Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Социализация умственно-отсталых школьников на материале учебной программы Математика с элементами экономики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Социализация умственно-отсталых школьников на материале учебной программы Математика с элементами экономики


Автор(ы): Русских Наталья Константиновна, учитель математики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Изменившийся социально-экономический уклад жизни в нашей стране привёл к существенным преобразованиям всю образовательную систему государства, в том числе и систему специального (коррекционного) образования. Претерпели изменения содержание и организационные формы учебно-воспитательного процесса. Главным ориентиром стали интересы ребёнка в новой социально-экономической ситуации, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с трудностями обучения, личностно-ориентированный подход, активная дифференциация, помощь психологов, дефектологов, медиков, пересмотр устоявшихся традиций и поиск новых путей решения основной задачи вспомогательной школы - подготовка учащихся к самостоятельной жизни в обществе.
Как учитель-практик я могу сказать, что на сегодняшний день проблемы обучения умственно-отсталых детей имеют слабое методическое освещение в теоретической литературе, недостаточные фрагментарные разработки в практической деятельности, отсутствуют современные психолого-педагогические рекомендации по обновлению содержания и организации образовательного процесса. Всё это значительно затрудняет работу, снижает эффективность педагогического воздействия на процессы коррекции и развития детей с недостатками интеллекта.
Низкий уровень познавательных процессов, неумение видеть конкретную цель на уроке, неумение анализировать и делать выводы, отсутствие навыков самоконтроля, неумение общаться, низкая мотивация обучения и как следствие нелюбовь к процессу учения, отсутствие смысложизненных ориентаций, неблагополучная семейная обстановка вот далеко не полный перечень проблем, с которыми приходиться каждодневно сталкиваться в работе с такими детьми.
Даже тот информационный минимум, предусмотренный школьной программой, становится для умственно-отсталых школьников отчужденными, оторванными от повседневной жизни малозначимыми фактами.
Конечно, полностью исправить недостатки умственного развития нельзя, но выработать желание и умение приобретать знания, использовать их в жизни - реальная и посильная задача. Важно, чтобы в учебном процессе ребенок находился в активной позиции. Такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес- это приближение к формированию познавательной активности учащихся. В нем должны появиться элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многое другое, уверенно вытесняющее скуку и формализм.
Рассматривая социализацию как процесс активного поиска человеком своего места в жизни сообразно своим возможностям и психологическим особенностям, способность ориентироваться в ней и успешно трудиться, анализируя рекомендации по обновлению содержания образования во вспомогательной школе передо мной встала задача: приблизить содержание образования к требованиям современного общества с учётом меняющихся социальных и экономических условий.
Разработке теоретических проблем обучения умственно-отсталых школьников основам хозяйственной жизни посвящены труды Д. ВВиткаускайте (1993 год), Н. Павловой (1989, 1991, 1994), Т. Стариченко (1987, 1988, 1996). Вопросы формирования элементов экономических знаний в процессе трудового обучения (представление о рабочей дисциплине, о нормах выработки, качестве и производительности труда) освещаются в трудах Г.М. Дульнева(1969, 1981), Е.А.Ковалёвой (1985), С.Л.Мирского (1988, 1991) и других исследователей.
Ростки опыта есть и в работе педагогов нашей школы. На уроках национально-прикладного искусства, швейного дела, этике и психологии семейной жизни, воспитательских часах уделяется внимание ознакомлению детей с такими экономическими понятиями как себестоимость продукции, реальный доход, заработная плата, планирование расхода заработанных денег.
Но такое экономическое просвещение осуществляется разобщено. В условиях современных требований к подготовке выпускников этого недостаточно. Необходимо организовать целенаправленную экономическую подготовку учащихся в рамках учебного предмета.
