Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Специализация и взаимодействие полушарий головного мозга в познавательной деятельности на уроках математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Специализация и взаимодействие полушарий головного мозга в познавательной деятельности на уроках математики


Автор(ы): Кудак Наталья Константиновна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Трудно в жизни сделать что-то великое, имея познания только в одной узкой области. Психологи считают, что человек может успешно работать творчески в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями и восприятием, как знаково-цифровой, так и образной информации. В современном мире человечество регулярно увеличивает свое информационное богатство, которое в основном знаковое (общественно-политическая, техническая, учебная литература, таблицы, справочники и т.д.). Непомерный рост знаковой информации, которую необходимо усвоить для успешной учебы и работы, создает угрозу для баланса человеческого восприятия.
Психологи настаивают на необходимости сочетать серьезное естественнонаучное и техническое образование с гуманитарным. Все большую популярность приобретает такая парадоксальная мысль: для улучшения усвоения знаковой информации, которую несут такие предметы, как математика, физика, химия и т. д. нужно учить детей лучше усваивать образную информацию – музыку, живопись, пластику. Интересно, что некоторые вузы обязывают своих студентов включать в индивидуальные планы один из курсов гуманитарного цикла. Среди которых есть такие: “Архитектура поздней готики и раннего Возрождения”, “Музыка Вивальди, Баха, Генделя”, “Пушкин и его последователи”.
Дарвин писал: “Если бы мне пришлось вновь прожить жизнь, я установил бы для себя правило; читать какое-то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю, может быть путем таких упражнений мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались”.
Мир знает множество великих людей, которые проявили свои диаметрально-противоположные способности на практике:
  • Художник А.Б.Дюрер написал первый учебник геометрии на немецком языке,
  • М.Ю.Лермонтов являлся автором задач,
  • С.В.Ковалевской принадлежит несколько художественных произведений, в том числе и драма “Борьба за счастье”,
  • Профессор математики Латуидж Доджсон (1832 – 1898) являлся в тоже время Льюисом Кэрроллом – первоклассным детским писателем (“Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”). Королева Виктория потребовала к себе все его сочинения и была удивлена, когда ей принесли целую охапку учебников по геометрии,
  • А.М.Волков – доцент кафедры высшей математики Московского института – детский писатель, автор книги “Волшебник Изумрудного города”.
  • А.Эйнштейн отмечал влияние художественных образов на научное творчество.
Многие деятели искусства и литературы питали глубокий интерес к математике, а математики проявляли себя как художники, писатели.
Почему это происходит? Почему нет “узкой” специализации?
Головной мозг является органом познания окружающего мира, причем, каждое полушарие специализируется на определенных способах этого познания. В своих работах американский психолог Р. Сперри писал, что изолированное левое полушарие ответственно за абстрактное мышление, символические взаимоотношения и логический анализ деталей, особенно временные взаимоотношения. Оно может говорить, писать и проводить математические вычисления, в своей общей функции оно аналитично и схоже с компьютером. Оно также более агрессивно, исполнительно и как лидирующее полушарие контролирует нервную систему. Правое полушарие немое и обычно лишено возможности общаться с внешним миром. Оно, по выражению Сперри, “пассивный, молчаливый пассажир, который полностью доверяет ответственность за поведение левому полушарию”. Из-за его молчаливости правое полушарие считалось полностью подчиненным левому полушарию. Благодаря своим исследованиям, Сперри обнаружил, что правое полушарие, вопреки прежним воззрениям, во многих отношениях находится в более высоком положении, чем левое. Это особенно справедливо по отношению к конкретному мышлению, пространственному сознанию и восприятию сложных взаимоотношений. Оно также является высшим полушарием, когда вопрос касается слуховых восприятий и понимания музыки, оно может лучше узнавать мелодии и лучше различать голоса и интонации. В других областях однако правое полушарие, несомненно, находится в подчинении к левому. У него почти полностью отсутствует способность считать, и оно может производить простое прибавление до 20. Оно полностью лишено возможности вычитать, умножать и делить. Правое полушарие может читать и понимать значение простых, односложных существительных, но не может воспринимать смысл прилагательных и глаголов. Оно не может писать, но оно абсолютно выше по отношению к левому полушарию, когда дело касается восприятия пространства и воспроизводства картин в трех измерениях.
Специализацию и взаимодействие полушарий головного мозга в познании человеком окружающего мира можно проследить по рисунку.

