Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Специализация и взаимодействие полушарий головного мозга в познавательной деятельности на уроках математики
Автор(ы): Кудак Наталья Константиновна, учитель математики
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Трудно в жизни сделать что-то великое, имея познания только в одной узкой области. Психологи считают, что человек может успешно работать творчески в том случае, когда его психика обеспечивает баланс между способностями и восприятием, как знаково-цифровой, так и образной информации. В современном мире человечество регулярно увеличивает свое информационное богатство, которое в основном знаковое (общественно-политическая, техническая, учебная литература, таблицы, справочники и т.д.). Непомерный рост знаковой информации, которую необходимо усвоить для успешной учебы и работы, создает угрозу для баланса человеческого восприятия. Психологи настаивают на необходимости сочетать серьезное естественнонаучное и техническое образование с гуманитарным. Все большую популярность приобретает такая парадоксальная мысль: для улучшения усвоения знаковой информации, которую несут такие предметы, как математика, физика, химия и т. д. нужно учить детей лучше усваивать образную информацию – музыку, живопись, пластику. Интересно, что некоторые вузы обязывают своих студентов включать в индивидуальные планы один из курсов гуманитарного цикла. Среди которых есть такие: “Архитектура поздней готики и раннего Возрождения”, “Музыка Вивальди, Баха, Генделя”, “Пушкин и его последователи”. Дарвин писал: “Если бы мне пришлось вновь прожить жизнь, я установил бы для себя правило; читать какое-то количество стихов и слушать музыку по крайней мере раз в неделю, может быть путем таких упражнений мне удалось бы сохранить активность тех частей мозга, которые теперь атрофировались”. Мир знает множество великих людей, которые проявили свои диаметрально-противоположные способности на практике: - Художник А.Б.Дюрер написал первый учебник геометрии на немецком языке,
- М.Ю.Лермонтов являлся автором задач,
- С.В.Ковалевской принадлежит несколько художественных произведений, в том числе и драма “Борьба за счастье”,
- Профессор математики Латуидж Доджсон (1832 – 1898) являлся в тоже время Льюисом Кэрроллом – первоклассным детским писателем (“Алиса в Стране чудес”, “Алиса в Зазеркалье”). Королева Виктория потребовала к себе все его сочинения и была удивлена, когда ей принесли целую охапку учебников по геометрии,
- А.М.Волков – доцент кафедры высшей математики Московского института – детский писатель, автор книги “Волшебник Изумрудного города”.
- А.Эйнштейн отмечал влияние художественных образов на научное творчество.
Многие деятели искусства и литературы питали глубокий интерес к математике, а математики проявляли себя как художники, писатели. Почему это происходит? Почему нет “узкой” специализации? Головной мозг является органом познания окружающего мира, причем, каждое полушарие специализируется на определенных способах этого познания. В своих работах американский психолог Р. Сперри писал, что изолированное левое полушарие ответственно за абстрактное мышление, символические взаимоотношения и логический анализ деталей, особенно временные взаимоотношения. Оно может говорить, писать и проводить математические вычисления, в своей общей функции оно аналитично и схоже с компьютером. Оно также более агрессивно, исполнительно и как лидирующее полушарие контролирует нервную систему. Правое полушарие немое и обычно лишено возможности общаться с внешним миром. Оно, по выражению Сперри, “пассивный, молчаливый пассажир, который полностью доверяет ответственность за поведение левому полушарию”. Из-за его молчаливости правое полушарие считалось полностью подчиненным левому полушарию. Благодаря своим исследованиям, Сперри обнаружил, что правое полушарие, вопреки прежним воззрениям, во многих отношениях находится в более высоком положении, чем левое. Это особенно справедливо по отношению к конкретному мышлению, пространственному сознанию и восприятию сложных взаимоотношений. Оно также является высшим полушарием, когда вопрос касается слуховых восприятий и понимания музыки, оно может лучше узнавать мелодии и лучше различать голоса и интонации. В других областях однако правое полушарие, несомненно, находится в подчинении к левому. У него почти полностью отсутствует способность считать, и оно может производить простое прибавление до 20. Оно полностью лишено возможности вычитать, умножать и делить. Правое полушарие может читать и понимать значение простых, односложных существительных, но не может воспринимать смысл прилагательных и глаголов. Оно не может писать, но оно абсолютно выше по отношению к левому полушарию, когда дело касается восприятия пространства и воспроизводства картин в трех измерениях. Специализацию и взаимодействие полушарий головного мозга в познании человеком окружающего мира можно проследить по рисунку. У одних людей доминирует правое полушарие, у других - левое полушарие. Определить это можно с помощью теста. Тест И.