Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: Диффузия - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Нескучный урок физики в 7-м классе по теме: Диффузия


Автор(ы): Плетникова Татьяна Анатольевна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Диффузия.
Тип урока:
комбинированный.
Цели.
  1. Формирование представления о диффузии, как о явлении
  • самопроизвольного смешивания веществ в твердом, жидком и газообразном состояниях,
  • непрерывном и хаотичном движении молекул.
  1. Формирование представления о значении диффузии.
  2. Формирование логического мышления, умений обобщать.
  3. Развитие познавательного интереса учащихся.
Демонстрации:
  1. Освежитель воздуха "Кофе", (или любой другой освежитель, на котором подписано название "Лимон", "Апельсин", "Хвойный")
  2. Диффузия аммиака. (Аммиак, фенолфталеин.)
  3. Кристаллы йода на стекле под слоем парафина.
  4. Диффузия в жидкости. (Сосуды, раствор медного купороса)
  5. Модель броуновского движения, кодоскоп для проекции.
  6. Пшено и горох.
  7. Микроскоп для наблюдения броуновского движения частиц туши в молоке.
  8. Таблицы: "Диффузия в природе", "Цементация"
  9. Шабловский “Нескучный урок”, с. 31, с.17.

Ход урока.

1. Оргмомент

  • Приветствие
  • Проверка наличия учебных принадлежностей
  • Проверка присутствующих

2. Повторение

1. У доски:
  • Строение вещества. (№49 Лукашик).
  • Молекулы. (№50 Лукашик).
2. На местах все:
Физический диктант "Веришь - не веришь"
(На столе листы с текстом физического диктанта (1-2 вариант). Школьники записывают под соответствующим номером "да", если они считают это утверждение верным, или "нет", если считают его неверным)
Вариант 1.
  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, едва различимых невооруженным глазом. (Нет)
  2. Вещество состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть на экране электронного микроскопа. (Да)
  3. Объем газа при нагревании увеличивается, т. к. каждая молекула становится больше по размеру. (Нет)
  4. Атом – мельчайшая частица вещества. (Нет)
  5. В молекуле может быть более 1000 атомов. (Да)
  6. Стальной шарик при нагревании увеличивается в объеме, т. к. промежутки между молекулами становятся больше. (Да)
  7. Пленка масла, растекаясь по поверхности воды, может занять любую площадь. (Нет)
  8. Молекулы воды точно такие же, как и молекулы льда. (Да)
  9. Объем тела равен сумме объемов его молекул. (Нет)
  10. Атомы состоят из молекул. (Нет)
Вариант 2.
  1. Вещество состоит из мельчайших частиц, видимых в оптический микроскоп. (Нет)
  2. Объем тела при нагревании уменьшается. (Нет)
  3. Объем жидкости при охлаждении уменьшается, т. к. промежутки между молекулами становятся меньше. (Да)
  4. Молекула – мельчайшая частица вещества. (Да)
  5. В молекуле не может быть более 100 атомов. (Нет)
  6. Молекулы водяного пара отличаются от молекул воды. (Нет)
  7. При сжатии газа уменьшается размер молекул. (Нет)
  8. Газом из двухлитрового сосуда можно заполнить четырехлитровый сосуд. (Да)
  9. Объем тела больше суммы объемов его молекул. (Да)
  10. Атомы состоят из элементарных частиц. (Да)

3. Основной материал.

1. Диффузия:
  • в газах.
Урок начинаю с распыления освежителя; в случае, если ученик почувствовал запах, он должен встать. Таким образом, постепенно, через пару минут, встанут все учащиеся класса. Они безошибочно определят, что за освежитель был распылен.
В беседе учащиеся подводятся к выводам: жидкость, освежитель, превращается в пар; молекулы газа находятся в движении; скорость молекул газа значительна; между молекулами газов, из которых состоит воздух, имеются промежутки; вещества способны перемешиваться по причине движения молекул.
  • в жидкостях
У меня на столе в высокий стакан налиты две жидкости: снизу голубой раствор медного купороса, сверху – вода; между ними резкая граница. Если купорос и вода способны самопроизвольно смешаться, то граница между ними должна исчезнуть. Предлагаю ученикам следить за этой границей между жидкостями.
В это время демонстрирую диффузию газов на следующем опыте: к внутренним стенкам высокого цилиндрического сосуда прикрепляю смоченные фенолфталеином полоски белой бумаги. Цилиндр закрываю сверху картоном с прикрепленным к нему кусочком ваты, смоченной нашатырным спиртом. Газ аммиак диффундирует вниз. Если аммиак и воздух перемешиваются, то рано или поздно полоски бумаги окрасятся в ярко-малиновый цвет.
Предлагаю также следить за их цветом.
А в это время рассказываю об эксперименте со смешиванием твердых тел.
  • в твердых телах
Хорошо очищенные и плотно прижатые друг к другу пластины из золота и свинца диффундируют на глубину 1мм за 5 лет.
Демонстрация диффузии кристаллов йода на стекле под слоем парафина.
(парафин около кристалликов йода окрасился в коричневый цвет)
Учитель: Итак, что же произошло за это время в первых двух экспериментах?
Учащиеся: Граница между жидкостями не изменилась, а листочки окрасились, т.е. аммиак и воздух перемешались в сосуде.
Учитель: Однако смотрите, что получилось в стакане, куда аккуратно налили купорос и воду неделю назад.
Учащиеся: Граница размыта, купорос и вода перемешались.
Учитель: Сформулируйте ответ, вытекающий из наблюдений и опытов.
Учащиеся: Если привести в соприкосновение твердые тела, жидкости или газы из разных веществ, то они сами собой смешиваются.
Учитель: Мы познакомились с новым явлением, в физике оно известно под названием ДИФФУЗИЯ.
(Работа с учебником, запись определения в тетрадь.)
Явление, при котором происходит самопроизвольное взаимное проникновение молекул одного вещества между молекулами другого, называют диффузией
(В итоге, в тетради обучающихся и на доске создается опорный конспект. Смотри приложение №1.)
Перед учениками ставлю вопросы:
  • Какие свойства молекул обусловливают смешивания веществ?
  • Почему возможна диффузия?
  • Какие невидимые процессы происходят с молекулами при диффузии?
  • Как объяснить явление проникновение одного вещества в другое?
  • Могло бы оно происходить, если бы молекулы были неподвижны и между ними не было промежутков?
Фронтальный эксперимент.
Демонстрация явления диффузии на модели:
  1. В стаканчик насыпать не доверху горох,
  2. Досыпать стаканчик с горохом пшеном
  3. Слегка встряхнуть стаканчик.
(Достаточно эффектно видно, как проникают крупинки пшен...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2409

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340