Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Информационные технологии на уроке музыки. Урок музыки в 5-м классе по теме Музыкальный портрет
Автор(ы): Субботина Алла Олеговна, учитель музыки и МХК
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока: - развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;
- углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки - “Песня Варлаама” М.Мусоргского и изобразительного искусства - картины И.Репина “Протодьякон”;
- выработка умения раскрыть свойства “живописной музыки” благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);
- использование ИКТ как средства подачи иллюстративного материала (презентация “Песенка о картинах” муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина; “Протодьякон” И.Репина) и видеофрагмент оперы “Борис Годунов” М.Мусоргского с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.
Оборудование урока: - компьютер,
- проектор,
- проигрыватель CD,
- фортепиано
Ход урока Музыкальное приветствие Учителя и Учащихся. Эпиграф урока: “Как сходна музыка с человеком! У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию” А.Сууман. Учитель. Мы продолжаем путешествие по картинной галерее. Главным жанром изобразительного искусства в ней на сегодняшнем уроке продолжает быть портрет, но портрет - музыкальный. На прошлом уроке мы отметили, что музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать благодаря выразительной интонации и воссоздать его в своем воображении. Попробуем?!! Но для начала немного истории. Вспомните имена композиторов (демонстрируется презентация “Композиторы Могучей кучки”) и назовите ими организованный музыкальный кружок. Когда и в каком городе это было? Музыку, каких из названных сейчас композиторов, вы слушали в пятом классе? Дети. Называют композиторов “Могучей кучки” и отвечают на вопросы. У. Итак, более ста лет назад, 5 русских композиторов создали группу, получившую название “Могучая кучка” или “пятерка”. Объединяла этих людей страстная любовь к музыке. Модесту Петровичу Мусоргскому тогда было 18 лет. Он недавно окончил Школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Затем решил навсегда оставить службу и его главным занятием отныне станет только музыка. В этот период Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по произведению А.С.Пушкина, признанный в наши дни одной из “чисто русских опер”. Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия. Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы – монаху Варлааму. ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни. Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного. Работа над песней: - чтение текста песни учителем; - показ мелодии и разучивание фрагмента песни (обращаем внимание ребят на призывный, напоминающий “богатырскую” интонацию “Песни о маленьком трубаче”, возглас квинты в начале фразы; топтание на одном звуке и акцент на пониженной второй ступени, как в “Богатырской симфонии”; громкость звучания); - слушание Песни Варлаама в записи Ф.И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер). Ответы ребят (с корректировкой учителя): - грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика - “звероподобные” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать); - разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам; - дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей; - злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе); - его душа – душа разбойника. Рассказ учителя о посещении М.П. .Мусоргским выставки из произведений И.Е. Репина и впечатлении от портрета “Протодьякон” (для просмотра портрета используем электронную программу по МХК “От наскальных рисунков до киноискусства” - “Русское искусство XIX века, серия “Интерактивный мир”), когда композитор воскликнул: “Это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!” Учитель: - Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы? Дети: - Такие люди были на Руси. Учитель (дополнительно): В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обесс...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2659
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|