Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Радуга интеллекта. Технология проведения уроков с использованием уникальных способностей каждого ребенка, или Размышления о том, как найти стиль обучения для каждого ребенка - Преподавание физики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание физики

Радуга интеллекта. Технология проведения уроков с использованием уникальных способностей каждого ребенка, или Размышления о том, как найти стиль обучения для каждого ребенка


Автор(ы): Кеспикова Ирина Константиновна, учитель физики


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Если мы будем настаивать на том,
чтобы смотреть на радугу интеллекта только через один фильтр,
нам будет казаться, что разум многих людей лишен света.
Рене Фуллер
Очевидно, что у всех людей различные таланты. Не случайно одни становятся великими художниками, другие – спортсменами, третьи – актерами, а кто-то… Любой человек обладает своим индивидуальным стилем жизни и индивидуальным стилем работы. Однажды мне в руки попала книга Гордона Драйдена и Джаннетт Вос “Революция в обучении”, в которой я прочитала о том, что в течение более 15 лет профессор Гарвардского университета Ховард Гарднер анализировал результаты различных исследований, чтобы доказать: каждый человек обладает, по меньшей мере, семью различными “центрами интеллекта”. Здесь же были приведены вероятные способности для каждого типа интеллекта. Результаты этих исследований мне показались очень близкими: долгое время я искала технологии обучения, которые позволили бы найти приемы личностно ориентированного подхода.
Наша традиционная средняя школа достигла значительных успехов, используя две из многочисленных способностей человека: лингвистическую – способность говорить, читать и писать – и математическую, которая используется при изучении логики, математики и естественных наук. Большинство экзаменов основано на проверке только этих ограниченных академических сторон интеллекта. Однако каждый ребенок является потенциально одаренным зачастую во многих различных областях. Кроме того, каждый человек обладает индивидуальным стилем обучения, стилем работы, темпераментом. Важно, прежде всего, определить комбинацию индивидуальных стилей обучения и способностей каждого ученика и приспосабливаться к ней; при этом обязательно поддерживать разностороннее развитие всех потенциальных способностей учеников.
С раннего возрасты отделяют “одаренных” детей от тех, на кого вешают ярлык “не слишком умный” и даже “отстающий”. Традиционно большинство тестов умственных способностей (IQ-тестов), как и большинство систем образования, сфокусированы на определении уровня развития только двух типов интеллекта: лингвистического и логически-математического. По мнению Гарднера, это значительно сужает наш потенциал в обучении.
У каждого человека есть собственный стиль обучения и свои сильные стороны. Он настолько же индивидуален, как и подпись. Следовательно, нет лучшего или худшего стиля обучения. Необходимо анализировать особенности стиля каждого ученика и учитывать их в работе. конечно, невозможно предусмотреть абсолютно все и для каждого ребенка, но построить программу таким образом, чтобы на занятиях и уроках регулярно использовались все вероятные способности, можно, и я постаралась это сделать.
Если вы поступите так же, то увидите, как легко станут учиться ученики, насколько меньше станет сопротивление, вы ощутите в своей работе.
Рассмотрим технологию проведения уроков, на которых используются уникальные возможности ребенка.
Вначале я выдаю ребятам таблицу, составленную на основании исследований, приведенных в книге Гордона Драйдена и Джаннетт Вос “Революция в обучении”.
Тип интеллекта Вероятные способности
  1. Лингвистический
  • чувствует закономерности
  • любит порядок
  • систематичен
  • рассуждает логически
  • любит слушать
  • любит читать
  • любит писать
  • легко говорит
  • любит игры в слова
  • хорошо запоминает
  • может легко говорить на публике, вести дебаты, хотя некоторые и предпочитают письменное общение
  • Логически-математический интеллект
  • любит абстрактное мышление
  • любит точность
  • любит считать
  • организован
  • использует логические структуры
