Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Использование компаративного метода исследования при изучении истории Древнего мира
Автор(ы): Билль Ирина Александровна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Основная цель образования – сделать ученика вопрошающим и способным к анализу. Паоло Фрейре Одной из приоритетных задач современного исторического образования является формирование умения анализировать, интерпретировать и обобщать исторические свидетельства, почерпнутые из множества текстовых материалов (первичных и вторичных источников), а также источников социальной информации. Работа с текстовыми материалами, изучение исторических источников начинается с 5 класса, следовательно, именно данный этап учебной деятельности является важным как минимум с двух позиций: - во-первых, в необходимости повышать и поддерживать мотивацию к предмету;
- во-вторых, в формировании ключевых умений анализа текстового материала.
Эффективным средством для решения этих задач является компаративный (сравнительный) метод, использование которого способствует формированию у учащихся целостного представления о историческом пространстве Древних цивилизаций, кросскультурных коммуникациях. Изучение древних культур невозможно без учета экологических факторов и роли хозяйственно-культурных типов. Сравнение теснейшим образом связано с анализом и синтезом. В процессе системного включения заданий на сравнение учащиеся приобретают навыки определения сопоставимых и существенных признаков, последовательного сравнения анализируемых объектов, установление выводных признаков – сходства и различия, либо изменений в развитии исторических процессов и явлений. При включении заданий на сравнение исторических фактов перед педагогом выстраивается ряд задач: - совершенствование конструирования смысла полученной информации, т.е. оформление линий сравнения. Бесспорно, вначале обучения учащиеся выполняют задания по линиям сравнения, предлагаемым учителем, но к концу 5 класса большинство учащихся способны выполнять эту работу самостоятельно;
- осуществлять мониторинг понимания обработанной информации;
- помочь оценить обсуждаемую информацию (эта информация важна, потому что…).
Как известно, каждое сравнительно-историческое исследование ставит конкретные познавательные цели, определяющие круг источников и особенности используемых способов сравнений. На содержательном материале истории Древнего мира используются два вида исторических сравнений: историко-типологические, изучающие сходство и различия конвергентных явлений и историко-диффузионные, изучающие явления, распространявшиеся в результате заимствований. Следует подчеркнуть, что при выполнении заданий сравнительного характера на первом этапе учащиеся используют различные наглядные информативные источники – карты, реконструкции плана изучаемой местности, модели городов и т.д. Таким образом, у учащихся формируются и совершенствуются картографические навыки, хронологическая зоркость. Кроме того, развивается внимание, память, воображение. На следующем этапе учащиеся способны производить необходимые действия без наглядного изображения объектов сравнения. Овладеть сравнительной характеристикой исторических процессов и явлений без непосредственной опоры на иллюстративный ряд помогает табличная форма: она организует знания, способствует обобщению, лаконичности выражения. Благодаря систематизации хронологического материала в табличный вариант облегчается работа по ленте времени, легче усваивается счет лет в истории (до нашей эры, наша эра). Усвоив основные действия сравнения, учащиеся успешнее осуществляют перенос приема, чему также способствует применение логических моделей и схем. Важным элементов является презентация выполненных работ, где могут применяться игровые методики. Например, занятия по типу “Встреча цивилизаций”, “Гости из прошлого”, “Конкурс дизайнеров древности”, “Реформаторы Древних эпох” и т.д. Приведем конкретные примеры использования заданий на сравнение в 5 классе. I. По окончании изучения блока “Державы Древнего Востока” учащимся предлагается выступить в качестве корреспондентов и приготовить систематизированную таблицу по графам. Ниже приведен пример выполненной работы (он может быть дополнен, изменен): Страна, местоположение | Главные города | Главные водные артерии | Годы (века) наивысшего подъема | Правители в эпоху подъема | Цивилизационные открытия, достижения | Египет (расположен в Северо-Восточной Африке) | Фивы, Мемфис | Река Нил | 1500 г. до н.э. | Фараон Тутмос | Календарь, иероглифы (700), гробница Тутанхамона (2000г.до н.э.), Великие пирамиды (2600 г.до н.э.) | Вавилон (Двуречье) | Вавилон, Ур, Урук, Лагаш | Реки Тигр, Евфрат | 1792-1750 г. до н.э. | Царь Хаммурапи | Свод законов, клинопись | Финикия (восточное побережье Средиземного моря) | Библ, Сидон, Тир, колония - Карфаген | Средиземное море | IX век до н.э. | | Алфавит (22 согласных буквы), письмо, пурпурная краска | Израиль | Иерусалим | Река Иордан | X век до н.э. | Царь Давид, царь Соломон | Единобожие, Скрижали (10 заповедей) | Ассирия (верхнее течение Тигра, предгорья и горы) | Ниневия (“логовище львов”, “город крови”) | Река Тигр | VIII-VII до н.э. | Царь Синахериб, царь Ашшурбанапал | Конница, таран, библиотека, железная руда – железное оружие | Персия | Вавилон, Персиполь, покорили Мидию, Лидию (VII век – первая монета из сплава и серебра) | | VI век до н.э.: 538 г. до н.э. – победа над Вавилоном, 525 г. до н.э. – над Египтом. | Царь Кир Великий, царь Дарий Первый | Царская дорога | Древняя Индия (Южная Азия) | Паталипутра, Индрапрастха, Сарнатх | Реки Инд и Ганг | III век до н.э. | Царь Ашока | Цифры, шахматы, книги из пальмовых листьев, касты, буддизм. | Древний Китай | Фаньюй, Сяньян, Лоян, Чэнду, Чанша | Реки Хуанхэ, Янцзы | III век до н.