Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок-исследование в 7-м классе по теме Стилевые особенности мелодики и гармонии Моцарта
Автор(ы): Томанова Татьяна Владимировна, преподаватель музыкаольно-теоретических дисциплин
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Творчество Моцарта невозможно изучать методами одного какого-либо предмета. Разговор о Моцарте не вмещается в одну какую-либо дисциплину. Поэтому данный урок сочетает в себе элементы сольфеджио, музыкальной литературы и музыкального анализа. Это итоговый урок с учащимися 7 класса, которому предшествовала большая предварительная работа по изучению творчества Моцарта: учащиеся овладели достаточно большим количеством музыкального материала в разных формах (диктант, слуховой анализ, музыкальный анализ, сольфеджирование, исполнение наизусть и т.д.) = Цель урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о стилевых особенностях музыки Моцарта. Задачи урока: - закрепление изученных теоретических знаний на основе музыки Моцарта;
- закрепление навыков музыкального анализа (анализа форм, гармонического анализа, анализа элементов музыкального языка);
- развитие самостоятельности мышления, умения применить свои знания на практике;
- повышение интереса к творчеству Моцарта;
- расширение кругозора;
- развитие положительной эмоциональной сферы
Форма урока: урок-исследование План урока: - Вступление
- Распевка (на материале III части сонаты A-dur KV 331). Нотное приложение №1
- Проверка теоретических знаний учащихся по теме «Тональность. Параллельные, одноименные, энгармонически равные тональности. Тональности 1 степени родства. Модуляция»
- Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп»: анализ тонального плана (на материале «Турецкого рондо» и сонаты F-dur KV 332) Вывод № 1
- Музыкальная пауза (исполнение учащимися выученного произведения Моцарта)
- Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?»: музыкальный диктант с досочинением. Нотное приложение №2; анализ мелодий Моцарта. Вывод № 2
- Исследование № 3 «Революция в музыке?!»: гармонический анализ произведений Моцарта. Вывод №3
- Творческий эксперимент «Секрет Папы Римского» Нотное приложение №3
- Заключение
Автор предлагает описание урока в виде сценария (живого разговора с учениками) для того, чтобы точнее передать атмосферу в классе и стиль ведения урока педагогом. Сценарий урока: - Здравствуйте, дорогие мои музыковеды, исследователи и просто любители музыки Моцарта! Сегодня последний обобщающий урок по творчеству этого великого композитора. Мы должны будем провести с вами несколько исследований и сделать выводы о стилевых особенностях мелодики, ритмики и гармонии Моцарта на основе того музыкального материала, который мы изучали на протяжении нескольких уроков. А так же я познакомлю вас с некоторыми новыми сочинениями Моцарта, и не только его. Итак, начнем урок как обычно, с распевки. Распевка «Рондо alla turka» Нотное приложение №1 (как показывает практика, несмотря на такие сложности, как быстрый темп, безостановочное движение шестнадцатых длительностей, дети способны освоить вокальное исполнение данного произведения, и делают это с большим желанием и удовольствием) Мы немного распелись, «разогрели» свою артикуляцию, «разбудили» внимательность, привели в норму дыхание, вестибулярный аппарат и настроение! А сейчас пора «разбудить» нашу память и потренировать наш мозг. Итак, вас ожидает интеллектуальный Брейк! Проверка теоретических знаний на основе «Турецкого рондо»: - Назовите основную тональность «Турецкого рондо»
- Назовите тональность первого периода (a-moll – e-moll). Как называется такой переход из одной тональности в другую? (модуляция)
- Назовите тональность второго периода (C-dur – a-moll) Являются ли эти тональности тональностями 1 степени родства? (Да). Какие еще тональности относятся к 1 степени родства?
- Назовите тональность Рефрена (A-dur), тональность следующей части (fis-moll)
- Как называются тональности A-dur и fis-moll? (параллельные). A-dur и a-moll? (одноименные). Назовите одноименную тональность к fis-moll (Fis-dur). Назовите энгармонически равную тональность к Fis-dur (Ges-dur).
