Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Интегрированный урок Социализация личности. 10-й класс - Преподавание истории - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание истории

Интегрированный урок Социализация личности. 10-й класс


Автор(ы): Прокофьева Любовь Анатольевна, учитель истории и обществознания


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности.
Задачи:
  • Познакомить с процессом социализации (сущность, этапы, проблемы, значение).
  • Формировать умение применять знания из разных учебных курсов, из личного жизненного опыта для решения учебных практических заданий.
  • Способствовать формированию активной жизненной позиции.
Ключевые понятия: социализация, феральные люди, социальная изоляция, ролевое бесправие, ролевой конфликт, социальная адаптация.
Оборудование: презентация, опорные конспекты, музыкальные отрывки
Ход урока
Этап урока Обществознание Биология
Вступление.Вопрос
Вопрос
Сегодня темой нашего урока будет процесс, который А. С. Пушкин описал красивыми поэтическими строчками:
Блажен, кто смолоду был молод,
Блажен, кто вовремя созрел,
Кто постепенно жизни холод
С летами вытерпеть успел...
Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта.
Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету. Докажите, что это не так.
Нельзя социальным ролям и культурным нормам научиться по книгам.
Социальных ролей много, каждая включает много норм и правил, поэтому обучаться им приходится в реальных условиях, всю жизнь.
Чтобы убедиться в важности социализации, давайте представим нашу жизнь без нее. Как выглядел бы человек? Приведите примеры.
В литературе: Маугли Р. Киплинга
В реальной жизни: в Индии в 1940 г. были найдены две девочки -Амала полутора лет и Камала восьми лет, выросшие в стае волков. Амала прожила один год, а Камала - 10, но она так и не овладела речью, не научилась смеяться, двигалась на четвереньки.
Феральные люди - существа, выросшие в социальной изоляции и воспитанные в сообществе животных. (Термин ввел К. Линней в XVIII в., от итальянского слова фермата - остановка).
Вопрос: Как могут этот случай объяснить биологи?Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общества.
Чтобы стать человеком, необходимы определенное строение мозга, определенные условия жизни и воспитания.
Вывод В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль.Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей.
Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.
Постановка цели урока: Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Познакомимся подробнее с процессом социализации, с социальной и биологической точки зрения, пройдемся по ступеням человеческой жизни: чему обучается человек, какие проблемы возникают. Куда приведут нас эти ступени?
1.Этапы 1.1.В доиндустриальном обществе выделяли всего три этапа человеческой жизни: детство, зрелость, старость. Детство заканчивалось рано - в 13-15 лет, чаще всего с вступлением в брак. Пример:
Джульетта, меньших лет, чем ты,
Становятся в Вероне матерями,
А я тебя и раньше родила.
(У. Шекспир)
Рано наступала и старость. Пример:
Мадаме Ларина была
Довольно милая старушка.
(А Пушкин)
Сколько лет мадам Лариной?
1.2. Люди совсем недавно осознали, что каждый возраст - это особый мир. Во времена Шекспира дети во всем походили на взрослых. Только после эпохи Возрождения появились первые проблески возрастной изоляции - прически, одежда...
В XVIII веке начинают выделять юность. По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной (в 1765 году появилось изобретение Д. Уатта, а в 1762 году Ж.Ж.Руссо открыл юношу, написав книгу Эмиль).
1.3.Тинейджеры, подростки; ранний юношеский возраст.
Где вы в этой цепочке? Кто вы?
О подростках и проблемах подросткового возраста заговорили лишь в 50-е годы XX века, когда оставшийся неизвестным журналист впервые употребил в своей статье слово тинэйджер и была напечатана повесть американского писателя Д. Селинджера "Над пропастью во ржи".
Вопрос: Какие события привели к появлению тинейджеров?
Ускорился темп исторического развития, усилился разрыв поколений, обострилась проблема отцов и детей.
Демократизация общества, международное признание прав человека и прав ребенка.
Вопрос: Появление юношеского, выделения в самостоятельный этап подросткового возраста свидетельствует об удлинении взросления. Почему это происходит?
Усложнилась жизнь и деятельность человека, поэтому больше знаний передается потомству, удлиняется процесс обучения.
