Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Урок-конференция по вопросам развития, размещения и проблемам транспорта в России - Преподавание географии - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Преподавание географии

Урок-конференция по вопросам развития, размещения и проблемам транспорта в России


Автор(ы): Зверева Галина Васильевна, учитель


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Тип урока: урок новых знаний.
Формы организации учебной деятельности: групповая работа, ролевая игра, практикум.
Цели урока
образовательные:
  • сформировать представление об истории развития транспортного комплекса в России;
  • познакомить учащихся с основными показателями работы транспорта;
  • формировать знания об экономических понятиях “грузооборот”, “пассажирооборот”;
  • ознакомить с историей становления и развития транспорта в Пензенском крае.
развивающие:
  • способствовать формированию экономического мировоззрения и информационной культуры;
  • продолжить работу по формированию умений проводить научное исследование по выбранной теме, участвовать в проектной деятельности, вести публичное выступление;
  • развивать картографическую грамотность;
  • способствовать развитию логического мышления, умений самостоятельной деятельности и применению знаний в нестандартных ситуациях.
воспитательные:
  • развивать коммуникативные умения и навыки;
  • формировать бережное отношение к природе, любовь к родному городу, краю;
  • способствовать личностному восприятию общечеловеческих норм и образцов как ценностей.
Оснащение на уроке:
  • настенная экономическая карта России;
  • настенная карта транспорта России;
  • настенная экономическая карта Пензенской области;
  • атласы, рабочие тетради для практических работ с комплектом контурных карт (под ред. В. И. Сиротина), карточки с творческим заданием;
  • фотографии транспортных средств Пензы разных лет (из фондов школьного музея);
  • мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран).
Основные этапы урока:
  1. История развития транспорта в России, его роль в экономике страны.
  2. Экономические показатели разных видов транспорта.
  3. Важнейшие транспортные пути.
  4. Крупнейшие транспортные узлы.
  5. Проблемы и перспективы развития транспорта в России.
  6. Транспортная система в родном крае.
Тема урока охватывает достаточно большой по объёму материал и требует дополнительной самостоятельной подготовки. Поэтому была использована групповая форма работы учащихся. Каждая группа (секция) работает по одному из основных видов транспорта: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт.
Каждой секции предлагается дополнительная литература, картографический материал и практические задания.
Во время урока используется мультимедийное сопровождение в форме презентации PowerPoint: таблицы, фотографии, задания для практикума.
Ход урока
Учитель.
Огромные просторы России, удалённость обширных её частей друг от друга, от мировых путей требуют развития и эффективной работы в стране разветвлённой транспортной системы. Это также необходимо, чтобы преодолеть пространственный разрыв между российскими территориями, которые богаты ресурсами, и территориями с разной концентрацией населения. Не зря многие специалисты называют транспорт “кровеносной системой мирового хозяйства”.
Сегодня мы проводим конференцию по вопросам развития, размещения и проблем транспорта в России. Работа будет идти по трём секциям: железнодорожного, автомобильного и водного транспорта. Кроме того, на нашей конференции работают специалисты проектной лаборатории, которые разработали проект транспортно-туристической карты нашей области с описанием маршрутов и обоснованием использования разных видов транспорта. Эксперты оценивают работу секций и поводят итоги конференции.
В каждой секции есть разделение по видам деятельности:
- историки знакомят с историей развития транспорта в России, его ролью в экономике страны;
- экономисты дают характеристику экономических показателей видов транспорта;
- картографы показывают размещение по территории России важнейших транспортных путей и крупнейших транспортных узлов;
- экологи предупреждают о вредном влиянии транспорта на природу и предлагают пути её сохранения;
- краеведы рассказывают о транспорте Пензенского края.
В ходе урока каждая секция выполняет практические задания.
Заполните таблицу “Характеристика основных видов транспорта”
Основные показатели Виды транспорта
Железнодорожный Автомобильный Морской Речной
Общая протяженность дорог, тыс.км
Грузооборот, т/км
Пассажирооборот, пас/км
Средняя скорость перевозок, км/ч
Крупные транспортные центры
Воздействие на природу, примеры
Развитие в Пензенской области
Примечания
Обозначьте в к/к России важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали, крупные транспортные узлы и морские порты.
Краеведческий материал.
Секция железнодорожного транспорта
.
В книге “Пензенская Губерния” [9], изданной в 1895 г., автор Кузьмин так описывает железные дороги нашего края: “… по южной части Пензенской губернии проходит Сызрано-Вяземская железная дорога … в северной части, на протяжении 180 вёрст проходит Московско-Казанская железная дорога … Движение по Сызрано-Вяземской дороге в пределах губернии открыто в 1874 году. По железной дороге ездят люди, перевозятся товары и скот, пересылаются письма и газеты. Движение поездов распределяется по петербургскому времени (в те годы Пензенская губерния находилась на 1 час ранее Петербурга) ...”
В наше время Пензенское отделение Куйбышевской железной дороги обслуживает население и хозяйство не хуже столичных [11]. В 1987 г. в районе Ахун открыта детская железная дорога, в 1990 г. открыто движение первого в стране туристического фирменного пригородного поезда “Тарханы”.
Секция автомобильного транспорта.
Появление в Пензе первого автомобиля в 10-е годы XX века, на пересечении улиц Московской и Рождественской (ныне Горького) вызвало настоящую сенсацию [5].
Вот как это происходило: …(показ краеведческой сценки)
1 газетчик:
Внимание! Только в нашей газете!..
2 газетчик: Читайте “Пензенские Губернские Ведомости”!!
3 газетчик: Сенсация! Не пропустите!!
Зачитывают отрывки из газет.
...


ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.11.26 | Просмотров: 1298

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340