Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Комбинированный урок по истории и обществознанию на тему «Теория цивилизаций»
Автор(ы): Клабукова Татьяна Васильевна, преподаватель общественных дисциплин
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Учитель обществознания: «Сейчас мы с вами изучаем раздел «Общество», рассматриваем общество всесторонне, в том числе и его развитие. А что главное в развитии общества? Русский ученый Н. Данилевский считал, что главное в развитии общества это отличие культурно-исторических типов. То, что Данилевский называл культурно-историческими типами, английский историк А. Тойнби назвал «цивилизацией». Это тема сегодняшнего занятия. По истории вы изучили древневосточные цивилизации. И сегодня на уроке: - Вы закрепите полученные знания;
- Сформулируете понятие «цивилизация»;
- Узнаете основные признаки и этапы цивилизации.
План урока: - Понятие, признаки и развитие цивилизации.
- Цивилизации Древнего мира.
Что же такое цивилизация? Какое общество можно назвать цивилизованным, а какое нет? Что является главной отличительной чертой цивилизации? Давайте попробуем выделить одну черту при помощи кадра из художественного фильма «Гладиатор» (кадр из фильма «Гладиатор», момент начала сражения римской армии и варваров). Далее следует анализ увиденного учащимися, которые приходят к выводу: цивилизация – это историческая ступень в развитии человечества, которая началась после варварства. Учитель: «Назовите отличия жизни римлян и варварских племен». В ходе ответов учащихся акцентируется внимание на «материальной культуре»: то, что дает удобство, комфорт и делается второй вывод: цивилизация – это синоним термина «материальная культура». Учитель: «А как бы вы объяснили такие понятия: «мировая цивилизация», «цивилизованный образ жизни», «цивилизованность»?» Учащиеся в ходе ответов приходят к третьему выводу, что цивилизация – это характеристика целостности всех культур, их общечеловеческое единство. Учитель: «Но эти определения не являются достаточными. На основании каких критериев определить цивилизацию? Если мы сравниваем Древний Рим и племя варваров это не сложно. А на что опираться, говоря, например, о современных цивилизациях? За помощью обратимся к трудам Фукидида. Еще в период античности он выделил четыре признака цивилизации: - Государственность;
- Культура;
- Благосостояние населения;
- Защищенность прав».
Затем учащимся предлагается доказать, например, что Россия – это цивилизованное государство, опираясь на данные признаки. Учитель: «Цивилизации как люди, переживают все возрасты. По словам О. Шпенглера: «У каждой имеется свое детство, юность, возмужалость и старость». (Шпенглер О. – Закат Европы. Т1 М-Л, 1913, с. 119) или четыре этапа развития цивилизации: - зарождение цивилизации (бессознательный этап);
- развитие цивилизации (государственное становление);
- расцвет (пик развития);- упадок».
Учащимся предлагается изобразить развитие цивилизации схематично. Учитель: «Итак, мы рассмотрели первый вопрос – что такое цивилизация, признаки и этапы развития цивилизации. Существует несколько различных классификаций цивилизации. Много разногласий по вопросу о типологии. Одни ученые в основу различий кладут культуру, историческое развитие, другие – время возникновения и гибели, третьи – уровень развития производительных сил, характер социально-политической жизни. На уроках истории вы изучаете цивилизации в хронологическом порядке. И уже узнали много о цивилизациях Древнего Востока». Учитель истории: «Мы с вами изучили раздел «Цивилизации Древнего Востока». И сегодня закрепим знания в форме соревнования. Для этого сформируем команды (например по рядам, желательно приблизительно равное количество учащихся в команде). Затем выбираем капитанов.Соревнование будет включать в себя три этапа (таблица 1). Таблица 1 № п/п | Этапы
| 1 команда
| 2 команда
| 3 команда
| Итог
| 1
| Терминология
|
|
|
| 28-30б – отлично 16-27б – хорошо 5-15б -удовлетворительно
| 2
| Проблемные вопросы
|
|
|
| 3
| Современныецивилизации
|
|
|
| Итог
| 10б макс
| .......
| 5б макс
| ......
| 15б макс
| .......
|
| Итак, 1 этап – работа с терминами: каждая команда получает то количество терминов – какое количество учащихся в команде. Один термин объясняет один ученик, если он затрудняется ответить, право ответа переходит к другой команде. 1 балл за каждый правильный ответ. В сумме каждая команда может набрать по 10 баллов». Вопросы: Что такое: - Ирригация;
- Привилегия;
- Речные цивилизации;
- Приморские цивилизации;
- Деспотия;
- Административная система;
- Сын неба;
- Иерархия;
- Государство;
- Чиновники;
- Купцы;
- Свободные крестьяне – общинники;
- Община;
- Традиционность;
- Рабство домашнее;
- Рабство военно-пленное;
- Рабство долговое;
- Обычное право;
- Маат;
- Закон;
- Номы;
- Паришат;
- Органы первобытной демократии;
- Брахманы;
- Кшатрии;
- Вайшьи;
- Шудры;
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.22 | Просмотров: 2036
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|