обойтись. - Конечно же нет, все это продукты производства химии. 2. И первое приземление, которое мы совершим, это край “Мойдодыр”. Пожалуйста, экипаж с красными кружочками, помогаем мне. Кто из нас с детства не помнит знаменитые строки К. И. Чуковского: “Надо, надо умываться по утрам и вечерам….” Но одной только воды для поддержания чистоты кожи и зубов недостаточно. Нужны еще мыло и зубная паста, вот о них мы и поговорим более подробно. До изобретения мыла жир и грязь с кожи удаляли золой и мелким речным песком. Заслуга в изобретении мыла принадлежит, вероятно, галльским племенам. По свидетельству Плиния Старшего, из сала и золы букового дерева галлы делали мазь, которую применяли для окрашивания волос и лечения кожных заболеваний. А во втором веке ее стали использовать в качестве моющего средства. Технология изготовления мыла из животных жиров складывалась на протяжении многих веков. И потребовалось много времени, чтобы основа туалетного мыла выглядела так: - соли жирных кислот кокосового масла; - соли жирных кислот говяжьего жира в соотношении 1:4; - красители; - ароматизаторы. Многие свойства мыла, например твердость, растворимостью в воде, пенообразование, моющая способность, зависят от его жирового состава. Так, входящая в состав свиного или говяжьего сала пальмитиновая кислота, придает мылу твердость и хорошие пенообразующие качества, а олеиновая кислота – растворимость в холодной воде и моющую способность. Стеариновая кислота усиливает моющее действие мыла в горячей воде. Благодаря лауриновой кислоте, содержащейся в кокосовом масле, мыло лучше растворяется в холодной воде, увеличивается его моющая способность и уменьшается набухание. Помимо жировой основы в состав мыла входят так же различные добавки. Это наполнители (оксид титана или цинка), парфюмерные отдушки, красители, увлажняющие компоненты (глицерин, касторовое масло, воски животного происхождения – ланолин и спермацент). Бактерицидные и дезодорирующие мыла содержат антисептические вещества, например триклозан. И конечно же в краю “Мойдодыра” мы не можем вспомнить об обязательном утреннем атрибуте – зубной пасте. Еще совсем недавно, 20 – 30 лет назад, основным средством чистки зубов были зубные порошки. А применять их начали еще в прошлом веке. И составы их были достаточно разнообразны. Например: 1) мел очищенный – 1,2 кг; углекислаямагнезия – 200 г, надборнонатриевая соль – 60г, мятное масло – 25г. 2) салол ( сложный эфир фенола C6H5OH и салициловой кислоты OH-C6H4-COOH) – 4 г, фосфорнокальциевая соль – 20 г, мел очищенный – 20 г, углемагниевая соль – 15 г, бикарбонат кальция – 15 г. В состав первого рецепта входит надборнонатриевая соль, обладающая отбеливающими свойствами. Это распространенный компонент современных стиральных порошков. В состав второго порошка входит салол, известный лекарственный препарат антибактериального действия. Однако в настоящее время мы пользуемся зубными пастами. Несмотря на исключительное многообразие выпускаемых зубных паст, в состав любой из них обязательно входят вещества с определенными функциями: абразивы для механической очистки зубов и полировки их поверхности, очищающие пенообразующие вещества с высокой поверхностной активностью, связующие и загустители, обеспечивающие однородность состава и его пластичность. В лечебно-профилактические пасты обязательно добавляют вещества с антисептическими свойствами для профилактики воспаления десен и фториды для профилактики кариеса. Абразивы – оксид алюминия AL2O3 и титана TiO2, очищающий пенообразователь – лаурилсульфонат натрия, антисептик – бензойная кислота C6H5COOH, фторосодержащий компонент для профилактики кариеса – монофторфосфат натрия Na2PO3F, загуститель – карбоксиметилцеллюлоза, точнее ее натриевая соль (C6H7O2) [(OCH2COONa)3]. Однако, о пастах содержащих фтор нужно сказать особо, они достаточно популярны, но использовать эти пасты нужно аккуратно, так у нас в г. Реутове содержание фтора в воде достаточно высокое, поэтому применять пасты с фтором нельзя, так как избыток этого элемента может повлечь за собой обратный эффект, для нашей воды более правильно применять пасты с кальцием. 