Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок Традиции романтизма в литературе и музыке - Преподавание музыки - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание музыки

Интегрированный урок Традиции романтизма в литературе и музыке


Автор(ы): Иванина Алла Валерьевна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели:
  1. Обобщить ЗУН учащихся по теме “Традиции романтизма в литературе XIX века”.
  2. Проследить связь двух видов искусства в эпоху романтизма.
  3. Исследовать музыкальные традиции романтизма в музыке на примере творчества Бетховена.
  4. Развивать основы монологической речи, сравнительного анализа, классификации и обобщения.
  5. Развивать ассоциативное мышление и творческие способности учащихся.
  6. Воспитывать умение работать в исследовательских группах; культуру слова; интерес к классической литературе и музыке.
Ход урока
I модуль.
Проверка домашнего задания (коррекция).

Вступительное слово учителя.
Петроград 1919 г., пламенное выступление русского поэта А.А.Блока.
Подлинный романтизм вовсе не есть только литературное течение. Он стремился стать и стал на мгновение новой формой чувствования, новым способом переживания жизни. Литературное новаторство есть лишь следствие глубокого перелома, совершившегося в душе, она помолодела, взглянула на мир по – новому, потряслась связью с ним, прониклась трепетом, тревогой, тайным жаром, чувством неизведанной дали, захлестнулась от близости к Душе Мира”. Романтизм умирал и возрождался неоднократно, его знамя в XIX веке несли лучшие поэты России, в XX подхватили поэты Серебряного века, а в XXI об этом говорим мы!
В XIX веке романтизм был “паролем века” и в России, и в Западной Европе. Вот о позывных этого мощного движения в искусстве мы сегодня и поведём речь.
I. Тема: “Слайд 1. Традиции романтизма в литературе и музыке”.
Что такое традиции? Какую роль играют традиции в культуре?
(лучшее, что накоплено опытом предыдущих поколений можно назвать традицией).
Какие лучшие традиции романтизма в литературе мы с вами, исследуя творчество Байрона, Пушкина и Лермонтова , смогли обозначить?
Слайд 2. Таблица. Проверка домашнего задания. Диалог, в котором учащиеся должны привести примеры из художественных произведений, изученных в курсе литературы. (А.С. Пушкин “ Братья разбойники”, М.Ю. Лермонтов “ Мцыри”, Д.Г. Байрон “Корсар” и другие).
Новый герой. (Конрад, Мцыри, братья разбойники)
Тема взаимоотношений человека и общества (одиночество, свобода)
Неудовлетворённость будничной жизнью, интерес к истории, мифологии, природе, ставшими источниками вдохновения.
Наличие мира поэтической мечты.
Дополните свои записи, сделанные дома ,закончите оформление левой колонки таблицы.
II. Модуль.

Великий романтик, писатель и композиторГофман утверждал, что там, где кончается слово, начинается музыка. О неразрывной связи этих двух видов искусства говорилось и будет говориться. Но именно в эпоху романтизма, в начале XIX века, она особенно усилилась, поэтому о традициях романтизма в литературе нельзя говорить без осмысления традиций романтизма в музыке.
(Задание учащимся: продолжить записи в таблице в графе “Музыка”.)
Слайд 3. Музыка (таблица).
1) Выступление исследовательской группы №1 по теме “ Романтизм в музыке”.
Именно появление и расцвет синтетических видов искусства: балета, оперы, романса, оратории - воссоединили некогда утраченное единство.
Интерес к исключительному, возвышающемуся над своим окружением герою.
Мотив одиночества, скитальчества, драматизм и трагизм жизни.
Поэтизация далёкого прошлого, народного быта, природы.
Протест против буржуазной действительности, против практицизма и рационализма, столкновение реального и идеального
Великие имена композиторов - романтиков: Бетховен, Шуберт, Шуман, Лист, Вагнер, Чайковский, Алябьев.
2) Выступление учащихся исследовательской группы №2 по теме “ Творчество Людвига Ван Бетховена ”.
Слайд 4. Бетховен.
Музыка: “Лунная соната”. Выступление исследовательской группы №3.
  • Продолжение записей в тетрадях
  • Образ Бетховена – романтика вдохновил романтика – поэта XX в. Н.Заболоцкого (чтение учащимися стихотворения “Бетховен”)
В тот самый день, когда твои созвучья
Преодолели сложный мир труда,
Свет пересилил свет, прошла сквозь тучу туча,
Гром двинулся на гром, в звезду вошла звезда.
И яростным охвачен вдохновеньем,
В оркестрах гроз и трепете громов,
Поднялся ты по облачным ступеням
И прикоснулся к музыке миров.
Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган.
И пред лицом пространства мирового
Такую мысль вложил ты в этот крик,
Что слово с воплем вырвалось из слова
И стало музыкой, венчая львиный лик.
В рогах быка опять запела лира,
Пастушьей флейтой стала кость орла,
И понял ты живую прелесть мира
И отделил добро его от зла.
И сквозь покой пространства мирового
До самых звёзд прошёл девятый вал…
Откройся, мысль! Стань музыкою, слово,
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!
Слайд 5. Горы.
Бетховен утверждал, что “музыка должна высекать огонь из груди человеческой” ( звучит отрывок из 5 симфонии Бетховена)
Каковы ваши ассоциации?
Какие выразительные средства использовал композитор?
Сам Бетховен говорил об этом произведении: “Так судьба стучится в дверь”.
Именно герой симфонии - бунтарь, противостоящий судьбе, как лермонтовский парус.
Слайд 6. Парусник.
Итог урока. Домашнее задание.
Конфуций утверждал, что сначала была музыка, а затем возникло слово, вернее много разных слов. Вот именно сейчас, как послесловие к услышанным произведениям Бетховена, заканчивая разговор о традициях романтизма, хотелось бы дать вам задание: создать художественные миниатюры- ассоциации на тему “Стань музыкою, слово…”
Самоанализ урока в 8 классе.
Учитывая, что урок планировался и проводился в 8 классе, учитывая возрастные особенности учащихся, особенности класса с развитой познавательной сферой (статус класса - лицейский), мною определено содержание урока: “Традиции романтизма в литературе и музыке”. Программа Кутузова, по которой занимается данный класс своим основным девизом. В курсе литературы 8 класса провозгласила: “Литература и традиция.”
Централ...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2459

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340