Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок: психология + история + музыка: Психология в музыке - Социальная педагогика - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Социальная педагогика

Интегрированный урок: психология + история + музыка: Психология в музыке


Автор(ы): Галеева Нина Ивановна, педагог-психолог; Николаева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
В основной школе сохраняется установка музыкального образования на формирование музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части их духовной культуры. Уроки музыки ориентированы на приобщение учащихся к музыкальному искусству и к музыкальной культуре в целом, раскрытие интонационной природы музыки, установление связей с другими видами искусства и жизнью, установку на самовыражение ребенка как слушателя, исполнителя, композитора.
Все это включает в себя целый блок целей и задач психологического характера. Без знаний психологии невозможно создание психологического портрета музыкального героя или образа, анализ своеобразия психологического стиля композитора, психологические приемы раскрытия образа средствами музыки.
Переплетение дисциплин музыки, изобразительного искусства, литературы, мировой художественной культуры, истории и психологии побудило разработать интегрированный курс “Психология в музыке”.
Благодаря полученным знаниям по психологии и характерологии учащиеся смогут подробно и глубоко прочувствовать не только внутренний мир персонажей, но и передать свои ощущения, мысли и чувства, познать себя.
Цели и задачи
Для интегрированного курса были выработаны следующие цели и задачи:
1. Познакомить детей с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных характеров, характерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей.
2. Создать условия для познания себя и своего характера. Помощь в определении своих характерологических черт, выявлении достоинств, индивидуальности, особенностей, обретении себя в творческом самовыражении. Формирование творческой индивидуальности. Оптимизация учебного процесса.
Задача курса состоит в том, чтобы каждый подросток смог познать себя, свой характер, возможности, обрести себя в творческом самовыражении.
Курс состоит из лекционных (теоретических) занятий, на которых дети усваивают понятийную базу психологического характера (личность, характер, характерологический радикал и т. д. ) и семинарских (практических) занятий, на которых учащиеся отрабатывают умения и навыки проведения грамотного психологического анализа произведений искусства и своей личности.
Курс “Психология в музыке” рассчитан на 34 (35) академических часа.
Требования к уровню усвоения содержанию курса
При изучении курса используются различные формы текущего контроля знаний и умений: это письменные ответы на проблемные вопросы, работы творческого характера, психологический анализ музыкальных и других произведений искусств, портретные зарисовки характеров героев и их создателей, участие в обсуждении на итоговых занятиях.
По окончании курса учащимся предлагается провести исследование своего характерологического радикала, своей личности. Также предлагается написать сочинение на тему: “Мое творческое “Я” во Вселенной”, где будет дан анализ своему творчеству с выводами, отразился ли характерологический радикал на собственном творчестве.
Знания, умения и навыки
По итогам прохождения программы, мы рассчитываем получить следующий уровень развития учащихся:
1. Общекультурная компетентность – предполагает умение применить полученные психологические знания в познании себя и других, обрести себя в творческом самовыражении.
2. Методологическая компетентность – предполагает овладение методами психологического исследования себя и других, знакомство с разными подходами в изучении характерологических радикалов, изучение личности и творчества музыкантов, художников, писателей и поэтов.
Базовые категории курса
В процессе обучения по программе интегрированного курса “Психология в музыке”, учащиеся усваивают следующие понятия и категории: личность, индивидуальность, оригинальность, характер, характерологический радикал, направленность личности, эмоции, чувства, психологический образ, средство выразительности и изобразительности.
Учащиеся должны овладеть: способами сбора информации, методами экспертных оценок и изучения продуктов деятельности, умение создать психологический портрет личности, раскрыть внутренний мир образа и художника.
Содержание курса
Курс состоит из следующих разделов:
  1. Основные теории типологических моделей индивидуальных характеров.
  2. Характерологические радикалы М. Е. Бурно.
  3. Методы творческого самовыражения.
  4. Галерея творчества.
Программа
Введение (1 час). Предмет изучения характерологии.
Индивидуальность, личность, оригинальность. Личность в психологии и искусстве. Психологизм искусства.
Тема 1 (7 час). Основные теории типологических моделей индивидуальных характеров.
