Главная / Методические материалы / Преподавание музыки
Музыкальный тайник В мире музыкальных инструментов
Автор(ы): Смокотина Елена Владимировна, учитель географии
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Для проведения мероприятия необходимо: 1. рисунки с изображением музыкальных инструментов, портреты Страдивари и Андреева; 2. стихотворения о музыкальных инструментах; 3. музыкальные произведения, видео со звучанием отгаданных инструментов. Ведущий. С незапамятных времен и до сегодняшних дней человека сопровождает музыка, песня, а значит, и музыкальные инструменты. В древности музыкальное искусство глубоко почиталось. В Шумере и Вавилоне в честь музыкальных инструментов совершались жертвоприношения. В Древней Греции богов, как правило, изображали с музыкальными инструментами в руках. Волшебная сила музыки воспевалась в преданиях и мифах. Так, древние греки сложили миф о певце Орфее. Там, где не спасали стрела и меч, не помогали сила и мужество, песня Орфея делала чудеса. Когда он брал в руки кифару и пел под мелодичный звон ее струн, ветер переставал колыхать листву, далекие скалы двигались навстречу песне, море замирало, дикие звери выбирались из своих логовищ и смиренно шли за удивительным певцом, замороженные чудом из чудес – музыкой. Люди древности видели в музыке волшебную, магическую силу и потому приписывали создание музыкальных инструментов богам. Ученик. Однажды, как повествует древняя легенда, бог лесов Пан повстречал прекрасную деву Сирингу и влюбился в нее с первого взгляда. Пан, голова которого была увенчана рожками, а ноги были с копытцами, не понравился Сиринге. И она бросилась от него прочь. Пан помчался за ней и почти настиг на берегу Реки. Но Сиринга обратилась к Реке с мольбой, чтобы та укрыла ее от козлоногого Пана. Вняла Река мольбе Сиринги и превратила ее в тростник. Печальный Пан вырезал из тростника певучую свирель и с тех пор не расставался с ней… Ведущий. Из панциря черепахи сконструировал лиру младенец Гермес, будущий бог скотоводства, покровитель пастухов… Флейту изобрела воинственная богиня Афина… Так рассказывают о возникновении музыки и музыкальных инструментов древнегреческие мифы. Ученик. Это было не помню когда. Человек пас на поле стада, Зверя дикого, птицу бил, Сеял хлеб и рыбу ловил. Он поблизости жил от воды, Собирал лесные плоды И одежду из шкур носил, Свой костер ни на миг не гасил, И когда сидел у огня После долгого трудного дня, То всегда напевал одно: “Онна-но! Онна-но! Онна-но!” Шел однажды он вдоль реки, У которой росли тростники, И прямой тростниковый побег В руки бережно взял человек. Он тростинку держал в руках – Вольный ветер свистел в тростниках, Он поймал ветра свист на лету И тростинку поднес ко рту… А потом сидел у огня После долгого трудного дня И играл на тростинке одно: “Онна-но! Онна-но! Онна-но!” Шел он как-то за зверем на луг, Нес в руке крутосогнутый лук, И направлена в зверя была Остроточенная стрела. Отпустил человек тетиву- Мертвый зверь упал на траву, Было слышно, как пела едва, Чуть звенела в тиши тетива. А потом сидел у огня После долгого трудного дня И звенел тетивою одно: “Онна-но! Онна-но! Онна-но!” Шел он лесом сквозь бурелом. В ствол поваленный с круглым дуплом Человек застучал что есть сил- Гул рокочущий тьму огласил. И тогда человек у бревна Середину прожег до дна, И прикрыл пустоту ствола Он упругою кожей вола, А потом сидел у огня После долгого трудного дня И стучал в барабан свой одно: “Онна-но! Онна-но! Онна-но!” Проходил за веком век, И могучим стал человек: Он построил себе города, Ему небо, земля и вода Покорились, он к солнцу взлетел,- Но всегда, среди всех трудных дел Слышал пение струнных своих, И ударных своих, и своих духовых,- Песню ветра, воды и огня, Песню ночи и песню дня,- Эй, все вместе споем заодно: “Онна-но! Онна-но! Онна-но!" Ведущий. У каждого народа есть свои легенды о появлении этого музыкального инструмента. Греки приписывают ее изобретение то младенцу Гермесу, то самому покровителю искусств солнцеликому Аполлону. Ученик. Бог Гермес, когда был еще младенцем, похитил у своего старшего брата Аполлона коров. Из их кишок он сделал струны, а потом, поймав черепаху, натянул струны на черепаший панцирь. Аполлон рассердился на Гермеса. Гермес, чтобы помириться с братом, подарил