У одних людей доминирует правое полушарие, у других - левое полушарие. Определить это можно с помощью теста.
Тест И.П.Павлова.
Разложите карточки по три на три группы так, чтобы в каждой было что-то общее.
Наглядный материал - девять карточек, на каждой написано по одному слову:
Орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца.
Оценка результатов:

ВАРИАНТ №1
1-я группа карточек:
рыба, орел, овца.
2-я группа карточек: бегать, плавать, летать.
3-я группа карточек: шерсть, перья, чешуя.
ВЫВОД:
Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
ВАРИАНТ №2.
1-я группа карточек:
рыба, плавать, чешуя.
2-я группа карточек: орел, летать, перья.
3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть.
ВЫВОД:
Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
ВАРИАНТ №3.
Одновременное выполнение теста вариантов №2 и №1.
ВЫВОД:
Смешанный тип.
Предлагаемая таблица показывает, в какой деятельности успешны “правополушарные” учащиеся, в какой - “левополушарные”, что необходимо учитывать при организации учебного процесса.
Мотивационный этап “Правополушарные” учащиеся “Левополушарные” учащиеся
Пространственная организация Рабочая полусфера - левая Рабочая полусфера – правая
Цветовая организация Светлая доска – темный мел Темная доска – светлый мел
Условия, необходимые для успешной учебной деятельности Гештальд (образы)Контекст
Связь информации с реальностью, практикой.
Творческие задания
Эксперименты
Музыкальный фон
Речевой и музыкальный ритм
ТехнологияДетали
Абстрактный линейный стиль
изложения информации
Неоднократное повторение учебного материала
Тишина на уроке
Формирование мотивации Завоевание авторитетаПрестижность положения в коллективе
Установление новых контактов
Социальная значимость деятельности
Стремление к самостоятельностиГлубина знаний
Высокая потребность в умственной деятельности
Потребность в образовании
Операционный этап
Восприятие материала ЦелостноеИнтонационная сторона речи
Визуалисты (зрительное)
ДискретноеСмысловая сторона речи
Аудисты (слуховое)
Переработка информации БыстраяМгновенная Медленная.Последовательная.
Интеллект НевербальныйИнтуитивный. ВербальныйЛогический
Деятельность Приверженность к практике Приверженность к теории
Эмоции Экстравертированность Интровертированность
Результативный этап
Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски.Свободная конверсация Высокий самоконтроль речиВысокий самоконтроль изложения материала
Методы проверки Устный опросЗадания с ограниченным сроком выполнения
Вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ)
Решение задачПисьменные опросы с неограниченным сроком выполнения.
Вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа)
Методы дифференцированного подхода в обучении.
Математика СинтезЗадания на время
Работа в группе
Формулировка теорем
Оперирование пространственными связями.
Задания в картинках
Геометрия (пространственное мышление)
Схемы, таблицы, карточки.
АнализВневременные задания
Работа в одиночку.
Доказательство теорем.
Оперирование знаками
на плоскости.
Задания в символах.
Алгебра (логическое, последовательное мышление на плоскости)
Многократное повторение.
Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, активизировать мыслительную деятельность на протяжении всего урока. Необходимо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для раскрытия перед ребенком спектра приложения познавательной активности.
Одним из главных условий осуществления учебной деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс писал: “ Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Математика один из школьных предметов, который не всем дается легко, и как следствие этого – потеря интереса к изучению предмета. Один из путей достижения психологической комфортности в обучении математики – тот, при котором учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, – способности человеческого восприятия.
Приемы развития познавательной активности могут быть разнообразны. Обратим внимание на использование когнитивно–графических и когнитивно–визуальных работ.
Когнитивный (от латинского coqnitio – знание-познание) - познаваемый, соответствующий познанию.
Визуальный (от латинского visualis) – зрительный, видимый.
Когнитивно-визуальны...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1809

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340