Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок Поле памяти - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок Поле памяти


Автор(ы): Медведева Людмила Аркадьевна, музыкальный работник


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278

ХОД УРОКА

Звучит фрагмент мелодии из к/ф “Семнадцать мгновений весны”, музыка М. Таривердиева.
Слайд №I
У
: Наш урок <1- название урока> “Поле Памяти” посвящен значимому событию нашей Отчизны.
Художники, композиторы, поэты- авторы различных видов искусства, создавая образы событий второй половины прошлого века, делятся в своих произведениях самым заветным и сокровенным, тем, что было выстрадано, что переживалось и обдумывалось многие годы <2- фрагмент стихотворения + рисунок 3 “Свет свечи”>. Читает учитель:
“Льется свет по ночам из мерцающих чаш.
Колыбели плывут в тишине.
Начеку,
словно мира спасенного страж,-
Наша память о прошлой войне”
Расул Гамзатов

I. Краткая историческая справка

Слайд № I <рисунок 4. Фотография участников и очевидцев Великой Отечественной войны>
У:
Поле памяти! Такое же необъятное, как сама душа народа.
У него есть свои участники и свидетели незабываемых событий.
Вот уже прошло 60 лет, а оно все еще <рисунок 5 “Звуковое пятно”> дымится и грохочет, отдаваясь болью в сердцах людей, поле побед и горечи народной.
И все чаще мы слышим в эфире радио на улицах города воспоминания фронтовиков, участников Великой Отечественной войны, защитников Ленинграда.
С нарастанием звучит фрагмент музыки из CD - фильма “Матрица”. Школьница читает фрагмент выступления Вишнякова, министра культуры РСФСР (запись от 1941 г)
Д: “Наши люди отзывались на все лучшее, на все чистое, все, что было в мире, в русской культуре.
И люди, любящие Пушкина, узнали, что эти стервецы - фашисты срывают портреты поэта.
Немцы делают из них мишени, смеясь, стреляют. Они говорят, что Пушкин - не ариец! Хотят уничтожить, отнять гения нашего народа, уничтожить музыку, национальную великую, гениальную русскую музыку, которая дала Чайковского, Мусоргского.
Это все наше, все русское! Наше родное хотят отнять!
Этого не должно быть! Мы не отдадим этого! Не можем этого отдать: петербургскую старину, старину, которая неповторима! Таких городов в мире нет, позвольте вам сказать! Мы будем защищать свой город, каждый камень защищать, защищать любимый родной Ленинград!”
Звучат “Ленинградская симфония”, Д. Д. Шостаковича и “Реквием”, В. А. Моцарта, на фоне которых демонстрируются кадры кинохроники “Блокада Ленинграда”.

II. Интеграция литературного, изобразительного и музыкального искусства.

У
: Что вы знаете о музыкальных произведениях, сопровождающих фильм?
Д: Прозвучал “Реквием” В. Моцарта, австрийского композитора – произведение для хора, солистов и симфонического оркестра.
У: Какие чувства изливает музыка Моцарта?
Д: Музыка В. Моцарта скорбит
У: “Лакримоза” В. Моцарта проникнута трепетным волнением и просветленной печалью. Какие картины рисует мощные хоры?
Д: …картины смерти и разрушений,
У:… Мощное противопоставление скорбной мольбе, трогательной жалобе! Какие контрастные образы воссоздает музыка Моцарта?
Д: Противостояние добра и зла <рисунок 6. Портрет Шостаковича>
У
: Советский композитор, Д. Д. Шостакович в своих произведениях раскрывает глобальные конфликты современности: темы войны и мира. Летом и осенью 1941 года композитор пишет “Симфонию № 7” (“Ленинградскую”). Впервые произведение прозвучало 5 марта 1942 года в городе Куйбышеве, позднее - в городе Москве.
У: Чему посвящена эта симфония?
Д: Подвигу города Ленинграда
У: Огромное значение в его произведениях имеет драматургия оркестровых тембров.
Создавая образы тех далеких трагических событий, композитор искусно использовал средства музыкальной выразительности: размашистые интонации, смелые широкие мелодические ходы, тяжелые унисоны, которые ярко передают живописные картины музыкального произведения.…
Д: ...битвы, нашествия.
У: И самая замечательная премьера состоялась в осажденном Ленинграде. Зал филармонии был полон. Истощенные люди пришли слушать музыку, посвященную им, блокадникам. Музыку эту транслировали на весь город.
К каким действиям побуждало советских воинов звучание этого композиторского творения?
Д: К стремлению разгромить противника, отбросить врага от Ленинграда.
У: Какова идея создания “Симфонии № 7”, Д. Шостаковича?
Д: Любовь к Родине, к родному городу, судьба Отечества,
У (дополняет): …повествование о минувшем, героизме, жертвенности, солдатской дружбе и о любви. Позже, в 1942 г. партитура симфонии была привезена на военном самолете в США. 19 июля этого же года произведение было исполнено в Нью-Йорке, и познакомил американскую публику с этим творением один из лучших дирижеров мира, итальянец Артуро Тосканини.
Наш соотечественник Алексей Толстой <рисунок 7>, живший в Америке, так писал о значении “Симфонии № 7”:
“Седьмая симфония возникла из совести русского народа,
принявшего без колебания смертный бой с черными силами”
А. Толстой
У:
С позиций сегодняшнего дня “Седьмая симфония” Д. Шостаковича всемирно признана как символ борьбы с фашизмом; стала музыкальным памятником военных лет; запечатлела героическую борьбу советского народа. Это произведение можно оценить, как глубоко трагический документ периода II мировой войны.
(Обращаю внимание на следующий слайд). Творческое задание “Мелодические портреты”.
Cлайд № II <“Символы-рисунки”
художников XX века >
У:
К вашему вниманию представлены работы Мстислава Добужинского, русского художника начала XX века и неизвестных нам авторов второй половины прошлого столетия, которые воплощали собственные впечатления о значимых событиях в истории нашего Отечества <рисунки1 “Набат” и 2 “Паук”> в символах - рисунках.
Творческое задание: воссоздать мелодический портрет, интонационно передавая свое миропонимание к содержанию репродукций.
У: Какая интонация преобладает в ваших мелодических вариантах?
Д: Тема плача…, моральной поддержки, напутствия, сострадания. С каким образом у вас ассоциируются эти аллегорические композиции?
Д: Паук, ассоциирующий смерть...Возможно, это портрет Гитлера в аллегорическом представлении?
У: В чем заключается сходство в языкописи произведений композиторов и художников России XX века?
Д: Тема, мысль одна, а образы произведений создаются на разных “языках” искусства
У: Какова взаимосвязь этих видов искусства?
Д: Рисунок-символ может быть иллюстрацией к музыке Д. Шостаковича
У: Аллегория смерти у Мстиславовича Валериановича Добужинского исторична, она могла быть музыкальной иллюстрацией к любому жуткому повествованию о любой стране и о любой эпохе; а “Симфония № 7”, Д. Шостаковича передает тембровыми колоритами.
Д: ... картины разрушений
У: Каждое произведение увидено и пережито воочию, наполнено драматизмом. Ольга Бергольц, соратник Д. Шостаковича, блокадница Ленинграда, так писала в своем стихотворении:
“Я говорю за всех, кто здесь погиб,
В моих строках их глухих шаги,
Их вечное и жаркое дыханье,
Я говорю за всех, кто здесь живет,
Кто проходил огонь и смерть, и лед…
Я говорю, как плоть твоя, народ,
По праву разделенного страданья”
У: Какие чувства воспеты в стихотворении?
Д: Любовь к Отечеству, народу, человечеству

