Notice: Undefined variable: title in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 165
Программа литературно-краеведческого клуба Северное слово - Внеклассная работа - Методические материалы для преподавателей, учителей, педагогов

Notice: Undefined variable: reklama2 in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 252

Главная / Методические материалы / Внеклассная работа

Программа литературно-краеведческого клуба Северное слово


Автор(ы): Дурапова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы


Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа.
Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью.
Литературно-краеведческие занятия, при условии их правильной организации, могут быть одним из звеньев воспитательной работы с классом.
Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”.
Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны.
Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании.
Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы.
Основой для разработки данной программы послужили идеи Л. С. Скепнер.
В программе клуба три ступени, каждая из которых соответствует году обучения: I – 7 класс, II – 8 класс, III – 9 класс.
Для каждого класса подобраны такие произведения северных писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и перекликаются с программой по литературе (под редакцией А. Г. Кутузова), по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями на факультативе дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края.
Цель работы литературно-краеведческого клуба
Воспитывать учащихся грамотными людьми, пламенными патриотами, любящими отчизну и родной край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться об ее приумножении; способными творчески и радостно трудиться; преданными родному дому, родителям, семьей.
Задачи:
  1. Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.
  2. Расширять литературный кругозор учащихся, развивать интерес к литературе прошлого и наших дней, формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
  3. Воспитывать через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.
Структура клуба:
Литературно-краеведческий клуб включает в себя следующие формы работы:
  • Уроки литературы;
  • Факультатив по литературному краеведению;
  • Тематические классные часы, посвященные краеведческому материалу;
  • Различные внеклассные мероприятия (посещение краеведческого музея, экскурсии, поездки и т.д.)
Планирование на 2004 – 2005 учебный год
Уроки литературы Факультатив Классные часы Другое
Сентябрь
Былины. Причины их сохранения на русском Севере Вводное занятие. – 1 ч.Северный фольклор. – 1 ч.
Творчество Пэли Пунуха. Жизнь ненецкого народа в произведениях писателя. – 2 ч.
Октябрь
Духовная литература жития Пэля Пунух. “Новоземельские будни”.Стихи ненецких поэтов В.Н.Ледков А.И.Пичков, П.Я.Явтысый. – 1ч.
Жития северных святых. Житие Лонга Коряжемского. – 1ч.
Протопоп Аввакум в северной ссылке “Житие протопопа Аввакума”. - 1 ч.
“Откуда есть пошло имя поморское…”

Иконопись. Северная икона.
125 лет со дня рождения С.Писахова
Экскурсия в храм г.Коряжмы (100лет)
Ноябрь
Бестужев-Марлинский “Мореход Никитин” Пустозерское сидение Протопопа Аввакума. – 1 ч.Д.А.Кокорина. “Легенда об Аввакуме” (гл. из кн. “Деревня моя, очень древняя – дальняя”) – 1 ч.
Ф.Абрамов. “Из колена Аввакумова”. - 1 ч.
Путешествие на Острова Соловецкие (заочная экскурсия)

История Северного костюма.
Экскурсия по Вилегодскому району
Декабрь
Ф.Абрамов. “Собачья гордость” - 1 ч.Ф.Абрамов. “Потомок Джима” - 1 ч.
Ф.Абрамов. “Жила – была сёмужка” - 2 ч.
Умельцы русского севера (народные промыслы) Посещение краеведческого музея
Январь
Ю.Казаков. “Тэдди” - 2 ч.Ю.Казаков. “Тихое утро” - 1 ч.
Февраль
Человек и природа в литературе М.Пришвин. Путешествия по северу - 1 ч.М.Пришвин. “За волшебным колобком” - 2 ч.
Литературная игра, посвященная 85-летию со дня рождения Ф.Абрамова
Наш край в годы Великой Отечественной войны Посещение краеведческого музея
Март
Образы животных в произведениях М.Пришвина, В.Белова, Ю.Казакова, Ф.Абрамова – 1 ч. Е.Ф.Богданов “Ожерелье Иомалы”. - 1 ч.
Е.Ф.Богданов “Вьюга”. - 1 ч.
Поморы о Петре Великом. – 1 ч
Эта далекая, таинственная древность (из истории культуры Архангельского севера)
Апрель
Ю.Герман “Россия молодая” Образы поморов. - 2 ч. Каверин. “Два капитана”. Север в романе. – 1 ч.
Великая Отечественная война в романе. – 1ч.
Подготовка и проведение праздника – отчета о работе литературно-краеведческого клуба “Северное слово”
Май
Лирика. Анализ лирического стихотворения В.Плотников. “Сквозь упругое время”. Лирика. – 2 ч. Заключительный урок – отзыв о работе клуба.
Планирование на 2005 – 2006 учебный год


Уроки литературы Клуб “Северное слово” Классные часы Другое
сентябрь
Фольклорные традиции в литературе О.Фокина. Фольклорные традиции в творчестве поэтессы. Северные росписи. Экскурсия в г. Старый Сольвычегодск.
октябрь
А.Грин “Алые паруса” Литературная гостиная, посвящённая юбилею со дня рождения Грина.
Романтическое восприятие северной природы: задание к фото-конкурсу Посещение краеведческого музея г. Котлас.
ноябрь
Русская литература 19 века. К.Н.Батюшков на Вологодчине (доклады учащихся, анализ стихов). Серия заочных экскурсий по городам Русского Севера. Г.Вологда.
декабрь
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!

Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:

Ваш id: Пароль:

РЕГИСТРАЦИЯ НА САЙТЕ

Простая ссылка на эту страницу:
Ссылка для размещения на форуме:
HTML-гиперссылка:

Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2165

При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!

Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340