Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок по литературе и музыке в 6-м классе по теме Красота природы и правда ее отображения в литературе и музыке


Автор(ы): Самсонова Елена Леонидовна, учитель русского языка; Трубченко Елена Геннадьевна, учитель музыки, педагог-организатор


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: показать связь музыки и литературы с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных и художественных произведениях.
Задачи:
  • формирование культуры восприятия художественного слова;
  • нравственное и эстетическое воспитание; приобщение к лирике и музыке.
Оборудование: портрет А.Н.Островского, портрет Н.А. Римского-Корсакова, репродукции эскизов декораций и костюмов для постановки пьесы “Снегурочка”, выполненных В.Васнецовым, К.Коровиным, И.Левитаном, Н.Рерихом, репродукция картины В.М.Васнецова “Снегурочка”, В.Г.Перова “Тающая Снегурочка”.
Музыкальный материал: Ария Снегурочки, Песня Леля из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.
ХОД УРОКА
Природа вошла в русское искусство, как входит она в нашу жизнь, без природы искусство задохнулось бы, как мы сами задыхаемся, когда подолгу бываем от природы оторваны. Д. Кабалевский
I. Работа по теме урока.
Учитель музыки. Беседа “Картины природы в музыке”.
Стихотворение “Музыка” М. Ивенсена читают наизусть трое учащихся. Это создает атмосферу доверительной беседы, близкого контактирования учащихся по вопросам темы, единомыслия и одинакового положительного отношения к музыке о природе.
Музыка
Послушай: музыка вокруг;
Она во всем - в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зеленой тишины.
И дятла дробь, и поездов
Гудки, чуть слышные в дремоте,
И ливень - песенкой без слов,
Все на одной звенящей ноте.
А снега хруст, а треск костра!
А металлическое пенье,
И звон пилы, и топора!
А проводов степных гуденье
... Вот почему-то иногда
Почудится в концертном зале,
Что нам о солнце рассказали,
О том, как плещется вода,
Как ветер шелестит листвой,
Как, заскрипев, качнулись ели...
А это арфы нам напели,
Рояль, и скрипка, и гобой. (М. Ивенсен)
- Вспомните музыку, изображавшую картины природы.
- Какие картины природы вы представляете, слушая музыку М.П. Мусорского “Рассвет на Москва-реке”, Э. Грига “Утро”? В чем красота этих произведений?
Среди всех русских композиторов никто так не любил природу, никто так хорошо не знал и не чувствовал её, никто не умел так изумительно передать её красоту в музыке, как Николай Андреевич Римский-Корсаков.
- Назовите произведения этого автора, знакомые вам. О чем они?
II. 1.Рассказ о творчестве композитора Н. А. Римского-Корсакова.
“В хмурое туманное утро сентября 1862 года из Кронштадской гавани отплывал корабль “Алмаз”. На борту его находился девятнадцатилетний Николай Андреевич Римский-Корсаков”, - так начинает рассказ о композиторе Р. Барановская. Несмотря на то, что впереди его ждало много интересного, на душе молодого моряка было безрадостно. Незадолго до окончания морского корпуса он познакомился с молодым композитором, последователем М.И. Глинки - М.А. Балакиревым и вошел в кружок под названием “Могучая кучка”. Это содружество молодых талантливых людей, которые решили посвятить себя делу создания русской национальной музыки. Н.А. Римский-Корсаков начал работать над Первой симфоний. И вот теперь наступила многолетняя разлука. Но кругосветное плаванье послужило композитору источником разнообразных впечатлений, которые отразились в его творчестве.
Вслед за Первой симфонией, исполненной в 1865 г., появилась симфоническая фантазия “Садко”, а затем и первая опера “Псковитянка”. В 1880 г. он пишет весеннюю сказку “Снегурочка”.
В историю мировой музыкальной культуры он вошел как былинный сказитель, летописец и музыкальный сказочник. “В сущности, мой род - это сказка, былина, и, непременно, русские”, - говорил про себя композитор.
Среди 15 опер Н.А. Римского-Корсакова девять написаны на сюжеты русских сказок и легенд (“Ночь перед Рождеством”, “Садко”, “Сказка о царе Салтане”). Некоторые из них имеют политический смысл: “Кощей Бессмертный”, “Золотой Петушок”. В них - едкая ирония, смелый протест против зла и насилия.
На нашем уроке речь пойдет об опере “Снегурочка”.
Представьте себе. Полночь. Понурый лес окоченел от долгой зимы и трескучих морозов. Сосны и ели окутаны снегом. Под Красной горкой - скованная льдом река. За рекой - Берендеев посад.
А теперь закройте глаза и вслушайтесь в мои слова.
“...Легкое, прозрачное звучание струнных как дрожание холодного воздуха. Настороженно, сурово вступили контрабасы, а потом тепло и нежно запел кларнет. Гобой изобразил крик петуха, а в ответ тот же напев повторил английский рожок...” (И. Котмина. “Весенняя сказка”.)