Структура личностных свойств. Психологические типологии. Экстраверт, интроверт. Темперамент, типы темпераментов. Психология конституциальных различий у Э. Кречмера и у У. Шелдона. Астеник, атлетик, пикник. Особенности акцентуированной личности. Акцентуация характера: демонстративность, педантичность, застревание, возбудимость, дисцимичность, тревожность, лабильность, экзальтированность, эмотивность. Астеноневротический тип, сенситивный, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Норма и отклонения в характере. Особенности в личности и творчестве музыкантов и художников. Выражение характерологических свойств героев средствами музыки, живописи и слова.
Тема 2 (10 час). Характерологические радикалы М. Е. Бурно.
Характер, личность, творчество, творческое самовыражение. Характерологический радикал: синтонный, авторитарный, психастенический, астенический, ананкастный, аутистический, демонстративный, неустойчивый, мозаичный. Влияние характера на творчество музыкантов, художников, писателей и поэтов. Сравнительные характеристики. Характерные персонажи и герои. Средства выразительности в музыке, живописи и литературе.
Тема 3 (15 час). Методы творческого самовыражения.
Творческое общение с живописью, с природой, погружение в прошлое, воспоминания, творческое коллекционирование, фотографирование, творческое общение с музыкой, поэзией, рисунком. Дневниковые записи. Переживание любви, общение с красотой, нравственность, Бог. Красота в искусстве. Передача философского смысла, вечных истин, духовности средствами творческого самовыражения. Переживание нравственности, любви через общение с искусством. Создание собственных творческих произведений. Способы передачи духовных ценностей в творчестве композиторов, художников, поэтов. Смысл творчества. Ценность культуры.
Тема 4 (2 часа). Галерея творчества.
Мое творческое Я. Способы самовыражения. Взаимосвязь характера и стиля деятельности. Выставка работ. Галерея творчества. Критерии личностного роста. Жизненное пространство, жизненный путь, самореализация перспектив. Наука, искусство и религия о смысле жизни. Смысл жизни.
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПСИХОЛОГИЯ – ИСТОРИЯ – МУЗЫКА
Тема: Характеры в искусстве и жизни.
Цель: вызвать интерес к изучению характеров людей.
Задачи:
Образовательные:
  • Закрепить понятие “характер”,
  • освоить алгоритм психологического анализа характера, душевных явлений и поведения как персонажей художественных и музыкальных произведений, так и реальных людей, с которыми общаются дети.
Воспитывающие: воспитывать толерантность в отношении друг к другу.
Развивающие: развивать способность понимать людей.
Методы и приемы: словесно-иллюстрированный, анализ, беседа, самодиагностика, самоанализ, рефлексия.
Оборудование и наглядные пособия: Технические средства: компьютер, интерактивная доска.
Презентация: Характеры в творчестве поэтов, художников и музыкантов (автор Е. В. Николаева).
Видеоклипы: “Мадонна”, “Драгоценная русская женщина”, “Кармен”, “Твои сыны, Отечество” (автор Н. И. Галеева).
Раздаточные листы с заданиями по выявлению основных черт характера.
Интеграция предметов и тем
Психология Психотерапия Музыка История Информационные технологии Литература
Закрепление понятия “Характер”. Повторение типологии характеров и темперамента Гиппократа, К. Юнга, Кречмера, И. Павлова, М. Е. Бурно (синтонный, психастенический, демонстративный, авторитарный)
Личность в психологии и в искусстве.
Психологизм искусства. Сравнение характеров Мадонны, Кармен, Ярославны и Маршала Жукова, Меньшикова, Морозовой
СамодиагностикаСамоанализ “Мои черты характера”.
Психологический анализ характера близкого человека.
Релаксация.
Рефлексия
Ж. Бизе опера “Кармен”.Р. Щедрин
“Кармен-сюита” Хабанера.
Хор половецких девушек “Улетай на крыльях ветра” (оп. Князь Игорь”).
М. И. Глинка “Я помню чудное мгновенье”
Культура эпохи Возрождения. “Образ Мадонны в творчестве художника Рафаэля”Информационная справка об Италии и Испании.
Культурно-исторические особенности.
Население и обычаи.
Менталитет и характер народа Италии и Испании.
Фрагменты биографии и жизненного пути Меньшикова, боярыни Морозовой, Маршала Жукова
Презентация “Характеры в творчестве художников, музыкантов и поэтов”Видеоклипы
“Мадонна”,
“Драгоценная русская женщина”,
“Кармен”
“Твои сыны, Отечество”
А. С. Пушкин.
Письма, переписка,
“Я помню чудное мгновенье”
Структура урока
Часть урока Этап и содержание занятия
1. Организационный момент. 1 Приветствие.
Сообщение психолога об особенностях интегрированного курса.
Сообщение учителя истории о целях и задачах урока.
2. Повторение пройденного материала. 2 Психолог. Закрепление понятия “характер”,
Повторение типологий характеров и темперамента
по Гиппократу, Юнгу, Кречмеру, Павлову, Бурно.
Вопросы классу:
- Назвать основные отличительные черты каждого типа.
- Выявить ярких представителей типов по Гиппократу, Юнгу, Кречмеру, Павлову и Бурно из числа своих одноклассников и родителей.
На раздаточных листках делать пометки и выводы по определению характера своего соседа и себя.
3. Основная часть. 3 Психолог. Характерологические радикалы М. Е. Бурно.
Синтонный характер. Синтонность в творчестве А. С. Пушкина и М. И. Глинки.
Портреты Глинки и Пушкина О. Кипренского и В. Тропинина.
Переписка. Письма.
(Детям раздаются на отдельных листах выдержки из писем)
Вопрос классу:
- Прочитав выдержки из писем, обратите внимание на синтонные черты характера, выделите...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1339

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340