Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок по предметам: музыка, МХК, литература - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок по предметам: музыка, МХК, литература


Автор(ы): Шаршанова Галина Викторовна, учитель музыки


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Музыка становится тем и понятнее,
чем больше связывается с другими сторонами их жизни,
чем больше возникает различных ассоциаций, чувств, мыслей.
Д. Б. Кабалевский.

Тип урока
: обобщающий
Продолжительность занятия: 2 часа
Особенности педтехнологии:
создание оптимальных условий формирования музыкальной культуры учащихся использованием интерактивных методик создания проблемных ситуаций.
Образовательные цели: обобщение, расширение и углубление понятия “музыкальный образ”; формирование умения определять форму, жанр произведения; воспитание вокальной культуры исполнения, навыков пения legato, выработка слитности хорового звучания, чистоты интонирования, выразительности фразировки, нюансировки, дикции;.
Воспитательные цели: формирование художественного вкуса..
Развивающие цели: развитие навыков анализа, синтеза, эмоциональной сферы.
Оборудование:
  • Портреты композиторов ( А.Н.Скрябина, Ф.Шопен, С.В.Рахманинова)
  • Репродукции картины М.А.Врубеля “Царевна-лебедь”
Музыкальный материал урока:
  • А. Н. Скрябин Прелюдия N4; Ф. Шопен Вальсы ре-бемоль минор, до-диез мажор;
  • С. В. Рахманинов романсы "Островок", “Весенние воды";
  • русская народная песня "Милый мой хоровод";
  • Р. Черноборисова "Люди идут по свету".
Произведения - гости:
  • Ф. Шопен Прелюдия N4; Э. Григ "Песня Сольвейг";
  • В. Н. Салманов хоровой концерт "Лебедушка" IV часть "Увели нашу подружку";
  • Литературный материал: эпиграф к роману Колин Макколоу “Поющие в терновнике”.
Ход урока
I. Активизация учащихся (интеллектуально-музыкальная разминка).
Учитель:
Сегодня вы будете внимательными слушателями на уроке, активными его участниками и моими помощниками, и мне хотелось бы, чтобы и на этом ответственном уроке, мы вновь с вами были единомышленниками. Я уверена в этом и заранее вам благодарна.
На нашем уроке незримо будут присутствовать замечательные композиторы: С. В. Рахманинов, Ф. Шопен, С. С. Прокофьев, А. Н. Скрябин, Морис Равель, Ф. Лист, В. Н. Салманов, Людвиг Бетховен.
Сегодня мы обобщаем наши знания по теме полугодия "Музыкальный образ". Разделимся на 2 группы: часть ребят будут работать за компьютером, разгадывая музыкальный кроссворд, а остальные в это время примут участие в музыкальной викторине (фронтальная работа с классом).
Учитель: Компьютер оценил вашу работу, оценки выведены на экраны мониторов. Сохраните свои файлы на “Рабочем столе”.
II. Распевание.
Упражнение 1.
Упражнение речетативного характера.
Цель: добиться активной работы мышц рта, единой округлой манеры. Пение по полутонам.
Упражнение 2. Упражнение для дыхания.
Цель: выработка ровности звучания, умения распределять дыхание, не теряя одинакового тембра ("Ave Maria" Шуберт, первая фраза).
Упражнение 3. Упражнение для отработки навыков кантиленного пения.
Упражнение 4.
Упражнение для выработки подвижности голоса.
Упражнение 5.
Работа над фразировкой.
Цель: начать с пиано, усиливать звук с ощущением продолжающегося вдоха, "как иголочкой" спеть стаккато, следующий звук этой же высоты спеть широко, используя головные резонаторы, при этом ощущать мышечную свободу глотки.
Упражнение 6. Работа над тембром в верхнем регистре.
Учитель:
Итак, музыкальный образ. Слово это в музыку пришло из литературы. Что такое образ? (Предполагаемый ответ: “Обобщенное художественное отражение действительности”).
Музыка - это закодированный язык человеческих эмоций, поэтому язык музыки понятен нам без перевода. И любое произведение содержит определенный музыкальный образ. Что такое музыкальный образ? (Предполагаемый ответ: “Музыкальный образ - это воплощенная в музыке жизнь мысль, хотя бы небольшая ее частица: размышление, поступок, какое либо проявление природы; какое либо событие из жизни человека, народа и так далее”).
III. Повторение.