Т.С. Терюкова (1) подчёркивает: “Экономка не может быть простым, рядовым предметом в школе, ведь после окончания уроков или школы она никуда не уходит и её нельзя, как надоевший учебник по геометрии, забросить за шкаф. Экономика постоянно вокруг нас, жить вне экономики просто невозможно”. Я полностью согласна с этими словами и считаю, что для учащихся школы 8 вида является актуальным изучение элементов экономических знаний с целью формирования у них моделей экономического поведения, приближённых к реальным условиям жизни.
Существующий в настоящее время недостаток информации по данной проблеме, а именно разработанная программа, методическая и учебная литература, натолкнул мою творческую мысль связать учебный предмет “математика” с элементарной экономикой, точнее дополнить существующую программу для 10 класса по математике простейшими экономическими понятиями.
Этот курс должен помочь умственно-отсталым учащимся применять знания, умения и навыки, полученные ранее на уроках математики для решения конкретных жизненных финансовых задач:
  • выработать первоначальные представления по экономике потребления;
  • познакомить с принципами грамотного ведения семейного бюджета;
  • глубже понять сущность экономических понятий и взаимосвязей;
  • формировать умение планировать, рассчитывать свои доходы и расходы;
  • формировать уважительное отношение к труду окружающих людей и его результатам;
  • ориентироваться в реальной финансовой ситуации и тем самым повысить эффективность работы по социализации выпускников в целом.
Очень большую помощь в своей работе я получила из цикла статей Т.Н.Стариченко опубликованных в журнале “Дефектология” (2,3,4).
Содержание моей программы преимущественно касается экономики семьи и личного потребления, поскольку именно в этой области нашим выпускникам неизбежно придётся принимать самостоятельные решения по различным финансовым вопросам.
В программу включены элементарные сведения о деньгах, ценах, о номинальной и реальной зарплате, о прожиточном минимуме, о налогах, а так же справки о том, где можно получить необходимую финансовую информацию.
Большой объём учебного времени в программе отведён выполнению практических заданий - решению арифметических задач прикладного содержания, связанных с изучаемой темой, составленных на реальном материале.
Часть заданий я взяла из статьи Т.Н. Стариченко (2). Задачи, в основном, составляла сама. Так же при выборе практических заданий и вопросов пользовалась учебником по экономике для 7-8 классов общеобразовательных школ.
Первые уроки по данному предмету показали, что у старшеклассников не достаточно сформированы адекватные представления о повседневной экономической действительности, слабо освоены практические навыки грамотного потребительского поведения. Это не голословное утверждение. Свои уроки я начинаю с небольшого анкетирования, цель которого выявить степень информированности учащихся по вопросам изучаемой темы, уровень сформированности представлений экономического характера. Для этого ребятам предлагаю ответить на вопросы или выбрать ответы из предложенного списка по степени их важности. Например, на уроке по теме “Денежные доходы семьи” я предлагаю таблицу:
“Виды денежных доходов”
Виды денежных доходов Величина дохода
1. Получение денег по наследству
2. Получение денег в виде подарков
3. Пенсия, стипендия, денежное пособие.
4. Получение денег от родственников.
5. Получение денег в долг.
6. Заработная плата по месту основной работы.
7. Выигрыш по лотерейным билетам.
8. Денежная находка, клад.
9. Денежные доходы от ведения подсобного хозяйства, оказание услуг.
10. Заработок за счёт вторичной занятости (работа по совместительству, во внерабочее время).
Своё представление о величине, значении каждого вида и источника перечисленных доходов ребята выражали словами “самый главный”, “важный”, “существенный”, “небольшой”, “так не бывает”. Я просила, чтобы ребята доказали свои ответы. Примерно 70% учащихся, в целом, правильно справились с заданием, но были и такие ответы как: “Денежная находка, клад – главный вид денежных доходов”, “Выигрыш по лотерейным билетам - важный источник денежных доходов”. Есть учащиеся которые надеются получать деньги в виде подарков или брать в долг. И уже потом, в ходе работы на уроке, выяснилось, что долги надо отдавать, а среди знакомых и родственников ни у кого нет ни одного счастливчика, нашедшего клад. И, как вывод по всей работе: самый главный источник доходов- это те деньги, которые ты сам смог заработать. А помогут тебе в этом знания, полученные на уроках и то мастерство, которое ты приобрёл в трудовых мастерских.
