Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по живописи и музыке в 6-м классе: Микалоюс Константинас Чюрлёнис - автор музыкальной живописи - Преподавание МХК и ИЗО - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание МХК и ИЗО

Интегрированный урок по живописи и музыке в 6-м классе: Микалоюс Константинас Чюрлёнис - автор музыкальной живописи


Автор(ы): Коломникова Ольга Юрьевна, учитель фортепиано


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тема: Микалоюс Константинас Чюрлёнис – автор музыкальной живописи.
Цели:
  1. Знакомство с М.К.Чюрлёнисом – композитором и художником начала 20-го века.
  2. Развитие образного мышления обучающихся посредством художественных и музыкальных произведений.
Задачи:
  1. Знакомство с биографией композитора и художника.
  2. Рассказ о картинах.
  3. Знакомство с фортепианными произведениями.
  4. Эскизы учащихся, как результат интегрированного урока.
Оборудование урока:
  1. Портрет М.К.Чюрлёниса. (Приложение 1)
  2. Цветные репродукции картин в формате А4. (Приложение 2)
  3. Исполнение фортепианных произведений М.К.Чюрлёниса: «Музыкальный момент» фа-диез-минор, «Прелюдия» си-мажор. (Приложение 3)
  4. Симфоническая поэма «Море» (CD-диск).
Формы работы:
  1. Групповая работа по картинам.
  2. Музыкальные произведения к картинам.
Базисные понятия:
- полифония – многоголосие;
- Прелюдия – небольшая инструментальная пьеса;
- соната – жанр инструментальной музыки;
- скерцо – дословный перевод – «шутка»;
- фуга – полифоническое произведение, основанное на теме; тема изменяется каждый раз при проведении в другом голосе.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас необычный урок – знакомство с литовским композитором и художником Микалоюсом Константинасом Чюрлёнисом. Начало двадцатого века характеризуется новым направлением в искусстве – импрессионизмом. Назовите представителей этого направления в живописи и музыке. (Художники: Клод Моне, Эдуард Мане, И.Э.Грабарь, С.А.Коровин; основоположник музыкального импрессионизма - Клод Дебюсси; русские композиторы - А.Н.Скрябин, А.К.Глазунов.)
Творчество Чюрлёниса нельзя отнести только к импрессионизму, в его музыке и картинах сочетаются элементы импрессионизма, экспрессионизма и символизма. Творчество М.К.Чюрлёниса развивалось главным образом в период с 1904 по 1909 год.
В своем творчестве художник осуществлял мечту о единении искусств (идея «синтеза искусств»). Лучшие его произведения волнуют именно своей «музыкальной живописью». Об этом говорят и названия картин: «Соната Солнца», «Соната Моря», «Фуга».
2. Краткая справка о художнике и композиторе (искусствовед- школьник).
- Родился Микалоюс на юге Литвы в Варене 22 сентября 1875 года. Детские годы прошли в живописнейшей местности Друскининкай, где отец служил органистом в костёле. Первые уроки музыки Чюрлёнис получает от отца, и к семи годам свободно музицирует. С детских лет он глубоко чувствует красоту литовской природы, полную нежных красок, все её разнообразные оттенки. В восемнадцать лет Чюрлёнис поступает в консерваторию в Варшаве, учится по классу композиции и фортепиано, оканчивает с отличием в 1899 году.
Симфоническая поэма «В лесу» (1901г.) – первое большое сочинение. По жанру это пейзажная картина, лирической темой которой является жизнь литовской природы.
В 1901 году Чюрлёнис поступает в Лейпцигскую консерваторию. В эти годы сочиняет полифонические пьесы, начинает заниматься живописью. Переход к живописи произошел у Чюрлёниса в силу творческих склонностей, проявлявшихся в ранней юности. Он был одинаково способным к музыке, к живописи и выражал себя в разное время с разной интенсивностью в этих областях.
Первые картины написаны в 1903 году – «Музыка леса», триптих «Рекс». Картина «Музыка леса» напоминает нам о симфонической поэме «В лесу». Образы картины рождены простейшими литературно-поэтическими сравнениями: шум в лесу – музыка; прямые стволы сосен – струны; летящий мимо деревьев ветер – музыкант, который колеблет звучащие струны.
В начале 20-го века утверждался принцип взаимопроникновения и взаимодействия искусств, стала характерной тенденция к расширению традиционно замкнутых границ видов и жанров. В 1904 году в Варшаве открывается Школа изящных искусств, куда и поступает Чюрлёнис. Преподавание в школе резко отличалось от принятых академических традиций. Учащимся предлагалось заниматься не столько детализацией изображения, сколько передачей настроения, характера, движения живой натуры.
Путешествие на Кавказ принесло художнику много новых впечатлений и дало толчок его художественному сознанию. Чюрлёнис часами сидел у моря и рисовал. Результатом стали симфоническая поэма «Море» и циклы картин «Сотворение мира», «Знаки Зодиака». В этот период композитор пишет фортепианные пьесы, записывает и обрабатывает литовские народные мелодии. В Вильнюсе и Каунасе выставляются картины Чюрлёниса, среди них циклы, посвященные временам года («Весна», «Лето», «Осень») и первые живописные сонаты – «Соната Солнца», «Соната Весны». В 1909 году художник переезжает в Петербург, становится участником выставок, получает признание среди авторитетных искусствоведов того времени, как огромный, оригинальный талант. 10 апреля тяжелая болезнь сводит в могилу выдающегося художника и музыканта, не дожившего до 35 лет.