Перечислите бегло все музыкальные образы, которые вы вспомните в эту минуту, только не забывайте называть композиторов, авторов звучащих произведений.
Учитель: Молодцы! Все образы вы вспомнили и назвали правильно, очень порадовало и ваше знание авторов музыкальных произведений.
IV. Основная часть урока.
Музыкальный эпиграф к уроку прелюдия N4 Ф.Шопен.

(учитель играет произведение без предварительных комментариев).
В связи с музыкальным материалом нашего сегодняшнего урока, мне хотелось бы напомнить вам и вместе с вами пережить то состояние души, когда человеку бывает грустно, больно, одиноко, тоскливо. К сожалению, вам, конечно, уже приходилось испытывать подобное состояние. Но, как говорится, не дай вам Бог, часто в жизни испытывать состояние душевной боли, ибо никакая другая физическая боль с ней, с болью душевной, не сравнится. Итак, человеку больно, горько, невыразимо грустно, тоскливо, одиноко, он пытается вырваться из пут этого горя, ведь недаром один из великих людей сказал: "Я не верю в искренность горя тех, кто хоть ненадолго не пытается от него отвлечься..." И эта душевная борьба заканчивается поражением, потому что, к сожалению, не оказалось рядом крепкого плеча друга, его душевной чуткости, то есть человека не поддержали морально или физически. А может быть, горе было столько велико, что его излечит только время. И первоначальный мотив тоски, боли сменяется смирением. Человек одинок в своем горе. Вы почувствовали, о каком, ранее прослушанном произведении, я говорю? (Предполагаемый ответ: “А. Н. Скрябин "Прелюдия N4"”)
Для слушания этого произведения мы предварительно разделимся на 4 группы, каждая из которых будет выполнять особое проблемное задание:
Вы должны, слушая, поднять руку, когда звучит:
1 гр. - 3 мерных аккорда (погребальный колокол); 2 гр. - основная тема; 3 гр. - держите руку в момент борьбы и опустите, когда она закончится; 4 гр. - основной мотив, но с оттенком смирения в голосе и душе.
Слушание прелюдии N4 А. Н. Скрябина.
Учитель:
Спасибо, вы прекрасно справились с решением этой проблемы. Попробуем сделать вывод: каков же основной образ прелюдии А.Н.Скрябина? (Предполагаемый вывод: образ скорби и покорности судьбе)
Слушание без предварительных комментариев вальса ре-диез мажор Ф. Шопена
.
Учитель: Музыкальный образ? (Предполагаемый ответ: “Минутный вальс звучит словно раскручивающийся, а потом замирающий волчок”).
Учитель:
Да, Шопен - романтик, вечно страдающий вдали от родины, с тонко чувствующей мятущейся душой, никого не оставляющий равнодушным.
- Какой же второй вальс Ф. Шопена по программе нам известен? (Предполагаемый ответ: “До-диез минор”)
Учитель: Он был контрастом первому. Этот вальс очень серьезен по настроению, его музыка легка и лирична. Какова форма второго вальса? (Предполагаемый ответ: “Трехчастная форма”).
Слушание с определением частей вальса до-диез минор Ф.Шопена.
Учитель:
Какой здесь музыкальный образ? Единый образ, поворачивающийся к нам разными своими гранями, образ лирический, сердечный: то печальный, то просветленный, и при этом почти сказочно полетный.
А музыка без развития бывает? (Предполагаемый ответ: “Нет”).
Учитель: Но вот с точки зрения развития музыки есть одно парадоксальное произведение очень известного композитора и первоклассного пианиста с мировым именем. Вы догадались, о ком идет речь? (Предполагаемый ответ: “С.В. Рахманинов”).
