Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Информационные технологии на уроке музыки. Урок музыки в 5-м классе по теме Музыкальный портрет - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Информационные технологии на уроке музыки. Урок музыки в 5-м классе по теме Музыкальный портрет


Автор(ы): Субботина Алла Олеговна, учитель музыки и МХК


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели и задачи урока:
  • развитие внутреннего слуха и внутреннего зрения как основы развития творческого воображения;
  • углубление представлений учащихся об изобразительных свойствах музыки с помощью сравнительного анализа произведения музыки - “Песня Варлаама” М.Мусоргского и изобразительного искусства - картины И.Репина “Протодьякон”;
  • выработка умения раскрыть свойства “живописной музыки” благодаря мастерскому использованию композиторами и исполнителями красок музыкальной речи (регистровых, тембровых, динамических, темпо-ритмических, ладовых);
  • использование ИКТ как средства подачи иллюстративного материала (презентация “Песенка о картинах” муз. Г.Гладкова, сл. Ю.Энтина; “Протодьякон” И.Репина) и видеофрагмент оперы “Борис Годунов” М.Мусоргского с целью активизации учебно-творческой деятельности обучающихся.
Оборудование урока:
  • компьютер,
  • проектор,
  • проигрыватель CD,
  • фортепиано
Ход урока
Музыкальное приветствие Учителя и Учащихся.
Эпиграф урока:
“Как сходна музыка с человеком!
У нее человеческое лицо в моменты, когда ее вдруг увидишь воочию
” А.Сууман.
Учитель. Мы продолжаем путешествие по картинной галерее. Главным жанром изобразительного искусства в ней на сегодняшнем уроке продолжает быть портрет, но портрет - музыкальный.
На прошлом уроке мы отметили, что музыкальный портрет - особенный. Ведь это портрет внутреннего мира человека (его чувств, мыслей, настроений, характера), который трудно увидеть глазами, но можно прекрасно почувствовать благодаря выразительной интонации и воссоздать его в своем воображении. Попробуем?!!
Но для начала немного истории.
Вспомните имена композиторов (демонстрируется презентация “Композиторы Могучей кучки”) и назовите ими организованный музыкальный кружок. Когда и в каком городе это было? Музыку, каких из названных сейчас композиторов, вы слушали в пятом классе?
Дети. Называют композиторов “Могучей кучки” и отвечают на вопросы.
У. Итак, более ста лет назад, 5 русских композиторов создали группу, получившую название “Могучая кучка” или “пятерка”. Объединяла этих людей страстная любовь к музыке. Модесту Петровичу Мусоргскому тогда было 18 лет. Он недавно окончил Школу гвардейских прапорщиков в Петербурге, и некоторое время служил в Преображенском гвардейском полку. Затем решил навсегда оставить службу и его главным занятием отныне станет только музыка.
В этот период Мусоргский создает настоящий шедевр оперной музыки – оперу “Борис Годунов” по произведению А.С.Пушкина, признанный в наши дни одной из “чисто русских опер”.
Опера рассказывает о времени царствования Бориса Годунова – боярина, которого обвиняли в убийстве законного наследника престола – малолетнего царевича Дмитрия.
Наше внимание на сегодняшнем уроке будет приковано к интереснейшему персонажу оперы – монаху Варлааму.
ВАРЛААМ – беглый монах, пожелавший свободной разгульной, веселой жизни.
Дорога нашего героя из монастыря далека и по пути он не отказал себе в удовольствии зайти в корчму, чтобы сытно откушать. Испив вина, Варлаам запевает песню про осаду Казани войсками Ивана Грозного.
Работа над песней:
- чтение текста песни учителем;
- показ мелодии и разучивание фрагмента песни (обращаем внимание ребят на призывный, напоминающий “богатырскую” интонацию “Песни о маленьком трубаче”, возглас квинты в начале фразы; топтание на одном звуке и акцент на пониженной второй ступени, как в “Богатырской симфонии”; громкость звучания);
- слушание Песни Варлаама в записи Ф.И.Шаляпина (попутно выполняем задание: вслушаться в музыкальную речь героя так, чтобы представить и его внешний вид, и его характер).
Ответы ребят (с корректировкой учителя):
- грозные, разбойничьи интонации в голосе, по выражению критика - “звероподобные” (голос великого Ф.И.Шаляпина, мастерство певца помогают нам это услышать);
- разухабистый, чуть ли не плясовой характер оркестрового вступления, в котором мелодия яростно мечется по всем регистрам;
- дикий выкрик Варлаама (Эй!) с радостной интонацией в голосе, поющем о гибели огромного числа людей;
- злой взгляд сытого, безразличного к другим людям человека (такой никого не пожалеет, думает только о себе);
- его душа – душа разбойника.
Рассказ учителя о посещении М.П. .Мусоргским выставки из произведений И.Е. Репина и впечатлении от портрета “Протодьякон” (для просмотра портрета используем электронную программу по МХК “От наскальных рисунков до киноискусства” - “Русское искусство XIX века, серия “Интерактивный мир”), когда композитор воскликнул: “Это же мой Варлаамище! Это же целая огнедышащая гора!”
Учитель: - Что помогло композитору и художнику, независимо друг от друга, создать такие похожие образы?
Дети: - Такие люди были на Руси.
Учитель (дополнительно): В портрете “Протодьякона” И.Е.Репин обесс...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2659

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340