Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по музыке, литературе и экологии на тему В чем сила музыки?. 6-й класс - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок по музыке, литературе и экологии на тему В чем сила музыки?. 6-й класс


Автор(ы): Солодовникова Ольга Николаевна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: Углубление.
Цель урока: показать красоту музыки, единства текста и мелодии, соответствие музыки с ее жизненным содержанием.
Задачи урока:
Образовательные:

1. Ввести новые понятия: а капелла, речевая декламация.
2. Научить детей слушать и услышать, что хотел композитор показать.
3. Расширить познания детей о животном мире.
Воспитательные:
1. Воспитывать любовь к музыке, природе, животному миру.
2. Активизировать эмоциональный отклик на музыку.
Развивающие:
1. Развивать интерес к музыке, в частности к народной, чувства ритма.
2. Совершенствовать певческие навыки при исполнении песен с сопровождением и без сопровождения.
Музыкальный материал: 4-я часть концерта для смешанного хора “Лебедушка” “Увели нашу подружку” В.Н.Салманова, “Лебединая верность” Е.Мартынова, “Дорога добра” М.Минкова, слова Ю Энтина (из к/ф “Приключение Маленького Мука).

Ход урока

1. Музыкальное приветствие.

2. Беседа:

Загадка: Какая птица выводит птенцов в дождь? (Лебедь)
…Улетели лебеди с севера на юг.
И теряли лебеди белый, белый пух.
То ли пух лебяжий в воздухе блестит
То ли в окна наши белый снег летит.
Как вы поняли, речь сегодня на уроке пойдет о таких прекрасных птицах – как лебеди (показываю иллюстрацию лебедей). Если мы глубже заглянем в жизнь животного мира, то можем сказать, что лебеди очень умные и понятливые птицы, умеющие реагировать на обстоятельства, редко утрачивающие свойственные им пугливость и осторожность.
Лебеди обычно живут дружными семьями. Обе птицы одной пары необыкновенно привязаны друг к другу, и раз заключенный союз уже не прерывается всю жизнь. Не менее нежно родители относятся к своему потомству: самец хотя и не разделяет труда насиживания, но самым преданным образом оберегает самку и предупреждает ее о малейшей опасности.
Именно лебеди присутствовали при рождении бога всех искусств Аполлона, семь раз облетев остров, на котором он появился на свет. Именно лебедям в благодарность юный Аполлон натянул впоследствии столько струн на свою лиру, сколько раз лебеди воспели его рождение.
А в царевне-Лебеди у Пушкина, в образе благороднейшей из птиц, выражено главное чудо Гвидонова царства – его прекрасная невеста. Наконец “Гадкий утенок” Андерсена –разве это не история мучительного восхождения к своей подлинной сущности – недосягаемо высокой, чуждой мелкой суете птичьего двора, и в то же время не надменной, не отчужденной, способной к страданию, к благодарности.
Искусство (это музыка, литература, изобразительное искусство) не просто изображает лебедя, но выражает возвышенно-загадочную сущность этой птицы, издавна занимавшей особое место в представлениях людей.
Недаром говорят в народе про красивую, статную девушку: “Плывет словно лебедь, лебединая шея”.
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Увели нашу подружку” Вадима Николаевича Салманова, который родился в 1932 году в Петербурге. Народный артист РСФСР 1972 г.. Окончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции. В 1941-1945гг. – в рядах Советской Армии. С 1946 года преподаватель музыкального училища при Ленинградской консерватории. Особенное широкое признание получил хоровой концерт “Лебедушка” на народные тексты. Композитору удалось возродить традиционный жанр и наполнить его новым содержанием. В музыке Салманова органично претворены элементы русского фольклора.
Итак, слушаем 4 часть концерта для смешанного хора “Лебедушка” “Увели нашу подружку”, написанную на народные слова, о том, как увел лебедь из одной стаи в другую лебедушку, и как тоскливо стало без лебедушки в родной ее стаи.
– Кто исполняет это произведение? (хор, мужские голоса без сопровождения)
– Как называется пение без сопровождения? (а капелла)
– Были ли солисты? (был один солист-тенор)
– Как вы думаете, почему композитор в этом хоре написал партию для солиста?
– Что было необычного в исполнении? (большую часть сочинения хор не поет, а говорит, то тише, то громче, то вовсе шепотом, но всегда в определенном ритме.)
Такое исполнение называется – речевая декламация. Прием речевой декламации встречается в музыке довольно редко, чаще в современном исполнении.
– Есть ли в музыке изобразительные моменты? (да, гомон птиц, журчание воды)
– А что музыка выражает? (растревоженность лебединой стаи)
– Есть ли в музыке какие-либо контрасты? (громко-тихо, медленно-быстро, ярко контрастных мелодий нет, но есть постоянный контраст между шелестом основной массы хоровых голосов и широкой, русской, народного характера распевностью в партии солиста).
– В чем сила этой музыки? (в правдивости изображения)
– Как она воздействует на вас?
– С какой песней созвучно это произведение? (русской народной песней “Матушка, матушка …”)
Слушаем еще раз, чтобы глубже оценить правдивость и...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1545

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340