Главная / Методические материалы / Преподавание экономики
Урок по теме Государственный бюджет. Курс Основы налоговой грамотности для учащихся 8-го класса
Автор(ы): Шипунова Марина Николаевна, учитель истории
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Задачи: - Образовательные: дать представление о государственном бюджете; раскрыть роль государственного бюджета в экономической жизни страны; выделить особенности государственного бюджета Российской Федерации.
- Развивающие: создать условия для развития логического и аналитического мышления; познавательной активности; сознательного восприятия учебного материала; грамотной речи.
- Воспитательные: осуществлять правовое воспитание школьников; формирование активной жизненной позиции.
Тип урока: изучение нового материала. Оснащение урока: мультимедиа аппаратура (экран, компьютер, мультимедийный проектор); учебная презентация (приложение). В ходе изучения темы учащиеся должны: усвоить понятия бюджет, доходы, расходы; научиться применять понятия дефицит и профицит на практике. Ход урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Тема нашего урока сегодня… (Государственный бюджет). Слайд № 1 (приложение). Как говорил один неизвестный «Нет более печального сюжета, чем быль об утверждении бюджета». – Как вы понимаете слова автора? – Можно ли согласиться с этим утверждением? Почему? Для ответа необходимо обратиться к задачам нашего сегодняшнего урока. (В ходе беседы учащиеся формулируют задачи урока). Слайд № 2 (приложение). III. Работа по теме. Каждый гражданин стремится к богатству и процветанию своей страны, а значит и благополучию и комфортной жизни своей семьи. – Что необходимо любой стране, чтобы люди с каждым днем жили богаче и комфортней? Богатство и процветание во многом зависит от уплаты налогов. Налоговые поступления являются источником средств государственного бюджета. – Как вы считаете, что такое бюджет? Слайд № 3 (приложение). IV. Работа с термином. Бюджет – сводный план сбора доходов и использования полученных средств на покрытие расходов федеральных или местных органов власти. Слайд № 4 (приложение). Бюджет состоит из простого равенства доходов и расходов. Это равенство можно назвать идеальным бюджетом. Идеальный бюджет – запланированные расходы = запланированным доходам. Любое государство стремится к тому, чтобы бюджет был идеальным. Слайд № 5 (приложение). Рассмотрим основные составляющие бюджета. Бюджет = доходы + расходы. При изучении материалов презентации встречаются гиперссылки, обращаясь к которым можно открыть нужную информацию (приложение). Обратимся к понятию доход. Обратите внимание на диаграмму «Доходы государственного бюджета в 2005 году». – Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы? – Приведите примеры неналоговых доходов? – Приведите примеры доходы от внешнеэкономической деятельности. Слайд № 6 (приложение). Обратимся к понятию расход. Обратите внимание на диаграмму «Расходы государственного бюджета в 2005 году». – Какие выводы можно сделать из представленной диаграммы? – На какие сферы жизни общества государство тратит денежные средства? Слайд № 7 (приложение). Любое государство стремится, что бы его бюджет был идеальным, но такая ситуация складывается не всегда. Иногда это равенство нарушается, и тогда возникают ситуации дефицитаили профицитабюджета. Слайд № 5 (приложение). Давайте рассмотрим более подробно каждую ситуацию. Ситуация профицита возникает тогда, когда доходы превышают расходы (возникает излишек денежных средств). – Как вы считаете, на что государство тратит излишки денежных средств? Слайд № 8 (приложение). Иногда возникает обратная ситуация, когда доходы меньше, чем расходы. Такая ситуация называется дефицит государственного бюджета. – Какие способы преодоления дефицита государственного бюджета вы можете предложить? Слайд № 10 (приложение). Существует несколько способов преодоления дефицита бюджета. - сокращение бюджетных расходов,
- изыскание дополнительных источников доходов,
- выпуск денег,
- одалживание денег.
– Определите положительные и отрицательные стороны каждого из способов. Какой способ вы считаете наилучшим? Слайд № 10 (приложение). Давайте рассмотрим каждый из способов боле подробно. Сокращение бюджетных расходов. Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то представительный орган власти принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такая ситуация называется секвестр. – Как вы считаете, к чему может привести сокращение бюджетных расходов? Слайд № 11 (приложение). Изыскание дополнительных источников доходов. Когда возникает ситуация дефицита бюджета, то самым простым кажется привлечь в бюджет дополнительные доходы. Это может быть введение новых налогов или увеличение действующих налогов и сборов. – Как вы считаете, к чему может привести изыскание дополнительных источников доходов? Слайд № 12 (приложение). Выпуск денег. Когда государству не хватает денежных средств, то нетрудно напечатать дополнительные денежные знаки и выплатить ими зарплату своим служащим, офицерам, учителям и врачам, либо оплатить расходы на приобретение необходимых государству товаров. Такой способ преодоления дефицита бюджета называется эмиссия...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2946
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|