3. Мы продолжаем наш полет. И у меня к вам следующий вопрос, я думаю, что каждый из нас, после того как проделает водные процедуры, обязательно завтракает, Поэтому я хотела бы узнать, что вы пьете утром. Ответы учащихся. Как вы думаете, чай и кофе имеют отношение к планете “Химии”? Чтобы ответить на этот вопрос. я предлагаю совершить приземление в городе “Поваров”, и поговорить о любимых напитках. Я обращаюсь за помощью к экипажу с зелеными кружочками. В начале поговорим о чае. Чай на Руси появился сравнительно недавно. Путешественник Кемфер, побывавший в Москве в начале XVII в., писал: “За обедом пили пиво и водку, а после обеда мед”. О чае в те времена и не слыхивали. Только в 1610 г. чай впервые появился в Европе. Голландские купцы привезли его с далекого острова Ява. Привезенный чай они называли божественной травой и советовали пить его по сорок – пятьдесят чашек в день, во всякое время дня и ночи. Чай сравнительно быстро вошел в обиход знати и стал применяться как лекарство. В одной из летописей говорится, что “чай усиливает дух, смягчает сердце, удаляет усталость, пробуждает мысль, облегчает и освежает тело и поясняет восприимчивость”. Уже к началу XVIII века чай прочно вошел в быт русского человека и стал национальным напитком. Сухой чай содержит около 40 % экстрактивных веществ, которые переходят в заварку и придают чаю неповторимый вкус, аромат, красно-коричневый цвет и тонизирующее действие. Основную массу экстрактивных веществ чая составляют чайные дубильные вещества, или таннины, обладающие терпким вяжущим вкусом и красно-коричневой окраской. Таннины улучшают пищеварение, поэтому чай применяют при лечении ряда желудочно-кишечных заболеваний. Таннин – сложное вещество, которое при распаде (гидролизе) дает галловую кислоту и глюкозу. Дубильные вещества чая легко вступают в реакцию с белками, на чем и основано их применение для дубления кож, состоящих, как известно, из белков. При добавлении в чай молока белки его тоже связывают дубильные вещества чая и последний теряет свою терпкость. Таннины способны растворяться только в горячей воде, при охлаждении они выпадают в осадок и заварка мутнеет. Однако, стоит ее опять подогреть, она станет вновь прозрачной. Кроме таннинов к дубильным веществам относятся чайные катехины (эпикатехин и др.), которые укрепляют кровеносные сосуды, снижают проницаемость их стенок и предохраняют от кровоизлияний. Растворы катехинов в кислой среде светлеют, вот почему если добавить в чай лимон, то чай светлеет. Все таннины с солями железа дают соединения черного цвета, поэтому не следует заваривать чай в железной посуде или “ржавой водой” – чай получится темным. Из экстрактивных веществ чая на втором месте находятся алкалоиды – кофеин и теофиллин. В чистом виде препараты кофеина не оказывают на человека такого благоприятного тонизирующего воздействия , как в виде напитка – чая. Объясняется это тем, что в чае тонизирующий эффект достигается совместным действием кофеина, дубильных веществ и комплекса витаминов – C, P, B1, B2, PP, пантотеновой кислоты – B3. Аромат чая обусловлен эфирными маслами, которые легко испаряются. Поэтому если заваренный чай кипятить или долго хранить, он теряет свой аромат и приобретает запах продуктов разложения веществ чайного листа. Классическое искусство заваривать чай всегда начиналось с выбора воды. Известно, что вода – одно из самых простых хими...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2317
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|