Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Использование нетрадиционных приемов обучения при проведении уроков истории на примере урока Последний дворцовый переворот в России
Автор(ы): Синайская Ирина Евгеньевна, учитель истории и обществознания, руководитель методического объединения
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Введение. В последние годы многие учителя стараются чаще использовать в своей работе нетрадиционные приемы обучения при проведении уроков. Опыт работы показывает, что традиционное проведение урока не дает длительного эффекта запоминания. При проведении урока в форме лекции большинство учащихся уже через некоторое время (довольно короткое) забывают до 80 % изученного материала. Поэтому я, как учитель, вынуждена постоянно придумывать что-то новое, чтобы добиться максимального эффекта усвоения и запоминания материала. Говорят, что хороший урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий. О некоторых таких разработках, использованных мной, я хочу рассказать на примере одного урока. Тема урока: “Последний дворцовый переворот в России” Ход урока Учитель: Наш урок посвящен последнему дворцовому перевороту в России. Для того, чтобы разобраться в обстоятельствах данного дела, вспомните: что такое дворцовые перевороты; почему в XVIII веке увеличилось число претендентов на российский престол? (Ученики отвечают на вопросы). Учитель: Давайте обратимся к рабочему листу урока и выполним задания, направленные на развитие памяти. (Задания прилагаются). Учитель: В начале XIX века в России произошел последний дворцовый переворот. С тем, что же именно произошло в ночь с 11 на 12 марта 1801 г., вы уже ознакомились, прослушав аудиокассеты (аудиокассеты с записью учебного материала, подготовленного учителем, раздаются в количестве 3–5 штук на класс за 5–7 дней до изучения данной темы). Расскажите мне об этом. (Рассказ ученика). Учитель: Нам предстоит выяснить: - Причины преступления.
- Состав участников.
- Последствия этого переворота для развития России.
(Запись на доске). Как вы думаете, почему заговорщики пошли на это преступление? Почему политика, которую проводил Павел I, вызывала недовольство? Ведь Павел I пробыл на российском престоле всего 4 года 4 месяца 4 дня. За такой небольшой отрезок времени он издал 2179 указов. Почему его старания не были оценены? (Ученики отвечают на поставленные вопросы). Учитель: Сейчас вам придется поработать экспертами. К нам в школу пришел конверт, в котором лежит весьма любопытный документ. Задание: Прочитайте его и подумайте, мог ли Павел I составить этот документ? Кто, по вашему мнению, является автором этого документа? Жалованная грамота дворянству “А. О личных преимуществах дворян. Не токмо империи полезна, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо… 12. Да не судится благородный окромя своими равными. 13. Телесное наказание да не коснется до благородного… 17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свобода… Б О собрании дворян. 39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии…” | Ученики: Павел I не мог написать этот документ, так как его политика была направлена против дворян. Этот документ составила Екатерина II, так как она заботилась о привилегиях дворянства. Учитель: Засвидетельствуйте, какие указы Павла I были направлены против дворянства. (Проверяется домашняя работа). Что можно сказать о внешней политике, проводимой Павлом I? (Рассказ ученика). Учитель: Деспотизм Павла I, недовольство дворян внутренней и внешней политикой, проводимой императором, привели к дворцовому перевороту. Теперь мы готовы ответить на первые два вопроса памятки: - Причины (недовольство дворянами внутренней и внешней политикой, проводимой императором).
- Состав заговорщиков (дворяне).