э., 221г. до н.э. | Правитель Цинь Шихуан | Конфуцианство, книги из бамбука, шелк, чай, компас, бумага, Великая китайская стена. | В ходе представления данных таблицы учащиеся показывают цивилизации на карте, озвучивают основные достижения древних эпох. Ребятам предлагается поразмышлять над вопросом: как мы можем представить результаты нашего исследования другим людям – родителям, школьникам и т.д.? Учитель предлагает оформить выставку достижений цивилизаций Древнего Востока в виде “ленты времени”, прикрепить рисунки (иллюстрации) с изображением достижений, сделать экскурсионный путеводитель. II. Следующее задание используется при формировании понятия “колония” путем сравнения греческих и финикийских колоний. Занятие организуется в игровой форме. Учащимся предлагается провести расследование “Что? Где? Когда?”. Опорой является текстовый материал учебника, по усмотрению учителя может быть использован дополнительный хрестоматийный или энциклопедический материал. Полученные данные заносятся в таблицу: СТРАНА | ФИНИКИЯ | ГРЕЦИЯ | ЧТО побудило к основанию колоний? | Отсутствие крупных рек и долин с плодородными почвами. В колониях сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Многие из колонистов усваивали обычаи местного населения, смешивались с ним. | Население быстро росло, а страна была бедной: хлеба не хватало.В колониях сеяли хлеб, выращивали виноград. Купцы привозили в колонии вино, оливковое масло, изделия ремесленников, а вывозили – пшеницу, рабов, шкуры животных, мед. Где бы не жили – в Афинах, в Спарте или колониях, они говорили на одном языке, пользовались обними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. | ГДЕ образовывали колонии? | На побережье Средиземного моря, в Северной Африке. Самая крупная колония финикийцев – Карфаген. | На побережье Средиземного и Черного морей, в местах с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. | КОГДА были основаны первые колонии? | В IX веке до н.э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства. | В VIII-VI веках до н.э. основали десятки поселений на берегах Средиземного и Черного морей. | В выводах учащиеся указывают черты сходства (отсутствие плодородных почв как побудительная причина, Средиземное море как место основания колоний, развитие торгового обмена как результат) и отличия, показывают на карте места колоний, отмечают на ленте времени даты их основания. Таким образом конкретизируется понятие “колония”. III. В ходе изучения блока “Древний Рим” проводится занятие “Наследники демократии”. Учащимся предлагается сравнить признаки афинской демократии и римской республики. Данные заносятся в таблицу, затем анализируются. Табличная форма позволяет систематизировать знания, закрепить понятия, структурировать важные даты. Линии сравнения | Афинская демократия | Римская республика | 1. Дата установления | 594 г. до н.э. – были заложены основы демократии. | 509 г.до н.э.- установление республики. | 2. Запрет долгового рабства | 594 г. до н.э.- Солон отменил долговое рабство. С этого времени рабами были только чужеземцы. | 326 г. до н.э. | 3. Важные должности | Стратег – должность главнокомандующего войском, заведовавшего внешними делами государства и финансами, включая судебную власть. Стратегов избиралось 10. Должность Первого стратега самая важная. | Консулы – 2 правителя сроком на один год. Оба консула обладали равной властью. Они проводили набор в войско, созывали Народное собрание, могли предлагать новые законы. Народные трибуны – должностные лица из числа плебеев. Они имели право вето. | 4.Способ голосования за главные должности | Открытое голосование (с помощью поднятия рук) | Тайное голосование (заполняли таблички, опускали в корзину) | 5.Центры проведения народных собраний, выборов. | Пникс – пологий холм, место проведения народных собраний (3-4 раза в месяц). | Форум – главная площадь города, где собирались граждане для выборов народных трибунов и принятия законов. Марсово поле – широкая равнина за городской стеной – там проходило народное собрание, оно выбирало консулов. | 6. Оплата должностей | За исполнение государственных должностей платили деньги, поэтому и богач и бедняк могли занимать эти должности. | В Риме за исполнение должностей денег не платили, поэтому только богачи из патрициев и плебеев становились консулами. | 7. Построение войска для защиты своего государства. | Греки строились фалангой – тесно сомкнутыми рядами. | Римское войско делилось на легионы – крупные войсковые единицы. Конница во время боя защищала пехоту с флангов. | 8. Функции народного собрания | Совет пятисот - следил за пополнением казны, ведал строительством боевых кораблей, городских водопроводов, храмов. Следил за порядком в гаванях. Он избирался по жребию, играл важную роль в управлении Афинами. | Сенат – обладал огромной властью: ведал казной, разрабатывал планы ведения войн, вел переговоры с другими государствами. В него попадали бывшие консулы, народные трибуны и др. должностные лица. Все они пожизненно становились членами сената. Сенат ни перед кем ни отчитывался в своих действиях, не нес ответственности за ошибочные решения. | В результате анализа выделяются черты сходства и различия, учащиеся обращаются к ленте времени. Конкретизируются и закрепляются основные понятия темы – демократия (ее черты) и республика (ее черты. Учитель обращает внимание на применение данных терминов в современности, проводит исторические параллели. IV. При изучении Рима эпохи империи, рассматривая причины ее заката, можно провести сравнение черт правления императоров Траяна и Нерона. Данные заключаются в таблицу: Лини...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1642
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|