III. “Музыка Великой Победы”

Учитель ведет повествование на фоне музыки композитора М. Таривердиева из к /ф “Семнадцать мгновений весны”
У: 40-е года XX века были периодом великих потрясений для народов всего мира.
У: <рисунок 3 “Прощание”>. Каждый гражданин нашего Отечества считал своим долгом встать в ряды бойцов Советской Армии… Освобождая города, солдаты видели множество страшных картин <рисунок 4>...виселицы, от которых стыла кровь в жилах. Одни узнавали, что враг замучил их отца или мать, другим стало известно, что родные угнаны в фашистские <Рисунок 5 “Саласпилс”> концлагеря. Каждый советский солдат испытывал священную ненависть к фашистам, они боролись за то, чтобы...
Д:... изгнать немецко-фашистских захватчиков с советской земли,
У: На ваш взгляд, какова была миссия советских солдат, когда они вступили на территорию соседних государств?
Д:... освобождение братских народов и уничтожение фашизма.
У: Окончена война, но воспоминания о тех страшных незабываемых событиях останутся навеки в памяти солдатской.
Учитель: Тонкое проникновение в психологию солдата, ушедшего по призыву Родины на фронт, чувствуется и в строчках “Песни об отце”, Андрея Дементьева
Учащийся читает:
Отец, расскажи мне о прошлой войне.
Прости, что прошу тебя снова и снова,
Я знаю по ранней твоей седине,
Жизнь твоя начиналась сурово.
Отец, расскажи мне о друге своем,
Мы с ним уже больше не встретимся в мае.
Я помню, как пели мы с другом вдвоем
Военные песни притихнувшей маме.
Отец, я их знаю давно наизусть,
Те песни, что стали твоею судьбою
И, если тебе в подголоски гожусь,
Давай, мы споем эти песни с тобою.
Песня-реквием “Сыны России”
(нотное приложение № 1а, б, в, г)
сл. М. Грузиновой
музыка Л. Печникова
<рисунок 7 “Руки матери”>
1. Война прошла далеким ураганом,
Жестоким смерчем стали и свинца,
Но до сих пор тревожат землю раны
И памяти о прошлом нет конца.
2. В ту пору было матери непросто
Осилить все и писем с фронта ждать,
А мальчики в шинелях не по росту
Собою заслонили землю-мать.
<рисунок 8 “Набат”>.
О тех годах, живой легендой ставших,
Хлеба в полях без устали шумят,
И каждый колос - будто голос павших,
Домой не возвратившихся солдат.
В ту пору не забыть России наших,
С войны не возвратившихся солдат.
3. В зловещем сплаве крови и металла
Набат войныф гудел и день,и ночь,
Сыны России в битве небывалой
Сумели все на свете превозмочь
Читает учитель:
4.Достойные сыны своей Отчизны,
Вам доблести в бою не занимать.
Во имя жизни и ценою жизни
Смогли вы мир священный отстоять.
5. Читает школьник:
И если над землей до горизонта
Распахнуты просторы синевы,
То это только потому, что с фронта,
Сыны России, возвращались вы...
Все:Сыны Р...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 1646

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340