Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории с целью активизации деятельности учащихся


Автор(ы): Костина Наталья Александровна


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Профессия учителя для общества – самая значительная, она сродни профессии ваятелей прекрасного, создающих шедевры искусства, которые живут в веках и приносят людям радость. Г.И.Щукина
Существенные изменения в социально-экономическом устройстве России активно затрагивают школу, которая меняется, чтобы удовлетворять требованиям государства и общества.
XXI век выдвинул перед педагогическим образованием особые задачи и, в первую очередь, задачу подготовки учителя высокопрофессионального, компетентного, творчески развивающегося.
Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в учебно-воспитательном процессе. Если рассматривать педагогические технологии как организационно-методический инструментарий, то наличие различных образовательных технологий, постоянное появление новых требуют от учителя гибкости, творчества, высокого педагогического мастерства.
Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран мира. В нашей стране проблема результативности обучения активно разрабатывается на основе использования последних достижений психологии, информатики и теории управления познавательной деятельностью.
За последние годы чётко обозначился переход на гуманистические способы обучения и воспитания детей. Но всё же в учебном процессе массовой школы сохраняются противоречия между «фронтальными» формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно-познавательной деятельности каждого ученика; между необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения, между преобладающим объяснительно-иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения.
Определился целый ряд проблемных вопросов, требующих комплексного решения. Это и организационное переустройство учебного процесса с учётом психофизиологических особенностей детей, и совершенствование методических принципов, связанных с внедрением вариативного содержания обучения, индивидуализацией усвоения знаний, развитием познавательных интересов школьников, реализацией их творческого потенциала, и рационализация процессуальных основ обучения и воспитания, позволяющая сделать приоритетным развитие личности школьника.
Одним из важных направлений разрешения названных проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий, основным признаком которых можно считать степень адаптивности всех элементов педагогической системы, а именно: целей, содержания, методов, средств, форм организации познавательной деятельности учащихся, прогнозов соответствия результатов обучения требованиям школы.
Переход массовой школы от традиционной педагогики к адаптивной предполагает два последовательно осуществляемых этапа:
  • первый – внедрение личностно ориентированных технологий обучения, обеспечивающих образовательные потребности каждого ученика в соответствии с его индивидуальными особенностями;
  • второй – перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности.
Внедрение развивающего обучения требует не только адаптации ученика к новой школе, не только психологической готовности детей к новым способам обучения, но и кардинального изменения педагогической парадигмы – отношений учителя и ученика в учебном процессе, стиля поведения педагога – таким образом, чтобы имела место ситуация, в которой ученик учится сам, а учитель осуществляет всестороннее управление его учением, то есть мотивирует, организует, координирует, консультирует.
За последние десятилетия отечественная наука продвинулась в реализации проблем адаптационного обучения, внедрения новых педагогических технологий, работающих в развивающем режиме, таких как «Дидактическая система Л.В.Занкова», «Развитие» А.В.Запорожца и Л.А.Вангера, «Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова» и другие.
В.П.Беспалько справедливо замечает: «…Обновление школы возможно только через научно обоснованное совершенствование педагогической технологии, предполагающей строго научное проектирование и точное воспроизведение в классной комнате гарантирующих успех педагогических процессов, а не надежды на мифическое, неизвестно откуда возникшее педагогическое мастерство учителя».
Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогического процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представленных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов.
Существенными чертами современных трактовок понятия «педагогическая технология» у Ксензовой Г.Ю. являются следующие:
  • технология разрабатывается под конкретный педагогический замысел, в основе её лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;
  • технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантировать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня государственного стандарта образования;
  • функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учётом принципов индивидуализации;
  • поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогической технологии должно быть воспроизводимо любым учителем с учётом авторского почерка педагога;
  • органической частью педагогической технологии являются соответствующие данной стратегии обучения диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.
Огромное внимание в последнее время уделяется практическому использованию информационно-коммуникационных технологий, которые развивают идеи, открывают совершенно новые технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Информационно-коммуникационная технология основывается не только на использовании некоторой формализованной модели содержания, которое представлено педагогическими программными средствами, записанными в память компьютера, и возможностями телекоммуникационной сети, но и на способности и возможности всех субъектов образовательного процесса.
Главной особенностью фактологической стороны содержания образования является многократное увеличение «поддерживающей информации», наличие компьютерной информационной среды, включающей на современном уровне базы информации, гипертекст и мультимедиа, микромиры, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы.
Новые информационные технологии – это педагогические технологии сегодняшнего дня, дающие возможность сегодняшним ученикам по-новому представлять изучаемый материал, систематизировать его. Для учителя – это расширение возможности применения на уроке наглядности (или при локальной сети в кабинете, или при помощи мультимедийного проектора). Новые информационные (компьютерные) технологии ведут педагогику к эпохе деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Особенно ярко компьютерные технологии представлены в работах заведующего кафедрой образовательной технологии АПКиПРО, доктора педагогических наук Гузеева В.В. и профессора этой же кафедры Бершадского М.Е.
Принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в деятельности педагога. Каждый учитель хочет, чтобы его уроки были интересными, увлекательными и запоминающимися. Молодым учителям часто кажется, что достаточно хорошо знать предмет и уметь интересно рассказывать. Однако преподавание в школе очень скоро развенчивает такое представление. Особенно в сегодняшней школе, которая не остаётся в стороне от перемен, происходящих в нашей стране. Другие школьники, другие программы, другая история…
Под понятием активизации учащихся подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, то есть применяемой педагогической технологии.
Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых технологиях эти средства
Каждая педагогическая эпоха породила своё поколение технологий. Однако в отличие от поколений компьютеров или людей, все они продолжают существовать и развиваться. Гузеев В.В. и Бершадский М.Е. выделяет несколько классов образовательных технологий:
  1. «Традиционные методики» выросли в рамках эмпирической парадигмы: основной учебный период – урок, используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный и эвристический; преобладающие организационные формы обучения – беседа и рассказ; основные средства диагностики – текущие устные опросы без фиксации и обработки результатов и письменные контрольные работы по окончании изучения темы. Речь идёт не о методиках как таковых, а о технологиях, созданных внутри частнометодического подхода. По основному учебному периоду эти технологии можно назвать урочно-блочными. Технологий этого класса довольно много, но почти все они предназначены для решения ограниченных задач или существуют внутри частных методик и узкопредметны. Типичные представители таких технологий – технология классического семинара для решения ограниченных задач повышения эффективности обучения А.М.Кушнира. Но это не означает, что они слабы и не эффективны. На своём этапе такие технологии дали очень высокие результаты.
  2. Модульно-блочные технологии являются наиболее типичными для разработок в рамках алгоритмической парадигмы: основной учебный период – модуль или цикл уроков; используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический и программированный; преобладающие организационные формы обучения – беседа и практикум; основные средства диагностики – текущие письменные программированные опросы (тесты) без фиксации и обработки результатов, письменные контрольные работы или зачёты по окончании изучения темы. Типичный представитель этого поколения технологий – технология комплекса средств учебного оборудования, разработанная Г.Г.Левитасом, М.В.Воловичем и их группой.
  3. Цельноблочные технологии представляют вторую волну разработок в алгоритмической парадигме: основной учебный период – блок (уроков); используемые методы обучения – объяснительно-иллюстративный, эвристический, программированный и проб...

    ВНИМАНИЕ!
    Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

    Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

    Ваш id: Пароль:

    РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1637

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340