Исследование № 1 «Музыкальный калейдоскоп» А теперь запишем все тональности по порядку и составим тональный план нашей любимой распевки: A – e – C – a – A – fis – cis – A – fis - A На протяжении 64 тактов происходит интенсивная смена тональностей – это характерная черта музыки Моцарта. Каждая новая тональность сопровождается появлением новой мелодии. Это, своего рода, мелодическая мозайка, яркая и богатая (продемонстрировать). «Мозаичный» принцип работы с мелодией - еще одна характерная черта стиля Моцарта. Давайте сравним принципы работы с музыкальным материалом Моцарта и Бетховена: Бетховену достаточно одно темы, одного мелодического «зерна», чтобы «вырастить» из него целое произведение (продемонстрировать на примере 1 части 5 симфонии – «теме судьбы»). Если бы Бетховен взял темы из «Турецкого рондо» Моцарта, он написал бы несколько разных произведений. Моцарту же одной темы недостаточно. Он не «экономит» на мелодиях, а щедро «разбрасывает» их по всему произведению. Мелодии и тональности в произведениях Моцарта меняются как разноцветные стеклышки в калейдоскопе. Чтобы подтвердить наши наблюдения, хочу предложить вашему вниманию еще одно замечательное произведение Моцарта – сонату Фа мажор. Я сыграю вам экспозицию 1 части сонаты, а вы должны будете определить, сколько разных тем по характеру и оттенкам звучит? (более 5). Давайте заодно повторим строение экспозиции. А теперь я сыграю разработку. Обратите внимание на ее размеры по отношению к экспозиции. Да, разработка намного меньше, чем экспозиция (93 такта содержит экспозиция и всего 39 тактов – разработка!). Но эта разница не ощущается. А как вы думаете, чем компенсируются малые размеры разработки? - интенсивным тональным планом. Вот он: C – c – g – d – A (как Доминанта к d) - a – Доминанта к F Делаем первый важный вывод: ТОНАЛЬНЫЙ ПЛАН: Динамичный, активный Преобладают модуляциив 1 степень родства
| Настало время немного отдохнуть. Учеными давно доказано, что музыка Моцарта способна лечить болезни, приводить в норму пульс и сердцебиение, успокаивать нервную систему. Музыкальная пауза (Исполняется один из музыкальных номеров Моцарта, Например, Колыбельная из сборника О.Хромушина «Джазовое сольфеджио») Исследование № 2 «Легко ли петь Моцарта?» Следующий вывод, который мы должны будем с вами сделать, касается особенностей мелодики Моцарта. И начнем мы издалека. Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в поисках мелодий Моцарта. Давайте представим, что хитрые инопланетяне похитили у нас мелодии Моцарта и зашифровали их в иероглифы. Нам предстоит расшифровать их и вернуть людям бесценное сокровище. Вот все, что осталось от одной из таких мелодий: F-dur V.2^ – VI.М.Ум.v –V.3v – IV.3v – II.4v – V.2^ – VII.2^ Это подсказка, которой вы можете пользоваться для восстановления мелодии Моцарта. Диктант с досочинением 2-го предложения Нотное приложение №2 Я предлагаю вам исполнить свои версии и сравнить их с оригиналом. Ученики играют или поют свои варианты мелодий и сравнивают с оригинальной мелодией Моцарта. Все-таки, как бы хорошо мы ни сочиняли мелодии в стиле Моцарта, лучше самого Моцарта никто этого сделать не сможет. И в подтверждение моих слов давайте исполним наше «Музыкальное ассорти» из любимых вами мелодий Моцарта и вновь испытаем радость и наслаждение от соприкосновения с этой музыкой. Исполнение «Музыкального ассорти» («Музыкальное ассорти» состоит из различных мелодий Моцарта: одноголосных и двухголосных, из сборников по сольфеджио и из исполняемого репертуара по специальности) А сейчас хочется услышать от вас, какие чувства вы испытываете, когда поете музыку Моцарта? Легко или трудно петь Моцарта? И почему? (Учащиеся отмечают, что мелодии Моцарта легко петь, потому что они очень красивые, яркие по тематизму, легко запоминаются; а сложно петь, потому что они содержат виртуозные пассажи, смелые скачки, насыщены хроматизмами). Да, музыку Моцарта исполнять одновременно трудно и легко. Я хочу зачитать вам несколько высказываний великих исполнителей его музыки. Ирмгард Зифрид: «Нужно обладать незаурядным артистизмом и несравненной техникой. Вот два необходимых качества для тех, кто хочет петь Моцарта», «…Музыка Моцарта и легка, и глубинна, и доступна, и неосязаема» Артур Шнабель: «Моцарта легко играть детям и очень трудно – взрослым…» Артур Рубинштейн: «Моцарт – бесконечный мелодист, все у него поет, темы его сонат – настоящие арии…» Джорджо Стрелер: «Говорят, что Моцарт – музыкант счастья, что его музыка дарует радость. Что она и есть радость…» Итак, мы делаем с вами второй вывод: МЕЛОДИЯ: Изысканность,певучесть Ритмическая активность Насыщенностьхроматизмами Смелые скачки,виртуозные пассажи
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2374
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|