Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа спецкурса по литературе в 11-м классе Малые прозаические жанры XX века. Рассказ - Преподавание литературы - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание литературы

Программа спецкурса по литературе в 11-м классе Малые прозаические жанры XX века. Рассказ


Автор(ы): Горбунова Любовь Андреевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка.
Настоящая программа составлена на основе практики изучения курса русской литературы XX века и рассчитана на 68 часов.
В основе программы – изучение малого прозаического жанра – рассказа ХХ века в историческом аспекте.
Цель курса: научить уч-ся анализировать литературное произведение, приобщая их к историко-литературному процессу ХХ века. Учащиеся должны понять динамику художественного развития в XX веке, увидеть постоянное взаимодействие и взаимопроникновение модернистских и классических структур и систем.
Программа обращает внимание на неповторимость творческой личности каждого писателя, на своеобразие каждого произведения, позволяет обратиться к тексту, к художественному слову, расширяет и углубляет знания учащихся по литературе XX века.
Задачами спецкурса являются также следующие:
1) Изучение учащимися текстов перечисленных ниже художественных произведений, понимание их проблематики и художественных особенностей.
2) Создание представления у учащихся о методе писателя как о художественной системе.
3) Выявление связи между жанровыми и стилевыми свойствами произведения, характеризующими его внутреннюю организацию, и художественным методом писателя.
4) Углубление представлений учащихся о жанрах и стилях.
5) Совершенствование навыков анализа произведений в родовом аспекте (через изучение особенностей поэтики эпоса)
6) Овладение учащимися литературоведческими понятиями и терминологией.
Учащимся предлагаются творческие с выбором жанров: рецензия, эссе, литературно-критическая статья, обзор, исследование и т.д.
Цель работ: систематизация и обобщение знаний учащихся по анализу художественных текстов, умение соотносить эмоционально-образные впечатления от текста с концепцией произведения и творчества писателя в целом, формирование способности самостоятельно оценивать явления художественной прозы XX века
Содержание программы
Планирование Кол-во часов
1. Теория литературы. Рассказ — малая форма повествовательной литературы. Особенности этой жанровой формы. 1ч.
2. Характерные черты рассказа начала XX века. 1ч.
3. Художественные средства рассказа. Поэтика жанра. 1ч.
4. Творчество Л. Андреева. Экспрессионистский рассказ писателя. 1ч.
5-6. Л. Андреев «Так было». Рассказ-аллегория. 2ч.
7-8 Л. Андреев « Красный смех». Философский рассказ - аллегория. 2ч.
9-10 Реалистический рассказ XX века. М. Горький. Рассказы 20-х годов. «Карамора». 2ч.
11-12 Психологический рассказ. П. Куприн «Тапер». 2ч.
13-14 Рассказ «Суламифь». Любовь – высокое начало жизни. 2ч.
15 Орнаментальная проза, её особенности. 1ч.
16-17 Рассказ И. Бунина «Руся» как пример орнаментальной прозы. 2ч.
18-19 И. Бунин «Чистый понедельник». Неудовлетворенность человека окружающим и поиск цельного и осознанного бытия в истории, в религии. 2ч.
20-21 И. Бунин «Последнее свидание». Недостижимость полного счастья в любви - идея рассказа. 2ч.
22-23 P.p. План анализа рассказа. Мотивный анализ рассказа И. Бунина. 2ч.
24-25 Рассказы Ю. Олеши - образцы орнаментальной прозы XX века. 2ч.
26-27 Лирический символический рассказ Ю. Олеши «Вишневая косточка». 2ч.
28-29 Рассказ Е. Замятина «Пещера» 2 ч.
30 Р.р. Самостоятельная работа-исследование. Ассоциативный ряд развития философской мысли в рассказе Е. Замятина «Пещера» 1 ч.
31-32 Е. Замятин «Рассказ о самом главном». Осмысление наиболее важных примет стилистики писателя и его мироощущения. 2 ч.
33-35 P.p. Рецензия. План рецензии. Виды рецензий: эссе, развернутая аннотация, критическая статья, обзор. 3 ч.
36-37 P.p. Контрольная работа. Рецензия на прочитанный рассказ Е. Замятина. (с выбором учащимися вида рецензии) 2ч.
38-39 Жанр сказа в прозе XX века. Его особенности И. Бабель «Соль», «Письмо» (из романа «Конармия»). 2ч.
40-42 Гротеск, гипербола, фантастика в рассказе XX века. М. Булгаков «Дьяволиада». Атрибуты дьявольского в рассказе. 3ч.
43-44 Юмористический рассказ М. Зощенко «Аристократка», «Галоша» и др.Проблема комического у писателя. 2ч.
45 Р.р. Самостоятельная работа. Написание уч-ся юмористического рассказа с сохранением особенностей художественной манеры М.Зощенко 1 ч.


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2282

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
Обнаружил актуальный сайт интересных советов и рекомендаций.

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340