Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Интегрированный урок Традиции романтизма в литературе и музыке
Автор(ы): Иванина Алла Валерьевна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: - Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе XIX века”.
- Проследить связь двух видов искусства в эпоху романтизма.
- Исследовать музыкальные традиции романтизма в музыке на примере творчества Бетховена.
- Развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения.
- Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
- Воспитывать умение работать в исследовательских группах; культуру слова; интерес к классической литературе и музыке.
Ход урока I модуль. Проверка домашнего задания (коррекция). Вступительное слово учителя. Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока. “Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы! В XIX веке романтизм был “паролем века” и в России, и в Западной Европе. Вот о позывных этого мощного движения в искусстве мы сегодня и поведём речь. I. Тема: “Слайд 1. Традиции романтизма в литературе и музыке”. Что такое традиции? Какую роль играют традиции в культуре? (лучшее, что накоплено опытом предыдущих поколений можно назвать традицией). Какие лучшие традиции романтизма в литературе мы с вами, исследуя творчество Байрона, Пушкина и Лермонтова , смогли обозначить? Слайд 2. Таблица. Проверка домашнего задания. Диалог, в котором учащиеся должны привести примеры из художественных произведений, изученных в курсе литературы. (А.С. Пушкин “ Братья разбойники”, М.Ю. Лермонтов “ Мцыри”, Д.Г. Байрон “Корсар” и другие). Новый герой. (Конрад, Мцыри, братья разбойники) Тема взаимоотношений человека и общества (одиночество, свобода) Неудовлетворённость будничной жизнью, интерес к истории, мифологии, природе, ставшими источниками вдохновения. Наличие мира поэтической мечты. Дополните свои записи, сделанные дома ,закончите оформление левой колонки таблицы. II. Модуль. Великий романтик, писатель и композиторГофман утверждал, что там, где кончается слово, начинается музыка. О неразрывной связи этих двух видов искусства говорилось и будет говориться. Но именно в эпоху романтизма, в начале XIX века, она особенно усилилась, поэтому о традициях романтизма в литературе нельзя говорить без осмысления традиций романтизма в музыке. (Задание учащимся: продолжить записи в таблице в графе “Музыка”.) Слайд 3. Музыка (таблица). 1) Выступление исследовательской группы №1 по теме “ Романтизм в музыке”. Именно появление и расцвет синтетических видов искусства: балета, оперы, романса, оратории - воссоединили некогда утраченное единство. Интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением герою. Мотив одиночества, скитальчества, драматизм и трагизм жизни. Поэтизация далёкого прошлого, народного быта, природы. Протест против буржуазной действительности, против практицизма и рационализма, столкновение реального и идеального Великие имена композиторов - романтиков: Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Алябьев. 2) Выступление учащихся исследовательской группы №2 по теме “ Творчество Людвига Ван Бетховена ”. Слайд 4. Бетховен. Музыка: “Лунная соната”. Выступление исследовательской группы №3. - Продолжение записей в тетрадях
- Образ Бетховена – романтика вдохновил романтика – поэта XX в. Н.Заболоцкого (чтение учащимися стихотворения “Бетховен”)
В тот самый день, когда твои созвучья Преодолели сложный мир труда, Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча, Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда. И яростным охвачен вдохновеньем, В оркестрах гроз и трепете громов, Поднялся ты по облачным ступеням И прикоснулся к музыке миров. Дубравой труб и озером мелодий Ты превозмог нестройный ураган, И крикнул ты в лицо самой природе, Свой львиный лик просунув сквозь орган. И пред лицом пространства мирового Такую мысль вложил ты в этот крик, Что слово с воплем вырвалось из слова И стало музыкой, венчая львиный лик. В рогах быка опять запела лира, Пастушьей флейтой стала кость орла, И понял ты живую прелесть мира И отделил добро его от зла. И сквозь покой пространства мирового До самых звёзд прошёл девятый вал… Откройся, мысль! Стань музыкою, слово, Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал! Слайд 5. Горы. Бетховен утверждал, что “музыка должна высекать огонь из груди человеческой” ( звучит отрывок из 5 симфонии Бетховена) Каковы ваши ассоциации? Какие выразительные средства использовал композитор? Сам Бетховен говорил об этом произведении: “Так судьба стучится в дверь”. Именно герой симфонии - бунтарь, противостоящий судьбе, как лермонтовский парус. Слайд 6. Парусник. Итог урока. Домашнее задание. Конфуций утверждал, что сначала была музыка, а затем возникло слово, вернее много разных слов. Вот именно сейчас, как послесловие к услышанным произведениям Бетховена, заканчивая разговор о традициях романтизма, хотелось бы дать вам задание: создать художественные миниатюры- ассоциации на тему “Стань музыкою, слово…” Самоанализ урока в 8 классе. Учитывая, что урок планировался и проводился в 8 классе, учитывая возрастные особенности учащихся, особенности класса с развитой познавательной сферой (статус класса - лицейский), мною определено содержание урока: “Традиции романтизма в литературе и музыке”. Программа Кутузова, по которой занимается данный класс своим основным девизом. В курсе литературы 8 класса провозгласила: “Литература и традиция.” Централ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2459
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|