  • увлекается компьютерами
  • увлекается решением задач
  • увлекается логическими экспериментами
  • предпочитает делать упорядоченные записи
  • Визуально-пространственный интеллект
  • мыслит в картинках
  • создает зрительные образы
  • использует метафоры
  • чувствует форму
  • любит искусство: графику, живопись, скульптуру
  • легко читает карты, таблицы и диаграммы
  • запоминает с помощью картинок
  • хорошо чувствует цвет
  • для создания образов использует все органы чувств
  • Музыкальный интеллект
  • чувствителен к тону, ритму и темпу
  • чувствителен к эмоциональному воздействию музыки
  • воспринимает сложные музыкальные формы, может быть высоко духовным человеком
  • Идеомоторный интеллект
  • исключительно хорошо контролирует свое тело
  • умело обращается с предметами
  • хорошо чувствует ритм
  • имеет быструю реакцию, хорошие рефлексы
  • лучше всего учится, двигаясь
  • увлекается активными видами спорта
  • любит прикасаться к объектам
  • хорошие навыки в ремеслах
  • любит действовать
  • любит использовать инструменты
  • учится, когда вовлечен в процесс обучения
  • запоминает то, что было сделано, а не то, что было сказано или уведено
  • быстро адаптируется к изменяющимся условиям окружающей среды
  • играет с предметами во время прослушивания информации
  • начинает беспокойно вести себя, когда приходится долго быть без движения
  • техническое мышление
  • Межличностный, или “социальный” интеллект
  • хорошо договаривается
  • поддерживает хорошие отношения с другими людьми, хорошо общается
  • может распознавать чужие замыслы и планы
  • любит находиться среди людей
  • имеет много друзей
  • легко общается с другими людьми, иногда даже манипулирует ими
  • увлекается коллективной деятельностью
  • любит посредником в спорах
  • любит быть полезным другим
  • хорошо оценивает ситуацию в обществе
  • Внутриличностный, или “интуитивный” интеллект
  • самопознание
  • наличие собственных ценностей
  • глубокий анализ личных переживаний
  • наличие цели в жизни
  • хорошо развитое понимание движений своей души
  • сильная интуиция
  • самомотивация
  • глубоко чувствует свои сильные и слабые стороны
  • закрытые люди
  • желание отличаться от большинства людей
После изучения таблицы прошу каждого самому оценить свои способности, выделить в таблице те, которыми обладает ученик больше всего. Ребята делают это довольно быстро. Иногда обнаруживается, что у них хорошо развиты способности, соответствующим нескольким типам интеллекта, а не одному. Хвалю их (это очень важно) и прошу все-таки выделить что-то одно. На первом уроке обещаю, что в дальнейшем обязательно пригодятся и остальные их способности. Есть ребята (пусть таких мало, но есть), кто не может оценить свои способности, успокаиваю их, стараюсь привести примеры, где проявлялись способности того или иного ученика.
После этой работы ребята сами определяют свой сильный тип интеллекта. Так складываются группы, которые объединяют учеников по более развитому типу. Обычно их 7, но иногда и меньше. Кроме того, у детей есть разнообразные социальные предпочтения. Большинство учеников с удовольствием работают в группе, очень мало – в паре, единицы предпочитают учиться самостоятельно. Каждая группа получает задания.
Рассмотрим урок в 10-м классе по теме “Строение и свойства кристаллических и аморфных тел”. Группа с логически-математическим интеллектом после знакомства с теорией самостоятельно составляет таблицу.
Тип твердого тела Особенности
Молекулярно-кинетическая модель Переход вещества из твердого состояния в жидкое Зависимость свойств твердого тела от направления
Кристаллическое
Аморфное
Эту таблицу, набранную на компьютере, ребята группы представляют остальным на экране. Этой группе можно дать задание решить более сложные задачи или построить графики к каждой формуле в физике и сгруппировать их в известный из курса математики вид
у=ах, у=а+вх, у=ах2, у=а/х, у=а/х2
Группе с лингвистическим типом интеллекта можно дать задание сочинить поэму, оду, эссе, сказку о кристаллах и аморфных телах, ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1345

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340