Увеличиваются размеры мозга, требуется больше времени, чтобы научиться им пользоваться. Одновременно сокращалось количество инстинктов, их место занимали социально приобретенные навыки.
Общий вывод: Мы определили ступени социализации: детство, тинэйджерство, юность, зрелость, старость. Отравляемся в путь по ступеням социализации, ступеням человеческой жизни; познакомимся с их содержанием.
2.1 Детство. Детство - самый важный этап первичного обучения и социализации. Все мы родом из детства (А. Экзюпери). Американский психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии личности, четыре из них приходится на детство. В этот период закладывается фундамент социализации, человеческая личность формируется на 70%. Нельзя опоздать, потерять время.Вопрос: Когда начинается детство?
Восточная притча. Молодая мать пришла к мудрецу и спросила совета, когда ей стоит начать воспитание ребенка Каков возраст вашего ребенка?- спросил мудрец Всего 3 месяца- ответила мать. Увы? Вы опоздали. Вы опоздали ровно на 3 месяца- сказал мудрец.
На второй-третьей неделе внутриутробного развития у ребенка образуются зачатки скелета, мышечная система. На восьмой неделе начинает формироваться мозг и нервная система, ребенок начинает слышать, чувствовать; а значит жить. Психологи советуют мамам разговаривать с малышом, читать сказки, включать музыку, лучше всего, Моцарта
Вопрос Вывод:
Вопрос
Вынашивание потомства - самый ранний этап социализации. Мы нередко говорим - золотая пора детства, безоблачное детство, розовое и т.д. Насколько верны такие утверждения? Сравним для этого: детский и взрослый мир, чем они отличаются друг от друга?
  • умственные способности и умение их с выгодой применять;
  • объем приобретенных знаний;
  • умение принимать решения и т.д. (продолжить список).
Ребенок не умеет жить во взрослом мире: не имеет социальных статусов и ролей, четких прав и обязанностей, не знает, что такое ответственность; плохо представляет себе, что такое социальные нормы.
Как дети усваивают социальные роли?
Дети не могут оценивать нормы, способны только их усваивать через стереотипы. Образцами для подражания является ближайшее окружение - отец и мать. Родители являются агентами первичной социализации. Народная мудрость гласит: Воспитание детей начинается с их родителей.
У детей игровое освоение мира. В какие игры играют дети? Какие из них наиболее важны? Ролевые игры: Дочки - матери, Школа. То, чему научаются в детстве, сохраняется на всю жизнь и во многом определяет ее.
Мать и дитя связаны друг с другом. Человеческий детеныш рождается самым беспомощным из всех живых существ и нуждается в тщательном уходе. Уход за детьми постепенно перерос в сложнейшую процедуру воспитания.рост, физическая сила;
обмен веществ (у детей - пластический, у взрослых - энергетический);
2.2. Вопрос
Вопрос
Юность - самый трудный период социализации. Годы юности - самые трудные годы, - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.Установите смысл слова тинэйджер? Почему этот возраст называют трудным, переходным?
Трудности подросткового возраста:
  • психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.);
  • склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов;
  • подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности;
  • формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники;
  • изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям);
  • противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Важность подросткового этапа?
Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения;
осознание своего Я происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров.
Временные рамки: 13-14, 15-17 - тинэйджер, 19- 21-23 - юноша.В пубертатном периоде - происходят важные физиологические изменения: половое созревание; интенсивный рост ( 5-8 см в год), растет масса тела (4-8 кг в год); перестраивается опорно-двигательный аппарат (увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила) и т.д. Социальная и психологическая зрелость очень часто не поспевает за зрелостью физической.
Вывод Анализ текста
Общий вывод
Ролевой диапазон тинэйджеров, по - прежнему, крайне ограничен: экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых. Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова?
Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.).
Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель. (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.).
Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы э...

ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.24 | Просмотров: 4591

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340