(Записи ведутся в тетради). Учитель: Мы выяснили причины заговора, состав заговорщиков, но в тени осталось ещё одно лицо, причастное к убийству. Кто же это? Ученики: Александр, сын Павла I. Учитель: Почему Александр оказался в стане заговорщиков? Возможно, нам поможет частично в этом разобраться письмо Александра. ИЗ ПИСЬМА ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ АЛЕКСАНДРА ПАВЛОВИЧА (1797 г.) “Мой отец, вступив на престол, захотел все реформировать … Все сразу же перевернуто с ног на голову. Это только увеличило беспорядок и без того в слишком сильной степени в делах… Моё несчастное отечество находится в положении, неподдающемся описанию. Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены”. Вопросы к документу: Как оценивал правление Павла I его сын Александр? Доверял ли Павел Александру? Учитель: Павел и Александр не доверяли друг другу. Во многом причины недоверия кроются в отношении к ним обоим Екатерины II. Видео (5 минут) Павел I Вопросы после просмотра фильма: Учитель: Как Екатерина II относилась к Александру? Как относилась к Павлу? (Ученики отвечают на поставленные вопросы). Учитель: Я предлагаю решить логическую задачку. Перед вами три фигуры: Екатерина II, Павел I, Александр I. Они расставлены в хронологическом порядке (на учебном столе самодельные фигурки). Задание: Расставьте в логическом порядке эти фигурки. Ученики: Екатерина II, Александр I, Павел I. (Объясняют, почему они расставили фигурки именно так). Учитель: С какими цветами ассоциируется у вас правление Екатерины II, Павла I, Александра I? Впрочем, начнем по порядку. Учитель: Екатерина II? Ученик: красный цвет (т.к. Екатерина II сама была яркой, умной, одаренной, незаурядной, сильной личностью, и во время её правления Россия стала могущественной державой. Екатерина заставила Европу считаться с мнением России, а самих русских – гордится своей вновь завоеванной славой и уважать самих себя). Учитель берет кисть, красную краску и рисует на листе бумаги под надписью “Екатерина II” красный овал. Учитель: Павел I? Ученик: ??? Учитель: Нам поможет в этом разобраться великий русский историк В. О. Ключевский. Вот как он характеризовал правление Павла I: “Правление этого императора отличалось крайней противоречивостью. С одной стороны облегчение крестьян, с другой ограничение дворянских прав и привилегий, доходивших до открытых репрессивных мер. На фоне непредсказуемости, вспыльчивости и подозрительности самого императора”. То есть Павел I изменчив как море : то штиль, то шторм. Какой цвет возникает перед вами? Ученики: Оттенки синего цвета. Учитель: Совершенно верно. Так меняется цвет небосклона от лазурного солнечным утром, до свинцово – синего перед бурей. Учитель берет кисть, синюю краску, и рисует на листе бумаги под надписью “Павел I” синий овал. Учитель: С развитием России в эпоху правления Александра мы познакомимся подробно на следующих уроках. Но давайте предположим, какой будет политика Александра I, исходя из условий становления его личности? Ученик: Александр – любимый внук Екатерины II. Возможно, он будет продолжать ее политику, но он сын Павла I, значит, он совместит красный и синий цвет, и это приведет к рождению нового цвета. Учитель: Давайте проверим и посмотрим, что получится. Учитель берет кисть, и на листе бумаги, под надписью “Александр I” смешивает красный и синий цвета: В результате появляется овал фиолетового цвета. Учитель: Фиолетовый цвет – цвет неоднозначный. Какие черты характера могли сформироваться в таком человеке? Ученики: Стремление к переменам, но в то же время двуличие, лицемерие, лукавство, которые не давали ему довести до конца ни одно из начатых им дел. Учитель: Приведите, пожалуйста, высказывание современников об Александре I. (Ученики зачитывают домашние заготовки). Высказывания об Александре I “В политике Александр тонок, как кончик булавки, остер, как бритва, фальшив, как пена морская”. (Шведский дипломат Лагербильке). “Республиканец на словах и самодержавец на деле” (Тургенев А.И.). “Он все делает наполовину” (Сперанский М.М.). “Император любил внешнюю форму свободы, как можно любить представление…, но кроме форм внешности, он ничего не хотел, и ничуть не был расположен, терпеть, чтобы они обратились в действительность” (Чарторыйский А.). “Коронованный Гамлет, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца” (Герцен А.И.) и т.д. Учитель: Но вернемся к событиям в ночь с 11 на 12 марта 1801 г. Известно, что во время покушения, тело Павла было сильно изуродовано. Для сокрытия сле...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1587
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|