Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок по теме Государственный бюджет. Курс Основы налоговой грамотности для учащихся 8-го класса - Преподавание экономики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание экономики

Урок по теме Государственный бюджет. Курс Основы налоговой грамотности для учащихся 8-го класса


Автор(ы): Шипунова Марина Николаевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи:
  • Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
  • Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
  • Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала.
Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение).
В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет).
Слайд № 1 (приложение).
Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета».
– Как вы понимаете слова автора?
– Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему?
Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока).
Слайд № 2 (приложение).
III. Работа по теме.
Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи.
– Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней?
Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета.
– Как вы считаете, что такое бюджет?
Слайд № 3 (приложение).
IV. Работа с термином.
Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти.
Слайд № 4 (приложение).
Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом.
Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам.
Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным.
Слайд № 5 (приложение).
Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы.
При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение).
Обратимся к понятию доход.
Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2005 году».
– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?
– Приведите примеры неналоговых доходов?
– Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности.
Слайд № 6 (приложение).
Обратимся к понятию расход.
Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2005 году».
– Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы?
– На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства?
Слайд № 7 (приложение).
Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицитаили профицитабюджета.
Слайд № 5 (приложение).
Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию.
Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств).
– Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств?
Слайд № 8 (приложение).
Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета.
– Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить?
Слайд № 10 (приложение).
Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета.
  • сокращение бюджетных расходов,
  • изыскание дополнительных источников доходов,
  • выпуск денег,
  • одалживание денег.
– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим?
Слайд № 10 (приложение).
Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно.
Сокращение бюджетных расходов.
Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр.
– Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов?
Слайд № 11 (приложение).
Изыскание дополнительных источников доходов.
Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов.
– Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов?
Слайд № 12 (приложение).
Выпуск денег.
Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2946

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340