Главная / Методические материалы / Преподавание истории
Интегрированный урок Социализация личности. 10-й класс
Автор(ы): Прокофьева Любовь Анатольевна, учитель истории и обществознания
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цель: развивать готовность и потребность учащихся к самопознанию и самореализации своей личности. Задачи: Познакомить с процессом социализации (сущность, этапы, проблемы, значение). Формировать умение применять знания из разных учебных курсов, из личного жизненного опыта для решения учебных практических заданий. Способствовать формированию активной жизненной позиции. Ключевые понятия: социализация, феральные люди, социальная изоляция, ролевое бесправие, ролевой конфликт, социальная адаптация. Оборудование: презентация, опорные конспекты, музыкальные отрывки Ход урока Этап урока | Обществознание | Биология | Вступление.Вопрос Вопрос | Сегодня темой нашего урока будет процесс, который А. С. Пушкин описал красивыми поэтическими строчками: Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть успел... Социологи называют этот процесс социализацией личности, его переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету. Докажите, что это не так. Нельзя социальным ролям и культурным нормам научиться по книгам. Социальных ролей много, каждая включает много норм и правил, поэтому обучаться им приходится в реальных условиях, всю жизнь. Чтобы убедиться в важности социализации, давайте представим нашу жизнь без нее. Как выглядел бы человек? Приведите примеры. В литературе: Маугли Р. Киплинга В реальной жизни: в Индии в 1940 г. были найдены две девочки -Амала полутора лет и Камала восьми лет, выросшие в стае волков. Амала прожила один год, а Камала - 10, но она так и не овладела речью, не научилась смеяться, двигалась на четвереньки. Феральные люди - существа, выросшие в социальной изоляции и воспитанные в сообществе животных. (Термин ввел К. Линней в XVIII в., от итальянского слова фермата - остановка). | Вопрос: Как могут этот случай объяснить биологи?Человеческая психика не возникает без человеческих условий жизни, вне общества. Чтобы стать человеком, необходимы определенное строение мозга, определенные условия жизни и воспитания. | Вывод | В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль.Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения. | Постановка цели урока: | Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Познакомимся подробнее с процессом социализации, с социальной и биологической точки зрения, пройдемся по ступеням человеческой жизни: чему обучается человек, какие проблемы возникают. Куда приведут нас эти ступени? | 1.Этапы | 1.1.В доиндустриальном обществе выделяли всего три этапа человеческой жизни: детство, зрелость, старость. Детство заканчивалось рано - в 13-15 лет, чаще всего с вступлением в брак. Пример: Джульетта, меньших лет, чем ты, Становятся в Вероне матерями, А я тебя и раньше родила. (У. Шекспир) Рано наступала и старость. Пример: Мадаме Ларина была Довольно милая старушка. (А Пушкин) Сколько лет мадам Лариной? 1.2. Люди совсем недавно осознали, что каждый возраст - это особый мир. Во времена Шекспира дети во всем походили на взрослых. Только после эпохи Возрождения появились первые проблески возрастной изоляции - прически, одежда... В XVIII веке начинают выделять юность. По образному выражению американского ученого Ф.Масгрейва юноша был изобретен одновременно с паровой машиной (в 1765 году появилось изобретение Д. Уатта, а в 1762 году Ж.Ж.Руссо открыл юношу, написав книгу Эмиль). 1.3.Тинейджеры, подростки; ранний юношеский возраст. Где вы в этой цепочке? Кто вы? О подростках и проблемах подросткового возраста заговорили лишь в 50-е годы XX века, когда оставшийся неизвестным журналист впервые употребил в своей статье слово тинэйджер и была напечатана повесть американского писателя Д. Селинджера "Над пропастью во ржи". Вопрос: Какие события привели к появлению тинейджеров? Ускорился темп исторического развития, усилился разрыв поколений, обострилась проблема отцов и детей. Демократизация общества, международное признание прав человека и прав ребенка. Вопрос: Появление юношеского, выделения в самостоятельный этап подросткового возраста свидетельствует об удлинении взросления. Почему это происходит? Усложнилась жизнь и деятельность человека, поэтому больше знаний передается потомству, удлиняется процесс обучения. | Увеличиваются размеры мозга, требуется больше времени, чтобы