После кончины художника устраиваются выставки его работ в Москве, Вильнюсе, Петербурге; его картины выставляются на второй международной выставке импрессионистов в Лондоне. На концертах начинают играть его музыку, о нем пишут статьи и книги.
3. Работа по картинам.
- Чюрлёнис глубже, чем кто-либо другой, чувствовал музыку в природе, и поэтому ритмический, симфонический и вообще музыкальный момент выражен в его картинах с большим мастерством и силой. В своё время много было сказано и написано о том, что художник своими картинами хотел выразить музыку, а красками стремился передать музыкальные звуки.
Картина «Соната моря».
Вопросы:
  1. Что привлекает ваше внимание на первой картине «Сонаты моря» - «Аллегро»?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?
Через всю картину проходят светлые, гармоничные тона. Искусствовед Генрих Альтшуллер так рассказывает о картине М.К.Чюрлёниса: «На первой картине, на одном пространстве – три картины. Первая – вид на побережье с высоты птичьего полета; виден берег, видны дальние холмы, деревья на этих холмах – очень маленькие с большой высоты. Вторая – глазами человека, зашедшего у берега в воду; на расстоянии вытянутой руки – волны, тени птиц, силуэты рыб, плавающих у побережья. Это совсем другой взгляд на тот же участок моря и берега. И третья картина – подсистемы моря. Море состоит из капелек, и по всей картине идут желтые капли моря.
Картина, особенно не на репродукции, а в натуре, она потрясающа. Система обладает свойствами, которые не имеют ее части. Вроде, все просто в отдельности, а результат магический, чарующий. Меня удивило, почему капельки желтые. Потом в Каунасе я общался с музыковедами, литературоведами, художниками, и неизменно задавал этот вопрос. «Знаете, балтийское побережье – это янтарное побережье, это от янтаря».
Вторая картина «Сонаты моря» - «Анданте».
Вопросы:
  1. Каково ваше впечатление о картине?
  2. Что вы можете сказать о деталях картины?
Картина пронизана мягким сиянием двух солнечных светил. Они, как две манящие звезды, приковывают к себе внимание зрителя. В центре картины – затонувший корабль на ладони морского царя. Состояние покоя художник передает пастельными красками.
Третья картина «Сонаты моря» - «Финал».
Вздымающаяся огромная волна развернута как гигантская пасть какого-то чудовища. Чюрлёнис заставил ее как бы окаменеть. Он заставил окаменеть и пену. И получился новый художественный эффект: не пенные когти, а тяжелые, грубые, гигантские куски застывшей лавы сейчас обрушатся на человека. У подножия громадной волны – маленькие кораблики. На фоне волны видны четкие инициалы художника: «М К», как символ победы человека и творца над силами природы.
Задание:
Послушайте «Музыкальный момент» фа-диез-минор М.К.Чюрлёниса.
Вопрос:
  1. Какая из трех картин «Сонаты моря» близка по характеру этому музыкальному произведению?
«Музыкальный момент» - полифоническая пьеса; причем о каждом голосе можно говорить как о целом музыкальном пласте со своими подголосками, со своим динамическим развитием. А гармоничное сочетание голосов дает великолепный звуковой объем всего произведения.
Картина «Соната Солнца».
Как жанр инструментальной музыки, картина состоит из четырех частей:
1 – Аллегро. Определение быстрого темпа в музыке.
2 – Анданте. Одно из определений спокойного темпа в музыке.
3 – Скерцо.
4 – Финал. Кульминация, заключение, итог.
На первой картине «Аллегро» хаотичное изображение множества солнц создает ощущение быстрого движения. Все солнца разной величины. Будто из тумана освещают они изображения ворот, как вход в неведомые миры, как приглашение посетить и увидеть далекое, таинственное. Эта картина подтверждает те слова, какими Чюрлёнис охарактеризовал свое творчество: «Я полечу в далекие миры, в край вечной красоты, солнца и фантазии, в заколдованную страну».
Вторая картина «Сонаты Солнца» - «Анданте» - полная противоположность первой.
Широкие, мощные солнечные лучи заполняют собой все пространство. Своим ярким, теплым светом они согревают землю. На земле, согретой солнцем, рождается жизнь. Вся картина наполнена теплотой, светом, покоем.
Третья картина «Сонаты Солнца» - «Скерцо».
Вопрос:
  1. Какие приемы художник использует для передачи легкости, невесомости, шутливости в картине?
Легкость, изящество передает художник фантастическим изображением всего, что мы видим. Картина написана прозрачными пастельными красками. Воздушные, почти прозрачные мосты на переднем плане обрамляют картину, создавая, таким образом, объемность изображения (мы видим мосты и вдали). Мерцание разноцветных бабочек чередуется с прелестными цветами, манящими...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2593

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340