Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Использование приёма персонификации для формирования исторической эмпатии: из опыта работы


Автор(ы): Емелина Надежда Васильевна, учитель истории


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В современной школе наблюдается снижение интереса у учащихся к предмету истории, с помощью приемов формирования исторической эмпатии учитель может активизировать познавательный интерес, показать ребенку, что история – это не только даты и события, но и люди, которые жили, трудились, думали. Тем самым дать возможность вчувствоваться, проникнуть в историческую эпоху.
Под исторической эмпатией понимается «способность субъекта «вчувствоваться», проникнуть в историческую эпоху. Эта способность предполагает умение воссоздать образ мыслей, переживания, настроения людей прошлого, оперировать категориями того времени, а не современными» [1, с. 61]. Возможность обучения школьников «вчуствования» в историческую эпоху объясняется тем, что эмпатия рассматривается как составная часть процесса мышления [2]. В зарубежной дидактике важность формирования эмпатии связывается с тем, что она является основой для развития исторического воображения. [3, с. 20]
Одним из приемом формирования исторической эмпатии является персонификация. В его основе - придуманный сюжет о судьбе, действиях, условиях жизни, поступках вымышленного человека. Рассказ о положении отдельного человека, его делах дает возможность понять типичные явления жизни общества. [4, с. 62]
Прием персонификация учитель может использовать на уроке при рассмотрении причин, хода, результата какого-либо исторического события, жизни и быта людей в изучаемую эпоху. На таком занятии одни ученики выступают с рассказом от имени исторической личности, задачей остальных ребят является поиск ответов на заранее поставленные учителем вопросы. Для того чтобы провести урок с использованием персонификации, требуется определенная подготовка, которую можно осуществлять в несколько этапов:
  1. Выбор инициативная группа ребят по подготовке урока (по количеству исторических сюжетов, которые планирует учитель);
  2. Распределение ролей
  3. Подготовка текста своего выступления (на основе текста учебника, исторического источника, художественной литературы
  4. Корректировка текстов выступления учителем
  5. Подготовка костюмов: на основе учебника и ресурсов Интернет, дополнительной литературы, предложенной учителем и учениками.
Для составления текста выступления учителю необходимо предложить ученику план работы над рассказом.
План:
  1. Изучи текст учебника (текст параграфа и имеющиеся исторические источники в нем), чтобы представить историческую эпоху, в которой жил герой.
  2. Выбери имя для своего героя.
  3. Определи, кем являлся твой герой (его положение в обществе, занятия).
  4. Попытайся передать настроение, переживания, мысли своего героя, его отношение к описываемым событиям.
Таким образом, использование приема персонификации на уроках истории учитель не только развивает индивидуальные способности ученика, но и нравственные потребности ребенка, предлагая ему взглянуть на исторические события глазами человека прошлого. Кроме того, применяя данный прием на уроках учитель дает возможность ученику самовыразить себя и свои лучшие качества, а значит способствует формированию социально-личностной компетенции.
Рассмотрим использование данного приема на примере урока, проведенного в 6 классе по теме «Причины крестового похода. Первый крестовый поход». Тип данного урока - урок изучения нового материала.
Целью урока являетсяпознакомить учащихся с главными событиями первого Крестового похода.
Задачи урока:
Образовательные:
  • Изучить причины организации Крестовых походов;
  • Рассмотреть ход основных событий первого Крестового похода;
  • Определить результат первого крестового похода.
Развивающие:
  • Поиск ответов на вопрос путем принятия на себя определенной социальной роли;
  • Развитие умения извлекать главное из информационного потока (выделение причин, результатов изучаемого события);
  • Применение информационного образовательного ресурса для достижения цели (работа с документом, просмотр фрагмента фильма, работа с учебной и художественной картиной, работа с картой).
Воспитательные: высказывать свое отношение к событиям первого Крестового похода.
Оборудование урока: ТСО, раздаточный материал (текст исторического источника «Письмо предводителей крестоносного рыцарства папе Урбану II», «Взятие Иерусалима»), костюмы для персонификации (папы Римского, крупного феодала, рыцаря, 2 костюма крестьянина).
Учебник: Агибалова Е.В. История Средних веков: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2007. – 272 с.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя. (4 минуты)
Учитель: Мы выяснили, что католическая церковь, став сильной и могущественной, жестоко расправлялась с теми, кто пытался поставить под сомнение ее деятельность.
В ноябре 1095 года папа Урбан II на большом соборе в Клермоне обратился к народам Запада с призывом предпринять поход в город Иерусалим. В средневековье этот город играл роль центра, был священным местом. Но еще VI веке эта страна была отобрана у Византии Арабами. Участникам похода папа обещал прощение грехов. Походовбудет организовано несколько. Они войдут в историю под названием «Крестовых», потому что участники нашивали себе на одежды кресты из красной материи. Но чтобы массы людей оставили свои дома, семьи, хозяйство и отправились в далекое и опасное путешествие, нужны были веские причины.
Итак, в начале урока нам предстоит выяснить, каковы были причины крестовых походов?
Учитель: Для того чтобы нам определить причины Крестовых походов послушаем участников событий, которые расскажут вам, почему они отправились в поход. Состав участников первого крестового похода был разнообразен: церковь, крупные феодалы, мелкие феодалы (рыцари), крестьяне.
На основе рассказов участников событий, мы будем составлять таблицу: заполним первый столбец, слушая рассказы, вы будете заполнять второй. Затем мы проверим, что у вас получилось
Участникипоходов
Их цели
Церковь