Учитель: Можно ли создать такой музыкальный образ, который выразил бы то, чего нет в самой жизни? (Предполагаемый ответ: “Конечно, нельзя)
Учитель: Ребята, помните, как сказал древний Гераклит: "Все течет, все изменяется". В жизни мы встречаемся с кажущейся неподвижностью, с иллюзией полного покоя, восприятие наше бывает таким, потом понимаем, что ошиблись. И сейчас в этом убедимся. У С. В. Рахманинова есть такое произведение.
Слушание романса "Островок" С. В. Рахманинова.
Учитель:
Какой музыкальный образ? (Предполагаемый ответ: “Образ кажущейся неподвижности, образ иллюзии полного покоя”)
Учитель:
Какими средствами композитор передал образ тишины, неподвижности, какого-то оцепенения?
(Учитель подводит учащихся к предполагаемому ответу: “Неоднократно повторяющиеся интонации; неспешность развития; светлый мажор; простое сопровождение ( несколько раз повторяющаяся, медленно нисходящая гамма); медленный темп, тихое, замирающее к концу вплоть до пианиссимо, звучание”)
Учитель: М.Горький писал о пейзажности в музыке С. В. Рахманинова: “Как хорошо он слышит тишину”. Посмотрите, пожалуйста, репродукции двух картин белорусского художника В. Цвирко “Голубое дыхание” и “Столбцы”. Какая из этих картин близка “Островку” С. В. Рахманинова по настроению, внутреннему состоянию человека и почему? Художник добивается иллюзии покоя в первую очередь строением композиции картины. Хорошо читаются горизонтали, чем художник добивается необъятности, ширины пространства, в котором разливается покой. Выдерживается холодная гамма, что создает настроение безмолвия, чего нельзя сказать о второй картине.
Ломаность линий (прихотливая, изящная) создает движение, развитие, переход из одной линий в другую, из горизонтали в вертикаль и наоборот. Убегающая вдаль дорога создает впечатление непрерывности этого потока. Игра красок, контрастов, теплых, даже горячих, холодных или ледяных, подчеркивает яркое настроение жизни с ее контрастами и стремлением к изменениям.
Какие виды развития вы знаете? (Предполагаемый ответ: “Композиторские и исполнительские”)
Учитель:
Композиторский вид развития мы сегодня выяснили. Назовите виды исполнительского развития. (Предполагаемый ответ: “Динамическое, ладовое, тональное, темповое, тембровое”)
Учитель:
Пора и нам быть исполнителями и осуществить виды исполнительского развития. Давайте с вами представим, что мы сидим на лесной поляне, отдыхая после долгой прогулки. А, вообще, в душе мы все с вами романтики, любящие походы и открытия.
Исполнение песни Р. Черноборисова “Люди идут по свету”
Учитель:
Спасибо, прекрасное исполнение. Какой образ? (Предполагаемый ответ: “Образ тишины и спокойствия”)
Учитель:
Своим исполнением последнего куплета мы создали замечательную картину природы. А теперь представим зеленый луг, рядом красивую, чистую реку, в которую на Руси девушки бросали веночки, чтобы с их помощью отыскать суженного.
Исполнение РНП “Милый мой хоровод”
Учитель:
Итак, прикоснувшись душою к русским традициям, какой музыкальный образ мы создали? (Предполагаемый ответ: “Образ хоровода”)
Учитель:
И представили этот плавный лиричный образ хоровода. Представили русских девушек, плывущих в хороводном танце лебедушками.
Лебедь - одна из самых прекрасных птиц на земле. Эти птицы обычно живут дружными стаями. Существует д...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2300

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340