На уроке по теме “Потребности человека” я предлагала ребятам список потребностей человека и просила выбрать 5 наиболее важных на их взгляд.
Деньги нужны для:
  • оплаты проезда в транспорте, покупки билетов;
  • накопления богатств;
  • уплаты штрафов;
  • покупки продуктов питания;
  • покупки мебели;
  • покупки одежды и промышленных товаров;
  • оплаты коммунальных услуг;
  • покупки дома, квартиры;
  • уплаты налогов;
  • оплаты развлечений (бар, дискотека, игровые автоматы, отпуск);
  • помощи бедным;
  • оплаты за лечение и обучение;
  • покупки книг, газет, журналов, посещение театров, выставок;
  • одалживания другим людям;
  • дарения, покупки подарков.
И снова только часть ребят правильно справилось с заданием, показав наиболее реальный выбор ответов. Для меня главным стала последующая работа на уроке, свободное общение ребят, их попытка доказать свой ответ на основе личного опыта, его анализа.
Я считаю, что полученные результаты можно использовать не только для планирования моих уроков, но и в других направлениях учебно-воспитательной работы школы.
Подводя итоги работы на уроке, был сделан вывод:
Семейная экономика
Доходы Расходы
заработная плата питание
подработка квартплата
оказание мелких услуг коммунальные услуги
премия покупка одежды и обуви
социальные пособия накопление денег на крупные покупки
доходы от ведения подсобного хозяйства
Как правильно рассчитать свои доходы и расходы? – эта проблема прозвучала при подведении итогов урока. Ребята, практически самостоятельно, сумели её сформулировать. Это важный учебный результат. Значит, материал интересен учащимся, они понимают и оценивают его практическую направленность. Отсюда активизация мыслительной деятельности, познавательного интереса как благоприятный фон для формирования элементарной экономической грамотности.
Немалое удивление (и моё и ребят) вызвали уроки по темам “Расчёт размера заработной платы” и “Решение задач на расчёт стоимости продуктов питания”. Рассчитывая размер основной заработной платы , мы брали следующие данные:
  • оклад рабочего бюджетной организации (уборщица, няня в детском саду, санитарка, конюх, возчик, сторож, дворник и т.д.) составляет примерно 475 рублей;
  • к окладу идут следующие надбавки:
    северные 80%;
    районный коэффициент 70%;
    сельские 20%;
    вредность (за работу в тяжёлых условиях, на улице) 10- 20%;
  • из всего дохода вычисляется подоходный налог в размере 13%;
  • к заработной плате положено окружное социальное пособие в размере 2000 рублей.
Результат расчёта ошеломил ребят, он показался им очень маленьким. Это результат жизни в условиях интерната, изолированность от реальных финансовых перспектив. И, вновь, перед нами встал вопрос: “А как прожить на эти деньги?”, а значить и интерес к последующим нашим урокам. Меня же удивило другое: выпускники слабо представляют себе не только реальную экономическую ситуацию за пределами школы, но и имеют смутное представление о правилах устройства на работу. На уроке был разыгран ряд практических ситуаций “ Я пришёл устраиваться на работу (в школу, детский сад, офис ЖКХ)”, с последующим анализом действий учащихся и моими комментариями к ним. Хочется надеяться, что наши выпускники не будут соглашаться работать по 12 часов в сутки, без выходных, за продукты или место в общежитии, а сумеют более-менее юридически грамотно продать свой труд.
Интерес у ребят вызвали задачи на расчёт размера сдельной заработной платы. Вот примеры таких задач.
1) Распилов...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 3219

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340