Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Спектакль для урока математики - Преподавание математики - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание математики

Спектакль для урока математики


Автор(ы): Алексеева Маргарита Михайловна, учитель математики; Черняева Марина Алексеевна, методист по математике


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
В процессе прохождения курса математики учащиеся 5-6-х классов знакомятся с натуральными, целыми и рациональными числами. Одним из вариантов систематизации полученных за этот период знаний может стать постановка с учениками пьесы, в которой виды изученных чисел и их свойства представляются в игровой форме.
Время, необходимое на исполнение пьесы, составляет 25-30 минут. После ее окончания учителем проводится опрос учащихся и тем, кто правильно ответит на вопросы, раздаются поощрительные жетоны. Например, за два жетона ученик получает оценку “4”, за три и более – “5”, а “актеры” получают памятные сувениры.
Для постановки этой пьесы требуются минимальные декорации и костюмы. В глубине сцены должен стоять стол, на котором лежит “волшебная книга”. Имена действующих лиц написаны на табличках, находящихся у них на груди.
Авторы пьесы сознательно не приводят использующиеся в пьесе плакаты, а дают только их описание для того, чтобы тот, кто захочет воспользоваться пьесой, смог бы адаптировать ее к своим условиям.
Как показал опыт, постановка этой пьесы вызывает значительный интерес и активность не только среди “актеров”, но и среди зрителей, которые с энтузиазмом “зарабатывают” жетоны.

В республике рациональных чисел

Действующие лица:
  • “Черта дроби”,
  • “Знак минус”
  • “Знак плюс”
  • “Знак равенства”
  • “Бесконечность”
  • “Числитель”
  • “Знаменатель”
  • “Числа”: -7, 0, 1, 5, 12, 38, 174
Действие первое
На сцене “Черта дроби”, стол, на нем большая книга, за столом сидят знак “Плюс” и знак “Минус”.
“Черта дроби”:
    • Здравствуйте, дорогие друзья! Я - президент республики рациональных чисел. Зовут меня “Черта дроби”. В нашей республике случилась беда. “Тот О Ком Нельзя Говорить” заколдовал нашего премьер министра, превратив его в “Неизвестную величину”. И в республике стали исчезать числа, путаться действия, получаться странные результаты.
Вбегает “Знак равенства”.
“Знак равенства”:
    • Помогите! Пропал знак умножения! Так глядишь, ничего не останется! Нужно что-то делать!
“Черта дроби”:
    • Заглянем в волшебную книгу правил! Но почему она не открывается?
Знаки “Плюс” и “Минус”:
    • Смотрите! Кто-то испортил священные знаки на ее обложке!
“Черта дроби”:
    • Нужно срочно отправляться в путешествие! Посетить области натуральных, отрицательных и дробных чисел. Исправить все ошибки, которые создал “Тот О Ком Нельзя Говорить”. Тогда восстановятся священные знаки, откроется волшебная книга, и мы освободим премьер-министра.
“Черта дроби” и знаки “Плюс”, “Минус”, “Равенства”:
    • В путь!
Знаки и “Черта дроби” отправляются в путь.
Действие второе
Ворота с надписью “целые числа”. Перед воротами “Единица” с палкой в руках. Появляются знаки и “Черта дроби”.
“Единица”:
    • Никого не впущу!
    • На днях впустили странника в черном плаще, и теперь в области остались всего несколько цифр и какие-то странные знаки.
Показывает плакат с клинописью.
На плакате знаками вавилонской клинописи написано число 25.

