Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование документально-методического комплекса в развитии познавательного интереса к предмету история - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Использование документально-методического комплекса в развитии познавательного интереса к предмету история


Автор(ы): Бекмачева Галина Петровна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменения, которые происходят в обществе, приводят к переосмыслению многих важнейших событий. На любого человека ежедневно обрушиваются потоки информации, сообщений по каналам массовой коммуникации: газет, телевидения, радио, а также получаемой в процессе общения с другими людьми. Чтобы не утонуть в ней, не запутаться, не стать жертвой манипуляции и дезинформации, чтобы использовать практически значимую для себя информацию, нужно уверенно ориентироваться в ней.
В повседневной жизни человек сталкивается с необходимостью обращаться к нормативным (правовым) документам, создавать или читать тексты личного характера, а осваивая роль избирателя, изучать политические документы, чтобы выработать собственное отношение к партиям и кандидатам в депутаты и со знанием дела проголосовать на выборах.
Все это требует развитого умения работы с различными источниками. Работу на современном уроке истории невозможно представить без критической работы с источниками. Именно данная работа позволяет сформировать у учащихся специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины.
Эти специальные умения можно условно разделить на информационные и интеллектуальные. К информационным умениям относят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний (письменных, изобразительных, вещественным и т.д.), её воспроизведением (рассказ, описание, изложение и т.д.) и письменной фиксации (составление плана, опорного конспекта, тезисов и т.д.).
К интеллектуальным умениям нужно отнести способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события, явления, процессы, сравнивать и оценивать их.
Данная классификация умений весьма условна, так как восприятие сведений о прошлом всегда одновременно требует их осмысления и понимания. Такое деление удобно для учителя, позволяет ему планировать ход обучения с учетом особенностей формирования у школьников способностей к тому или иному виду деятельности.
Столкнувшись с проблемой рационального использования источников на уроках, я решила более подробно изучить методику работы с источниками. Я познакомилась с опытом казахстанских педагогов, опубликованный на страницах журналов: «История Казахстана. Преподавание в школах и вузах», «История Казахстана: преподавание в школе» и российских педагогов, опубликованных на страницах журнала «Преподавание истории и обществознания в школе». Большую помощь мне оказали исследования Л.С. Бахмутовой, М.А. Зарифовой, Л. Лисовой, Н. Шахимордановой и других. На основе этого материала были разработаны памятки «Как работать с документом» по видам документов <Приложение 1>.
Я решила создать документально-методический комплекс, который содержал бы различный набор источников, объединенных тематически. После изучения учебно-методического комплекса начала создание картотеки.
Например: по теме «Великая Отечественная война» был создан следующий вариант, который содержит документы двух противоборствующих сторон:
  • «О подготовке Германии к войне».
  • Записка М.М. Литвинова И.В. Сталину.
  • «Заметки об интервью, которые генерал Гринг дал г-ну Г.Уорду Прайсу в Берлине 19 ноября 1936 г.»
  • «Записка С.К. Тимошенко и Г.К. Жукова В.М. Молотову», 26 апреля 1941 г.
  • «Записка С.Г. Гендина И.В. Сталину», 1937 г.
  • «Телеграмма из Кишинева»
  • Рукопись статьи М.Н. Тухачевского «Военные планы Гитлера», 1935 г.
  • «О развертывании партизанского движения» - телеграмма П.К. Пономаренко Сталину – 1941 г.
  • «Организуется народное ополчение» - телеграмма из Киева Н.С. Хрущева, 1941 г.
  • «Опыт первого месяца войны с Германией.» Доклад командования Южного фронта, 1941 г.
  • «О положении на фронте Брест-Кобринского направления», записка М.Н. Тупицина, 1941 г.
  • «О прикрытии Москвы по Можайскому направлению», записка В.М. Молотова, К.Е. Ворошилова и т.д. И.В. Сталину – 1941 г.
  • «Приказ штаба 4-й немецкой армии», 1941 г.
  • Из показаний маршала Антонеску, А.С. Якушевский «Фактор внезапности в нападении Германии на СССР».
  • М.И. Мельтюхов «22 июня 1941 г. Цифры свидетельствуют».
Используя дифференцированный подход, составляю систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется как познавательными возможностями ученика, так и целями обучения.
Воспроизводящий уровень предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста, узнавание в нем изученных фактов, событий, явлений, заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста, составление простого плана по известному ученикам типу.
На преобразующем уровне вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их ученикам для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем, подготовка небольших рефератов, докладов.
На творческо-поисковом уровне предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения, положений нескольких документов; выявление линий сравнения таблиц, логических цепочек; применение теоретических положений для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильная поисковая деятельность по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовка творческих сочинений.
Использование документально-методического комплекса возможно на различных этапах урока. Так при изучении темы «Джунгаро-казахские войны» для создания эмоционального фона, поддерживающего познавательный интерес к изучаемым фактам, стало применение книги И. Есенберлина «Кочевники». Ярко описанные подвиги Богембая-батыра заставили представить величие народа в его стремлении к победе, понять, что только в единстве Казахстан мог выстоять.
При изучении восстания под руководством Кенесары Касымова ставл...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1260

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340