научиться им пользоваться. Одновременно сокращалось количество инстинктов, их место занимали социально приобретенные навыки. | Общий вывод: | Мы определили ступени социализации: детство, тинэйджерство, юность, зрелость, старость. Отравляемся в путь по ступеням социализации, ступеням человеческой жизни; познакомимся с их содержанием. | 2.1 Детство. | Детство - самый важный этап первичного обучения и социализации. Все мы родом из детства (А. Экзюпери). Американский психолог Эрик Эриксон выделил 8 стадий в развитии личности, четыре из них приходится на детство. В этот период закладывается фундамент социализации, человеческая личность формируется на 70%. Нельзя опоздать, потерять время.Вопрос: Когда начинается детство? Восточная притча. Молодая мать пришла к мудрецу и спросила совета, когда ей стоит начать воспитание ребенка Каков возраст вашего ребенка?- спросил мудрец Всего 3 месяца- ответила мать. Увы? Вы опоздали. Вы опоздали ровно на 3 месяца- сказал мудрец. | На второй-третьей неделе внутриутробного развития у ребенка образуются зачатки скелета, мышечная система. На восьмой неделе начинает формироваться мозг и нервная система, ребенок начинает слышать, чувствовать; а значит жить. Психологи советуют мамам разговаривать с малышом, читать сказки, включать музыку, лучше всего, Моцарта | Вопрос Вывод: Вопрос | Вынашивание потомства - самый ранний этап социализации. Мы нередко говорим - золотая пора детства, безоблачное детство, розовое и т.д. Насколько верны такие утверждения? Сравним для этого: детский и взрослый мир, чем они отличаются друг от друга? - умственные способности и умение их с выгодой применять;
- объем приобретенных знаний;
- умение принимать решения и т.д. (продолжить список).
Ребенок не умеет жить во взрослом мире: не имеет социальных статусов и ролей, четких прав и обязанностей, не знает, что такое ответственность; плохо представляет себе, что такое социальные нормы. Как дети усваивают социальные роли? Дети не могут оценивать нормы, способны только их усваивать через стереотипы. Образцами для подражания является ближайшее окружение - отец и мать. Родители являются агентами первичной социализации. Народная мудрость гласит: Воспитание детей начинается с их родителей. У детей игровое освоение мира. В какие игры играют дети? Какие из них наиболее важны? Ролевые игры: Дочки - матери, Школа. То, чему научаются в детстве, сохраняется на всю жизнь и во многом определяет ее. | Мать и дитя связаны друг с другом. Человеческий детеныш рождается самым беспомощным из всех живых существ и нуждается в тщательном уходе. Уход за детьми постепенно перерос в сложнейшую процедуру воспитания.рост, физическая сила; обмен веществ (у детей - пластический, у взрослых - энергетический); | 2.2. Вопрос Вопрос | Юность - самый трудный период социализации. Годы юности - самые трудные годы, - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант.Установите смысл слова тинэйджер? Почему этот возраст называют трудным, переходным? Трудности подросткового возраста: - психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.);
- склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов;
- подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности;
- формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники;
- изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям);
- противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Важность подросткового этапа? Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; осознание своего Я происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. | Временные рамки: 13-14, 15-17 - тинэйджер, 19- 21-23 - юноша.В пубертатном периоде - происходят важные физиологические изменения: половое созревание; интенсивный рост ( 5-8 см в год), растет масса тела (4-8 кг в год); перестраивается опорно-двигательный аппарат (увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила) и т.д. Социальная и психологическая зрелость очень часто не поспевает за зрелостью физической. | Вывод Анализ текста Общий вывод | Ролевой диапазон тинэйджеров, по - прежнему, крайне ограничен: экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых. Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру. (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель. (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы э...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.24 | Просмотров: 4591
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|