Знак “Плюс”:
    • Так это ассирийско-вавилонская клинопись! Это число 25. Этот знак - десяток, а этот - единица.
“Единица”:
    • А это что еще за странные буквы?
Показывает на плакат, на котором славянские буквы и титло над ними.
Знак “Минус”:
    • Так это же обозначение цифр, которыми пользовались в допетровские времена на Руси! Это три, а это тридцать.
“Единица”:
    • А это что за галочки и палочки?
Показывает на плакат с римскими цифрами.
“Черта дроби”:
    • Ну, эти цифры все знают! Это же римские цифры!
Знак “Равенства”:
    • Это пять! Это десять! Это пятьдесят! Это сто!
“Черта дроби”:
    • Интересно, кто из сидящих в зале, сможет отгадать, что за числа здесь записаны и как они связаны?
Дети из зала должны прочитать числа, в которых скрыто название и год основания школы.
“Черта дроби”:
    • Правильно! Это номер нашей школы, а это год ее основания.
Знаки хором:
    • Смотрите! Смотрите! Числа возвращаются!
На сцену выходят число 5, число 12, число 38 и число 174.
“Единица”:
    • Теперь я вижу, что вы наши друзья, а не враги!
“Число 5”:
    • Вы нас спасли!
“Число 12”
    • Вы благородны!
“Число 38”
    • Мы вас очень благодарим!
“Число 174”
    • А чтобы выразить нашу благодарность, мы вам немного о себе расскажем.
“Число 5”:
    • Итак. Натуральные числа бывают четными и нечетными. Интересно ребята знают, как отличить одних от других?
Дети в зале должны сказать, как отличить четные числа от нечетных.
“Число 5”:
    • Правильно! Четные числа делятся нацело на два, а нечетные нет.
“Число 12”:
    • А еще они бывают простые и составные. Кто из шестиклассников может ответить на этот вопрос?
Дети из зала отвечают.
“Число 12”:
    • Правильно! Простые числа делятся только на единицу и на само себя, а составные могут иметь и другие делители.
“Единица”:
    • А я натуральное число, которое ни простое ни составное, сама по себе Единица!
“Число 38”:
    • А еще натуральные числа бывают треугольными, квадратными.
Показывает на плакат, на котором изображено несколько треугольных и квадратных чисел.
    • Попробуйте найти еще несколько таких чисел.
Дети в зале называют еще числа.
“Число 38”:
    • Молодцы!
“Число 174”:
    • А кто нибудь знает, какие числа совершенные?
Делает паузу, ждет ответа и продолжает.
    • Правильно, это те, у которых сумма делителей равна самому числу. Например, 6 и 28.
“Число 5”:
    • У натуральных чисел много интересных свойств. Используя их можно показывать фокусы.
Показывает на плакат, на котором описаны действия.
    • Возьмем число 2519, и расставим его цифры сначала в порядке убывания, а потом возрастания: 9521 и 1259. Из большего числа вычтем меньшее. 9521-1259=8262. С полученным числом проделаем тоже самое: 8622-2268=6354. Еще несколько таких шагов: 6543-3456-3087.8730-0378=8352. 8532-2358=6174.7641-1467=6174. Итак, поздравляю, мы зациклились.
“Число 38”:
    • Может дело в том, что так подобрано исходное число.
“Число 5”:
    • Можете потренироваться дома, после не более чем семи шагов получится это же число 6174.
“Знак Равенства”:
    • Смотрите! На книгу вернулся первый священный знак. Это буква N. Запомните, так обозначают натуральные числа!
“Знак Плюс”:
    • Натуральные числа это те, которые получены в результате счета предметов.
“Единица”:
    • Самое маленькое натуральное число это я – единица!
“Черта дроби”:
    • Прощайте, нам надо спешить в область отрицательных чисел.
Собирают вещи и уходят.
Действие третье
Ворота, на них надпись: “Целые отрицательные числа”.
“Минус семь”:
    • Проходите! Проходите! К нам только что пришло СМС от наших братьев-близнецов натуральных чисел! Мы надеемся, что вы и нам поможете!
“Знак минус”:
    • А что у вас случилось?
“Минус семь”:
    • “Тот О Ком Нельзя Говорить” хотел захватить власть в нашей области. Он перепутал все числа и наделал ошибок в примерах. Помогите нам исправить ошибки и расставьте нас по местам.
На плакате неправильно решены примеры на сложение и умножение отрицательных и положительных чисел.
Дети из зала исправляют ошибки.
Вбегает “Ноль”.
“Ноль”:
    • Ошибки вы исправили! А вот по местам вы никого не расставите! Потому, что я сейчас улечу на Марс! А без меня расставить отрицательные числа невозможно!
“Черта дроби”:
    • Ловите его, ловите!
Знаки бросаются вдогонку и ловят “Ноль”.
Знак “Плюс”:
    • Смотрите, ведь это ноль!
“Знак Равенства”:
    • Что с тобой случилось? Ты всегда был таким веселым и жизнерадостным?
“Ноль”:
    • Недавно один ученик назвал меня пустым местом, сказал, что я никому не нужен. Вот я и обиделся.
Знак “Минус”:
    • Не обижайся, наверно он не знал твоей истории.
“Ноль”:
    • Впервые я был придуман вавилонянами примерно две тысячи лет тому назад. Но они применяли меня лишь для обозначения пропущенных разрядов. Писать меня в конце записи числа они не догадались. Обычно считают, что применять меня в десятичной системе счисления первыми додумались индийцы.
      Индийцы очень обрадовались такой возможности, и в их легендах есть повествование о битвах, в которых участвовало такое количество обезьян, что для его обозначения надо было написать после единицы еще 23 нуля!
“Знак Равенства”:
    • Столько обезьян не поместится во всей солнечной системе!
“Черта дроби”:
    • Да, ноль очень важная цифра!
“Ноль”:
    • Спасибо, что вы это поняли!
А теперь расставьте числа по местам, ребята!
Дети из зала расставляют на числовой прямой числа.
“Ноль”:
    • Спасибо!
“Минус семь”:
    • А хотите знать, кто придумал отрицательные числа!
После одобрительных выкриков из зала.
    • Положительные и отрицательные числа служат для описания изменений вели...

      ВНИМАНИЕ!
      Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

      Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

      Ваш id: Пароль:

      РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 1413

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340