Главная / Методические материалы / Преподавание математики
Спектакль для урока математики
Автор(ы): Алексеева Маргарита Михайловна, учитель математики; Черняева Марина Алексеевна, методист по математике
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В процессе прохождения курса математики учащиеся 5-6-х классов знакомятся с натуральными, целыми и рациональными числами. Одним из вариантов систематизации полученных за этот период знаний может стать постановка с учениками пьесы, в которой виды изученных чисел и их свойства представляются в игровой форме. Время, необходимое на исполнение пьесы, составляет 25-30 минут. После ее окончания учителем проводится опрос учащихся и тем, кто правильно ответит на вопросы, раздаются поощрительные жетоны. Например, за два жетона ученик получает оценку “4”, за три и более – “5”, а “актеры” получают памятные сувениры. Для постановки этой пьесы требуются минимальные декорации и костюмы. В глубине сцены должен стоять стол, на котором лежит “волшебная книга”. Имена действующих лиц написаны на табличках, находящихся у них на груди. Авторы пьесы сознательно не приводят использующиеся в пьесе плакаты, а дают только их описание для того, чтобы тот, кто захочет воспользоваться пьесой, смог бы адаптировать ее к своим условиям. Как показал опыт, постановка этой пьесы вызывает значительный интерес и активность не только среди “актеров”, но и среди зрителей, которые с энтузиазмом “зарабатывают” жетоны. В республике рациональных чисел Действующие лица: “Черта дроби”, “Знак минус” “Знак плюс” “Знак равенства” “Бесконечность” “Числитель” “Знаменатель” “Числа”: -7, 0, 1, 5, 12, 38, 174 Действие первое На сцене “Черта дроби”, стол, на нем большая книга, за столом сидят знак “Плюс” и знак “Минус”. “Черта дроби”: - Здравствуйте, дорогие друзья! Я - президент республики рациональных чисел. Зовут меня “Черта дроби”. В нашей республике случилась беда. “Тот О Ком Нельзя Говорить” заколдовал нашего премьер министра, превратив его в “Неизвестную величину”. И в республике стали исчезать числа, путаться действия, получаться странные результаты.
Вбегает “Знак равенства”. “Знак равенства”: - Помогите! Пропал знак умножения! Так глядишь, ничего не останется! Нужно что-то делать!
“Черта дроби”: - Заглянем в волшебную книгу правил! Но почему она не открывается?
Знаки “Плюс” и “Минус”: - Смотрите! Кто-то испортил священные знаки на ее обложке!
“Черта дроби”: - Нужно срочно отправляться в путешествие! Посетить области натуральных, отрицательных и дробных чисел. Исправить все ошибки, которые создал “Тот О Ком Нельзя Говорить”. Тогда восстановятся священные знаки, откроется волшебная книга, и мы освободим премьер-министра.
“Черта дроби” и знаки “Плюс”, “Минус”, “Равенства”: Знаки и “Черта дроби” отправляются в путь. Действие второе Ворота с надписью “целые числа”. Перед воротами “Единица” с палкой в руках. Появляются знаки и “Черта дроби”. “Единица”: - Никого не впущу!
- На днях впустили странника в черном плаще, и теперь в области остались всего несколько цифр и какие-то странные знаки.
Показывает плакат с клинописью. На плакате знаками вавилонской клинописи написано число 25. Знак “Плюс”: Так это ассирийско-вавилонская клинопись! Это число 25. Этот знак - десяток, а этот - единица. “Единица”: А это что еще за странные буквы? Показывает на плакат, на котором славянские буквы и титло над ними. Знак “Минус”: Так это же обозначение цифр, которыми пользовались в допетровские времена на Руси! Это три, а это тридцать. “Единица”: А это что за галочки и палочки? Показывает на плакат с римскими цифрами. “Черта дроби”: Ну, эти цифры все знают! Это же римские цифры! Знак “Равенства”: Это пять! Это десять! Это пятьдесят! Это сто! “Черта дроби”: Интересно, кто из сидящих в зале, сможет отгадать, что за числа здесь записаны и как они связаны? Дети из зала должны прочитать числа, в которых скрыто название и год основания школы. “Черта дроби”: Правильно! Это номер нашей школы, а это год ее основания. Знаки хором: Смотрите! Смотрите! Числа возвращаются! На сцену выходят число 5, число 12, число 38 и число 174. “Единица”: Теперь я вижу, что вы наши друзья, а не враги! “Число 5”: Вы нас спасли! “Число 12” Вы благородны! “Число 38” Мы вас очень благодарим! “Число 174” - А чтобы выразить нашу благодарность, мы вам немного о себе расскажем.