ему этот удивительно сладкозвучный инструмент. Голос ее так понравился Аполлону, что он сменил гнев на милость, и вскоре она стала его любимым музыкальным инструментом. Вопрос: О каком музыкальном инструменте говорится в легенде? ЛИРА (Рисунок с изображением инструмента) Ведущий. Если вы внимательно слушали легенду, то, наверное, заметили, что струны лиры натянуты. Натянутую струну можно заставить звучать, а вот панцирь черепахи зачем? Дело в том, что струны сами по себе звучат слабо, а панцирь усиливает их звучание. Черепаший панцирь – это корпус лиры. По-другому он называется - резонансный ящик, ему передаются колебания струн. Он усиливает звуки и делает их красивее. Ученик. А вот легенда о поэте и певце Арионе. На состязании кифаристов Арион одержал победу и был награжден драгоценным призом. Но морские разбойники задумали отобрать его у певца. Выйдя в море, они хотели убить Ариона, чтобы завладеть ценной добычей. Неизбежная гибель Ариона. Но он просит напоследок у разбойников, чтобы они разрешили ему спеть. И так замечательно пел Арион, что смягчились даже сердца жестоких разбойников. Закончил песню Арион и бросился в морскую пучину. Но не успел он погрузиться в воду, как его подхватили очарованные его музыкой дельфины. Они не дали утонуть великому певцу. Посадив Ариона к себе на спины, дельфины доставили его на берег. Вопрос: Каким драгоценным призом был награжден Арион? АРФА (Рисунок инструмента, можно использовать видео, со звучанием арфы) Ученик. Арфа – древнеегипетский инструмент. В Древнем Египте на арфе играли и в убогой хижине, и во дворце фараона, и в роскошных храмах. В храмах арфы были такие большие, что жрецы могли играть на них только стоя. Струны древних арф делали из жилок или волокон пальмового листа. В некоторых восточных странах на арфах разрешалось играть только мужчинам, а в некоторых она, как в наши дни, считалась исключительно женским инструментом. Особыми законами устанавливалось, сколько струн должно быть у арфы бедняка, а сколько у господина. Арфа простолюдина не могла быть больше арфы вельможи. В Ирландии, например, за повреждение руки арфиста виновный должен был заплатить штраф в четыре раза больший, чем за повреждение руки любого другого человека. Когда из голубого шарфа Вечерних, медленных теней, Твоя мечтательная арфа Вдруг запоет о вихре дней. О бурях неги, взлетах страсти, О пламенеющих сердцах, Я весь в ее волшебной власти, В ее ласкающих струях. Мне кажется, что эти звуки На волю выведут меня. Из праздной скуки,, душной муки Ушедшего бесплодья дня. С. Городецкий Ведущий. Давние предки этого инструмента появились на свет в далеких восточных странах. Один из ее древнейших предшественников – раванастр, который можно услышать и в наши дни. На нем играют народные музыканты Индии и острова Шри-Ланка (Цейлон). Маленький барабанчик в роли резонатора, длинная деревянная шейка, к которой прижимаются одна или две струны из шелка или жилки, лукообразный смычок – вот вам и раванастр, изобретение десятиглавого бога-дракона Раваны, как гласит древняя легенда. Этот инструмент титулован за высокие музыкальные совершенства: прежде всего удивительно живой, трепетный звук, не уступающий в гибкости и выразительности человеческому пению. Только у нее пение может быть бесконечным, беспрерывным. Она не уступит роялю в виртуозности, а в разнообразном “произношении” звуков ей попросту нет равных. Это самый “говорящий”, самый выразительный по звучанию инструмент. Вопрос: Как называется этот инструмент? СКРИПКА (Звучит скрипка) Движенья плавные смычка Приводят в трепет струны, Мотив звучит издалека, Поет про вечер лунный. Как ясен звуков перелив, В них радость и улыбка, Звучит мечтательный мотив. Я называюсь скрипка. В ее голосе слышится и человеческая радость, и человеческая боль. За искренность скрипку поняли и полюбили тысячи людей. Ученик. Было это давным-давно, более трехсот лет назад. Знаменитый скрипичный мастер Николо Амати подобрал на одной из улиц итальянского города Кремона мальчишку, который не знал, куда ему деваться. Свирепая болезнь чума, от которой когда-то вымирали целые деревни и города, погубила родных бездомного мальчишки. Амати привел...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2283
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|