П.Павлова. Разложите карточки по три на три группы так, чтобы в каждой было что-то общее. Наглядный материал - девять карточек, на каждой написано по одному слову: Орел, чешуя, бегать, перья, летать, рыба, шерсть, плавать, овца. Оценка результатов: ВАРИАНТ №1 1-я группа карточек: рыба, орел, овца. 2-я группа карточек: бегать, плавать, летать. 3-я группа карточек: шерсть, перья, чешуя. ВЫВОД: Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария. ВАРИАНТ №2. 1-я группа карточек: рыба, плавать, чешуя. 2-я группа карточек: орел, летать, перья. 3-я группа карточек: овца, бегать, шерсть. ВЫВОД: Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария. ВАРИАНТ №3. Одновременное выполнение теста вариантов №2 и №1. ВЫВОД: Смешанный тип. Предлагаемая таблица показывает, в какой деятельности успешны “правополушарные” учащиеся, в какой - “левополушарные”, что необходимо учитывать при организации учебного процесса. Мотивационный этап | “Правополушарные” учащиеся | “Левополушарные” учащиеся | Пространственная организация | Рабочая полусфера - левая | Рабочая полусфера – правая | Цветовая организация | Светлая доска – темный мел | Темная доска – светлый мел | Условия, необходимые для успешной учебной деятельности | Гештальд (образы)Контекст Связь информации с реальностью, практикой. Творческие задания Эксперименты Музыкальный фон Речевой и музыкальный ритм | ТехнологияДетали Абстрактный линейный стиль изложения информации Неоднократное повторение учебного материала Тишина на уроке | Формирование мотивации | Завоевание авторитетаПрестижность положения в коллективе Установление новых контактов Социальная значимость деятельности | Стремление к самостоятельностиГлубина знаний Высокая потребность в умственной деятельности Потребность в образовании | Операционный этап | | | Восприятие материала | ЦелостноеИнтонационная сторона речи Визуалисты (зрительное) | ДискретноеСмысловая сторона речи Аудисты (слуховое) | Переработка информации | БыстраяМгновенная | Медленная.Последовательная. | Интеллект | НевербальныйИнтуитивный. | ВербальныйЛогический | Деятельность | Приверженность к практике | Приверженность к теории | Эмоции | Экстравертированность | Интровертированность | Результативный этап | | | Самоконтроль | Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски.Свободная конверсация | Высокий самоконтроль речиВысокий самоконтроль изложения материала | Методы проверки | Устный опросЗадания с ограниченным сроком выполнения Вопросы “открытого” типа (собственный развернутый ответ) | Решение задачПисьменные опросы с неограниченным сроком выполнения. Вопросы “закрытого” типа (выбрать готовый вариант ответа) | Методы | дифференцированного | подхода в обучении. | Математика | СинтезЗадания на время Работа в группе Формулировка теорем Оперирование пространственными связями. Задания в картинках Геометрия (пространственное мышление) Схемы, таблицы, карточки. | АнализВневременные задания Работа в одиночку. Доказательство теорем. Оперирование знаками на плоскости. Задания в символах. Алгебра (логическое, последовательное мышление на плоскости) Многократное повторение. | Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, активизировать мыслительную деятельность на протяжении всего урока. Необходимо заботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для раскрытия перед ребенком спектра приложения познавательной активности. Одним из главных условий осуществления учебной деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Чтобы добиться хороших результатов, необходимо сделать обучение желанным процессом. Французский писатель Анатоль Франс писал: “ Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом”. Математика один из школьных предметов, который не всем дается легко, и как следствие этого – потеря интереса к изучению предмета. Один из путей достижения психологической комфортности в обучении математики – тот, при котором учебная деятельность, направленная на овладение основами наук и на развитие личностных качеств, сформирована на более высоком уровне, – способности человеческого восприятия. Приемы развития познавательной активности могут быть разнообразны. Обратим внимание на использование когнитивно–графических и когнитивно–визуальных работ. Когнитивный (от латинского coqnitio – знание-познание) - познаваемый, соответствующий познанию. Визуальный (от латинского visualis) – зрительный, видимый. Когнитивно-визуальны...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1809
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|