“Число 5”: Итак. Натуральные числа бывают четными и нечетными. Интересно ребята знают, как отличить одних от других? Дети в зале должны сказать, как отличить четные числа от нечетных. “Число 5”: Правильно! Четные числа делятся нацело на два, а нечетные нет. “Число 12”: А еще они бывают простые и составные. Кто из шестиклассников может ответить на этот вопрос? Дети из зала отвечают. “Число 12”: Правильно! Простые числа делятся только на единицу и на само себя, а составные могут иметь и другие делители. “Единица”: - А я натуральное число, которое ни простое ни составное, сама по себе Единица!
“Число 38”: А еще натуральные числа бывают треугольными, квадратными. Показывает на плакат, на котором изображено несколько треугольных и квадратных чисел. - Попробуйте найти еще несколько таких чисел.
Дети в зале называют еще числа. “Число 38”: Молодцы! “Число 174”: А кто нибудь знает, какие числа совершенные? Делает паузу, ждет ответа и продолжает. - Правильно, это те, у которых сумма делителей равна самому числу. Например, 6 и 28.
“Число 5”: У натуральных чисел много интересных свойств. Используя их можно показывать фокусы. Показывает на плакат, на котором описаны действия. - Возьмем число 2519, и расставим его цифры сначала в порядке убывания, а потом возрастания: 9521 и 1259. Из большего числа вычтем меньшее. 9521-1259=8262. С полученным числом проделаем тоже самое: 8622-2268=6354. Еще несколько таких шагов: 6543-3456-3087.8730-0378=8352. 8532-2358=6174.7641-1467=6174. Итак, поздравляю, мы зациклились.
“Число 38”: Может дело в том, что так подобрано исходное число. “Число 5”: Можете потренироваться дома, после не более чем семи шагов получится это же число 6174. “Знак Равенства”: Смотрите! На книгу вернулся первый священный знак. Это буква N. Запомните, так обозначают натуральные числа! “Знак Плюс”: Натуральные числа это те, которые получены в результате счета предметов. “Единица”: Самое маленькое натуральное число это я – единица! “Черта дроби”: Прощайте, нам надо спешить в область отрицательных чисел. Собирают вещи и уходят. Действие третье Ворота, на них надпись: “Целые отрицательные числа”. “Минус семь”: Проходите! Проходите! К нам только что пришло СМС от наших братьев-близнецов натуральных чисел! Мы надеемся, что вы и нам поможете! “Знак минус”: А что у вас случилось? “Минус семь”: “Тот О Ком Нельзя Говорить” хотел захватить власть в нашей области. Он перепутал все числа и наделал ошибок в примерах. Помогите нам исправить ошибки и расставьте нас по местам. На плакате неправильно решены примеры на сложение и умножение отрицательных и положительных чисел. Дети из зала исправляют ошибки. Вбегает “Ноль”. “Ноль”: Ошибки вы исправили! А вот по местам вы никого не расставите! Потому, что я сейчас улечу на Марс! А без меня расставить отрицательные числа невозможно! “Черта дроби”: Ловите его, ловите! Знаки бросаются вдогонку и ловят “Ноль”. Знак “Плюс”: Смотрите, ведь это ноль! “Знак Равенства”: Что с тобой случилось? Ты всегда был таким веселым и жизнерадостным? “Ноль”: Недавно один ученик назвал меня пустым местом, сказал, что я никому не нужен. Вот я и обиделся. Знак “Минус”: Не обижайся, наверно он не знал твоей истории. “Ноль”: Впервые я был придуман вавилонянами примерно две тысячи лет тому назад. Но они применяли меня лишь для обозначения пропущенных разрядов. Писать меня в конце записи числа они не догадались. Обычно считают, что применять меня в десятичной системе счисления первыми додумались индийцы. Индийцы очень обрадовались такой возможности, и в их легендах есть повествование о битвах, в которых участвовало такое количество обезьян, что для его обозначения надо было написать после единицы еще 23 нуля! “Знак Равенства”: Столько обезьян не поместится во всей солнечной системе! “Черта дроби”: Да, ноль очень важная цифра! “Ноль”: Спасибо, что вы это поняли! А теперь расставьте числа по местам, ребята! Дети из зала расставляют на числовой прямой числа. “Ноль”: “Минус семь”: - А хотите знать, кто придумал отрицательные числа!
После одобрительных выкриков из зала. - Положительные и отрицательные числа служат для описания изменений вели...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1413
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|