Главная / Методические материалы / Внеклассная работа
Программа литературно-краеведческого клуба Северное слово
Автор(ы): Дурапова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Пояснительная записка Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса является внеклассная работа. Литературное краеведение – одно из эффективных средств патриотического, нравственного, эстетического воспитания учащихся, укрепление связи литературы с жизнью. Литературно-краеведческие занятия, при условии их правильной организации, могут быть одним из звеньев воспитательной работы с классом. Литературное краеведение играет немаловажную роль в патриотическом воспитании подростков, как писал А.Твардовский, чувство Родины в широком смысле родной страны, Отчизны – связано в нашем сознании с чувством родины малой, “первоначальной” - отчего края, района, города и деревни. “Эта малая родина со всем своим особым обликом… предстает человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души”. Чувство малой родины с годами вырастает в любовь и преданность “той большой Родине, что обнимает все малые и – в великом целом своем – для всех одна”. Формирование в ребяческой душе этого “чувства малой родины”, которому способствует литературное краеведение, - одна из важных сторон воспитания патриота-гражданина. При этом важно, чтобы в основе литературно-краеведческих занятий была целевая установка не только на воспитание “местного патриотизма”, а на то, чтобы помочь учащимся ощутить “малую родину” как частицу большой нашей Родины, чтобы история культуры и литературы края рассматривалась в связи с развитием истории всей нашей страны. Чтение и изучение лучших произведений о родном крае, восприятие посвященных ему произведений изобразительного искусства, изучение его истории, культуры, экскурсии, походы по родному краю и последующие сочинения о родной земле, природе, земляках и другие формы литературно-краеведческих занятий активно участвуют в нравственно-эстетическом и патриотическом воспитании. Наиболее эффективной формой работы по литературному краеведению считаю организацию клуба, что позволяет сочетать разнообразные виды работы. Основой для разработки данной программы послужили идеи Л. С. Скепнер. В программе клуба три ступени, каждая из которых соответствует году обучения: I – 7 класс, II – 8 класс, III – 9 класс. Для каждого класса подобраны такие произведения северных писателей, которые соответствуют возрастным особенностям учащихся и перекликаются с программой по литературе (под редакцией А. Г. Кутузова), по которой занимаются учащиеся. Работа над произведениями на факультативе дополняется тематическими классными часами, на которых пополняются знания учащихся по истории и культуре родного края. Цель работы литературно-краеведческого клуба Воспитывать учащихся грамотными людьми, пламенными патриотами, любящими отчизну и родной край, его прошлое и сегодняшний день; умеющими видеть, ценить и беречь красоту окружающего мира, заботиться об ее приумножении; способными творчески и радостно трудиться; преданными родному дому, родителям, семьей. Задачи: - Вооружить учащихся знаниями об окружающем мире, познакомить с героическими делами современников, приобщить к культуре умственного труда, способствовать формированию характера и воспитанию гражданского чувства учащихся.
- Расширять литературный кругозор учащихся, развивать интерес к литературе прошлого и наших дней, формировать читательские потребности, навыки анализа и критической оценки литературных произведений.
- Воспитывать через поэтическое, художественное познание Родины патриотических чувств, эстетического идеала.
Структура клуба: Литературно-краеведческий клуб включает в себя следующие формы работы: - Уроки литературы;
- Факультатив по литературному краеведению;
- Тематические классные часы, посвященные краеведческому материалу;
- Различные внеклассные мероприятия (посещение краеведческого музея, экскурсии, поездки и т.д.)
Планирование на 2004 – 2005 учебный год Уроки литературы | Факультатив | Классные часы | Другое | Сентябрь | Былины. Причины их сохранения на русском Севере | Вводное занятие. – 1 ч.Северный фольклор. – 1 ч. Творчество Пэли Пунуха. Жизнь ненецкого народа в произведениях писателя. – 2 ч. | | | Октябрь | Духовная литература жития | Пэля Пунух. “Новоземельские будни”.Стихи ненецких поэтов В.Н.Ледков А.И.Пичков, П.Я.Явтысый. – 1ч. Жития северных святых. Житие Лонга Коряжемского. – 1ч. Протопоп Аввакум в северной ссылке “Житие протопопа Аввакума”. - 1 ч. | “Откуда есть пошло имя поморское…” Иконопись. Северная икона. 125 лет со дня рождения С.Писахова | Экскурсия в храм г.Коряжмы (100лет) | Ноябрь | Бестужев-Марлинский “Мореход Никитин” | Пустозерское сидение Протопопа Аввакума. – 1 ч.Д.А.Кокорина. “Легенда об Аввакуме” (гл. из кн. “Деревня моя, очень древняя – дальняя”) – 1 ч. Ф.Абрамов. “Из колена Аввакумова”. - 1 ч. | Путешествие на Острова Соловецкие (заочная экскурсия) История Северного костюма. | Экскурсия по Вилегодскому району | Декабрь | | Ф.Абрамов. “Собачья гордость” - 1 ч.Ф.Абрамов. “Потомок Джима” - 1 ч. Ф.Абрамов. “Жила – была сёмужка” - 2 ч. | Умельцы русского севера (народные промыслы) | Посещение краеведческого музея | Январь | | Ю.Казаков. “Тэдди” - 2 ч.Ю.Казаков. “Тихое утро” - 1 ч. | | | Февраль | Человек и природа в литературе | М.Пришвин. Путешествия по северу - 1 ч.М.Пришвин. “За волшебным колобком” - 2 ч. Литературная игра, посвященная 85-летию со дня рождения Ф.Абрамова | Наш край в годы Великой Отечественной войны | Посещение краеведческого музея | Март | | Образы животных в произведениях М.Пришвина, В.Белова, Ю.Казакова, Ф.Абрамова – 1 ч. Е.Ф.Богданов “Ожерелье Иомалы”. - 1 ч. Е.Ф.Богданов “Вьюга”. - 1 ч. Поморы о Петре Великом. – 1 ч | Эта далекая, таинственная древность (из истории культуры Архангельского севера) | | Апрель | | Ю.Герман “Россия молодая” Образы поморов. - 2 ч. Каверин. “Два капитана”. Север в романе. – 1 ч. Великая Отечественная война в романе. – 1ч. | | Подготовка и проведение праздника – отчета о работе литературно-краеведческого клуба “Северное слово” | Май | Лирика. Анализ лирического стихотворения | В.Плотников. “Сквозь упругое время”. Лирика. – 2 ч. Заключительный урок – отзыв о работе клуба. | | | Планирование на 2005 – 2006 учебный год Уроки литературы | Клуб “Северное слово” | Классные часы | Другое | сентябрь | Фольклорные традиции в литературе | О.Фокина. Фольклорные традиции в творчестве поэтессы. | Северные росписи. | Экскурсия в г. Старый Сольвычегодск. | октябрь | А.Грин “Алые паруса” | Литературная гостиная, посвящённая юбилею со дня рождения Грина. | Романтическое восприятие северной природы: задание к фото-конкурсу | Посещение краеведческого музея г. Котлас. | ноябрь | Русская литература 19 века. | К.Н.Батюшков на Вологодчине (доклады учащихся, анализ стихов). | Серия заочных экскурсий по городам Русского Севера. Г.Вологда. | | декабрь | |
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
Добавлено: 2010.09.29 | Просмотров: 2165
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|
Notice: Undefined variable: r_script in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 340
|