Крупные феодалы

Рыцари

Крестьяне

Учитель: Итак, перенесемся в 1095 год на большой собор в Клермон, где папа Урбан II обратился ко всем собравшимся с речью…
II. Выявление причин Крестовых походов. Выступления учеников. (6 минут)
Речь папы Урбана II в Клермоне. Да побудет души ваши к мужеству деяния ваших предков, доблесть и слава короля Карла Великого и других государей, которые разрушили царство язычников и раздвинули пределы святой церкви. Особенно же пусть побуждает вас святой Гроб Господен, которым ныне владеют нечестивые, и святые места, и святые места, которые ими подло оскверняются…Иерусалим – это пуп земли, край плодороднейший…это словно второй рай…Он стремится и жаждет освобождения, не прекращает молиться о том, чтобы вы пришли ему на выручку.
Выступление крупного феодала: Поход к Иерусалиму – это прекрасный шанс заполучить новые владения и подданных, и обогатиться за счет городов на Востоке.
Выступление рыцаря. У моего отца, рыцаря по происхождению, 10 детей. Я, младший. По нашим законам, мне достался только конь. Поэтому выступить в поход за освобождение Гроба Господня - это очень хороший шанс заполучить поместье и прекратить бродяжническую жизнь.
Выступление крестьянина: Вот уже около 30 лет наше положение очень плохое. Неурожайные годы вызывают голод. В 1086 году голод был очень сильный: приходилось, есть умерших животных, а вместо хлеба виноградные листья. В 1093 году была великая засуха, а в 1094 - пшеница так и не вызрела. И никто не освобождает нас от феодальных повинностей. Мы должны выступить в поход, может на чужбине, мы найдем счастье.
Примерный вариант ответов учащихся:
Участникипоходов
Их цели
Церковь
Освобождение гробаГосподня от неверных
Дописываем: увеличение доходов, расширение влиянияримского папы на Восток
Крупные феодалы
Захват новыхвладений и подданных;
Увеличениебогатств
Рыцари
Получениеземельных владений;
Прощение грехов
Крестьяне
Избавление оттяжелых условий жизни
Учитель: А теперь возьмите красный и синий карандаш. Красным отметьте личные причины, а синим религиозные.
Проверка задания: главным итогом данного задания должен стать вывод учащихся о том, что каждый участник похода шел по личной инициативе – с целью обогащения. Значит и церковь преследовала такие цели - далее следует в таблице, в графе церковь следует дописать: увеличение доходов, расширение влияния римского папы на Восток
III. Рассмотрение событий первого Крестового похода: поход бедняков. (8 минут)
Учитель: (по ходу рассказа необходимо показывать путь движения крестоносцев по карте, при этом можно использовать прием «оживления карты»). После призыва папы Урбана II освободить гроб Господень к Иерусалиму двинулись крестьяне. Весной 1096 года вверх по течению Рейна, а потом вниз по Дунаю потянулись нестройные ряды бедняков. Они соединялись в 5-6 отрядов, насчитывающих 60-70 тысяч человек.
Записываем в тетрадь: 1096 год – поход бедняков к Иерусалиму.
С каким настроением люди шли в бой? Об этом нам расскажет участник событий…
Выступление бедняка 1: Здесь были люди всех возрастов: старики, юноши и даже мальчики. Во главе каждого отряда был проповедник. Несмотря на то, что мы ничего не понимали в том, как вести бой. Мы подковали быков, запрягли их в тележки и, взяли с собой всю свою семью и отправились в путь…
Ответ на вопрос.
Учитель: Беднякам предстояло преодолеть огромное расстояние. Впереди некоторых отрядов шли гусь или коза, ибо считалось, что Господь проявляет свою волю через неразумных животных и приведет верующих туда, куда им надо. Подходя к каждому городу, паломники спрашивали: "Не Иерусалим ли это?"
Давайте, посмотрим на средневековую миниатюру «Беднота следует к Иерусалиму»? Как было вооружено войско?
Работа с миниатюрой «беднота следует к Иерусалиму». Учащиеся делают вывод о плохом вооружении бедняков.
Учитель: Как преодолевали этот путь толпы бедняков? Узнаем из воспоминаний одного из участников данных событий.
Выступление бедняка 2: У нас не было продовольствия, мы питались за счет населения, которое грабили. Я слышал, что в Венгерском королевстве, был уничтожен целый отряд. Но мы должны были идти… И вот мы добрались до Константинополя голодные и уставшие. Таких богатств мы еще не видели, поэтому многие принялись грабить и поджигать дома. Затем нас поспешили переправить через пролив и там…в первом же бою, мы были разбиты турками. Погибло очень много человек, если бы сложить в одну кучу, все тела погибших, то образовалась нечто вроде высокой горы.
Обсуждение: ответ на поставленные вопросы
Учитель: Итак, поход бедноты закончился неудачей. Лишь немногим удалось спасти. Почему поход бедняков имел такой ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 3009

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340