Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок по музыке, литературе и экологии на тему В чем сила музыки?. 6-й класс
Автор(ы): Солодовникова Ольга Николаевна, учитель музыки
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Углубление. Цель урока: показать красоту музыки, единства текста и мелодии, соответствие музыки с ее жизненным содержанием. Задачи урока: Образовательные: 1. Ввести новые понятия: а капелла, речевая декламация. 2. Научить детей слушать и услышать, что хотел композитор показать. 3. Расширить познания детей о животном мире. Воспитательные: 1. Воспитывать любовь к музыке, природе, животному миру. 2. Активизировать эмоциональный отклик на музыку. Развивающие: 1. Развивать интерес к музыке, в частности к народной, чувства ритма. 2. Совершенствовать певческие навыки при исполнении песен с сопровождением и без сопровождения. Музыкальный материал: 4-я часть концерта для смешанного хора “Лебедушка” “Увели нашу подружку” В.Н.Салманова, “Лебединая верность” Е.Мартынова, “Дорога добра” М.Минкова, слова Ю Энтина (из к/ф “Приключение Маленького Мука). Ход урока 1. Музыкальное приветствие. 2. Беседа: Загадка: Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь) …Улетели лебеди с севера на юг. И теряли лебеди белый, белый пух. То ли пух лебяжий в воздухе блестит То ли в окна наши белый снег летит. Как вы поняли, речь сегодня на уроке пойдет о таких прекрасных птицах – как лебеди (показываю иллюстрацию лебедей). Если мы глубже заглянем в жизнь животного мира, то можем сказать, что лебеди очень умные и понятливые птицы, умеющие реагировать на обстоятельства, редко утрачивающие свойственные им пугливость и осторожность. Лебеди обычно живут дружными семьями. Обе птицы одной пары необыкновенно привязаны друг к другу, и раз заключенный союз уже не прерывается всю жизнь. Не менее нежно родители относятся к своему потомству: самец хотя и не разделяет труда насиживания, но самым преданным образом оберегает самку и предупреждает ее о малейшей опасности. Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно лебедям в благодарность юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение. А в царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его прекрасная невеста. Наконец “Гадкий утенок” Андерсена –разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, и в то же время не надменной, не отчужденной, способной к страданию, к благодарности. Искусство (это музыка, литература, изобразительное искусство) не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, издавна занимавшей особое место в представлениях людей. Недаром говорят в народе про красивую, статную девушку: “Плывет словно лебедь, лебединая шея”. Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Увели нашу подружку” Вадима Николаевича Салманова, который родился в 1932 году в Петербурге. Народный артист РСФСР 1972 г.. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. В 1941-1945гг. – в рядах Советской Армии. С 1946 года преподаватель музыкального училища при Ленинградской консерватории. Особенное широкое признание получил хоровой концерт “Лебедушка” на народные тексты. Композитору удалось возродить традиционный жанр и наполнить его новым содержанием. В музыке Салманова органично претворены элементы русского фольклора. Итак, слушаем 4 часть концерта для смешанного хора “Лебедушка” “Увели нашу подружку”, написанную на народные слова, о том, как увел лебедь из одной стаи в другую лебедушку, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стаи. – Кто исполняет это произведение? (хор, мужские голоса без сопровождения) – Как называется пение без сопровождения? (а капелла) – Были ли солисты? (был один солист-тенор) – Как вы думаете, почему композитор в этом хоре написал партию для солиста? – Что было необычного в исполнении? (большую часть сочинения хор не поет, а говорит, то тише, то громче, то вовсе шепотом, но всегда в определенном ритме.) Такое исполнение называется – речевая декламация. Прием речевой декламации встречается в музыке довольно редко, чаще в современном исполнении. – Есть ли в музыке изобразительные моменты? (да, гомон птиц, журчание воды) – А что музыка выражает? (растревоженность лебединой стаи) – Есть ли в музыке какие-либо контрасты? (громко-тихо, медленно-быстро, ярко контрастных мелодий нет, но есть постоянный контраст между шелестом основной массы хоровых голосов и широкой, русской, народного характера распевностью в партии солиста). – В чем сила этой музыки? (в правдивости изображения) – Как она воздействует на вас? – С какой песней созвучно это произведение? (русской народной песней “Матушка, матушка …”) Слушаем еще раз, чтобы глубже оценить правдивость и...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1545
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|