- Представили? Можете нарисовать мысленно картину?
“Это именно весенняя сказка - со всей красотой, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием”, - писал об опере композитор А.П. Бородин.
Сам автор оперы вспоминал о ней так: “Не было для меня на свете лучшего сюжета, чем “Снегурочка”. Ни одно сочинение до сих пор не давалось мне с такой легкостью и скоростью, как “Снегурочка”.
Всего два с половиной месяца потребовалось композитору для написания этой оперы.
2. Учитель литературы.
- Расскажите, когда и кем была написана сказка “Снегурочка” и о чём она?
Сообщение учащегося.
В 1873 году была написана пьеса, занимающая среди произведений Островского особое положение: драматическая сказка в стихах “Снегурочка” - одно из замечательнейших созданий русской поэзии. “Действие происходит в стране берендеев, в доисторическое время, - такова первая ремарка “Снегурочки”, “весенней сказки в четырёх действиях с прологом”. Эта пьеса логически связана с философскими поисками Островского. В “Снегурочке” драматург символически формулирует свою философию человека, философию жизни, философию любви.
Это не комедия, не драма, а именно сказка, старинная легенда о сказочной девушке, которая не знала любви.
Снегурочка:
Моя беда, что ласки нет во мне.
Толкуют все, что есть любовь на свете,
Что девушке любви не миновать;
А я любви не знаю; что за слово
Сердечный друг и что такое милый,
Не ведаю. И слёзы при разлуке,
И радости при встрече с милым другом
У девушек видала я; откуда ж
Берут они и смех и слёзы, - право,
Додуматься Снегурочка не может.
Потом Снегурочка полюбила всем сердцем и погибла. Это – своеобразная поэма для театра, где не всегда ясно, что сказано всерьёз, а где автор лукавит. Здесь придумано всё, кроме человеческих страстей, которые не могут не трогать. Любит – не любит, выберет – не выберет, разгадывают простодушные берендеи желания дочери Мороза и Весны – Снегурочки. Она не умеет любить и не хочет никого выбирать. Все окружающие Снегурочку люди затронуты чувством : подружка Купава, музыкант Лель, благородный Мизгирь. Снегурочке тайна этих чувств незнакома. Но она любопытна…
Учитель литературы:
Впервые “Снегурочка” была опубликована в журнале “Вестник Европы”, 1873, № 9. Сразу за публикацией композитор Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения использовать пьесу для оперы, сам составил либретто, которое драматург одобрил. Сюжет “Снегурочки” давал композитору возможность воспеть жизнь народа, протекающую просто, бесхитростно, в согласии с природой, отобразить его быт, красочные обряды.
3. Учитель музыки.
Действие оперы происходит в выдуманном царстве берендеев, где господствуют только добро и справедливость. Композитор с необычайным мастерством передает старинные обычаи и обряды, картины народного быта. Сказочные персонажи оперы - царь Берендей, Купава, Лель, Мизгирь, Снегурочка, Весна, Мороз и другие - наделены человеческими чертами. В музыке оперы звучит тонкая гамма природы с её шумами, звонами, песнями, которая передана в наигрышах пастухов. В ариях и песнях выразительно слышен отголосок русских народных песен,
- Послушайте Арию Снегурочки из оперы “Снегурочка” Н. А. Римского-Корсакова.
- Что манит её к людям? Какая она?
4. Слушание Арии Снегурочки.
5. Музыкальная характеристика Арии Снегурочки.
- О чем поёт Снегурочка? Что манит её к людям? (Людские песни, человеческие радости)
Я прочитаю текст, а вы внимательно вслушайтесь в его поэтическое звучание.
Мысленно напойте арию вокализом. Охарактеризуйте её мелодию.
Как называется форма, в которой написана ария? Охарактеризуйте музыку I части, я напомню её.
6. Повторное слушание с последующим анализом.
- Звучание каких инструментов переплетается с легкими, грациозными переливами голоса?
- Что напоминает вам мелодия средней части?
- Охарактеризуйте музыкальный образ Снегурочки.
И вот слушает она “людские песни”, пытается войти в человеческую жизнь. В песне пастушка Леля слышит она призыв к веселой, счастливой, незнакомой ей жизни и идет навстречу этой жизни.
7. Учитель литературы.
- Расскажите, кто такой Лель.
Лель:
Не мне
Великий царь, а Солнцу подобает
Такая честь. Лелеяло измлада
Оно меня – учило песни петь;
Его тепло в речах моих, - и слушать
Охотятся девицы речи Леля.
Тепло его в крови моей и в сердце,
И теплится в лице румянцем смуглым,
И светится весенней сладкой негой
Из глаз моих.
8. Учитель музыки. А теперь послушаем песню Леля. Скажите, музыка выразительная или изобразительная.
Вечер перед Ярилиным днем. На поляне юноши и девчата водят хороводы. И вот запел пастух Лель: “Туча со громом сговаривалас...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2796

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340