Главная / Методические материалы / Преподавание экологии
Урок по природоведению в 3-м классе Водоемы нашего края
Автор(ы): Шумакова Ирина Леонидовна, учитель начальных классов
Notice: Undefined variable: content in /home/area7ru/area7.ru/docs/metodic-material.php on line 278
Цели: 1. Продолжить знакомство с водоёмами края, составить устное описание одного из них. Раскрыть значение водоёмов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы охраны. 2. Повторить значение экологически чистой воды для жизни всего живого на земле. 3.Закрепить умения и навыки работы с физической картой. Развивать наблюдательность и любознательность, умение выделять главное , воспроизводить текст по опорным словам. 4. Формировать экологическое сознание и бережное отношение учащихся к окружающей природе. Воспитывать любовь к природе родного края. Оборудование: индивидуальные проверочные тетради; рабочие тетради учащихся; физическая карта России; физическая карта Красноярского края; карта “Речная сеть Красноярского края” (для каждого ученика); атласы, контурные карты. Тип урока: комбинированный. Ход урока: I: Организационный момент: Сообщение темы и целей уроков. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с водоёмами нашего края. Составим устное описание одного из них. Выясним значение водоёмов в природе и жизни человека. Покажем необходимость и способы охраны водоёмов. II: Проверка домашнего задания: а) письменные задания: – тестовые задания (индивидуальная работа для учащихся группы А). – составить 2-3 цепи питания, которые складываются на лугу (индивидуальная работа на листочках для учащихся группы Б). – работа в индивидуальных проверочных тетрадях стр. 16 з.22; стр.17 з.23 (для учащихся группы В). б) устные задания – индивидуальная проверка рабочих тетрадей с составленными памятками “Как вести себя на лугу”. – объяснить значение экознаков. (дополнительное задание) III. Систематизация знаний: Фронтальная работа. 1). Каким цветом на карте показаны горы? (Коричневым). Каким цветом на карте показаны равнины? (Зелёным). Каким цветом на карте показаны моря и океаны? (Голубым). 2). Что обозначают эти условные знаки на карте? (Условные обозначения прикрепляются к словам, записанным на доске). Реки Каналы Болота Населённые пункты Пресные озёра и водохранилища 3). Берега России омывают моря трёх океанов. Каких? Назовите. Покажите на карте. (Северного Ледовитого, Атлантического, Тихого). 4). В России множество больших и маленьких озёр. Какое озеро из–за огромных размеров называют озером - морем и даже просто морем? (Каспийское). Покажите его на карте. 5). Назовите самое глубокое озеро. (Байкал. Наибольшая глубина его составляет 1637 м). - Вода в одних озёрах пресная, в других солёная, например, в Байкале – пресная, а в Каспийском озере-море - солёная. Если бы случилось так, что все люди остались без питьевой воды., то в озере Байкал воды хватило бы для всего человечества на 7 тысяч лет. 6). Реки тоже являются богатством и украшением России. Назовите и покажите самые крупные реки нашей страны (Волга, Обь, Лена, Енисей). Не ошибитесь! Реки всегда показывают на карте от истока к устью. Помните, что исток реки на карте изображён тоненькой линией, а устье выделено жирной чертой. Все реки несут свои воды в океан. У нас много и маленьких рек, которые не нанесены на карту. Все реки, и большие, и маленькие имеют огромное значение. Их необходимо оберегать. Обобщение и закрепление знаний: Игра: “Что лишнее”. - Баренцево, Чукотское, Тихий, Чёрное.
- Восточно - Сибирское, Северный - Ледовитый, Атлантический.
- Лена, Байкал, Волга, Обь.
- Енисей, Норильская, Хатанга, Волга.
- Реки: Енисей, Ангара, Хатанга, Норильская и мн.др. протекают в Красноярском крае. Чем привлекателен для нас Красноярский край? Что знаете о Красноярском крае? - Мы живём в Красноярском крае.
- Главный город нашего края - Красноярск.
- Красноярский край богат полезными ископаемыми. Здесь добывают природный газ, каменный уголь, руду и др.
- В нашем крае удивительная природа и большое разнообразие растений и животных.
- Красноярский край богат природными ресурсами. Руда и уголь, графит и мрамор, лес и пушнина -по этим и другим видам край занимает заметное место не только в стране, но и в мире. К числу главных богатств относятся и водные ресурсы. Вода – особый природный ресурс. Она ничем не заменима! IV. Работа над новым материалом: 1. Работа в тетрадях. Запись темы урока: “Водоёмы нашего края” - Как вы думаете, ребята, что относится к водоёмам? (Реки, озёра, моря.) Водоёмы бывают естественными и искусственными. Сформулируйте, какие водоёмы называются естественными? (Те, что созданы природой.). Какие - искусственными? (Те, что созданы руками человека). Водоёмы естественные ручей река озеро море океан искусственные водохранилище пруд канал - Подумайте, для чего создают люди искусственные водоёмы. (Водохранилища для гидроэлектростанций, пруд- для разведения рыбы, каналы- для судоходства, а в сельском хозяйстве для орошения полей). Без воды невозможно развитие всех отраслей хозяйства, невозможна и сама жизнь. - Знаете ли вы, сколько в Красноярском крае рек? Около 3.164 рек и речек. Перед вами карта речной сети Красноярского края. Посмотрите внимательно, прочитайте и назовите эти реки. Работа с картой “Речная сеть Красноярского края”. - Да, богат Красноярский край могучими реками. Вода почти из всех потоков в конечном счёте попадает в моря и заливы Северного Ледовитого океана. Почти строго с юга на север несёт свои воды в Карское море главная река- Енисей. 2. Объяснение учителя с записью опорных слов учениками. Так как это главная река, я предлагаю вам прослушать полную характеристику Енисея. Вам задание: записать опорные слова, при помощи которых вы сможете самостоятельно составить рассказ. Енисей - одна из величайших рек мира. По площади Енисей занимает 7 место в мире и 2 место в стране. Его длина 4.092 км. Енисей в переводе с эвенкийского языка “Иоанеси” обозначает большая вода- “ось Сибири”, “брат океана”. В Енисее в 2,5 раза больше воды, чем в Волге, в 3 раза- чем в Дунае, в 6 раз- чем в Днепре Это самая многоводная река в России.. Начинается река с круч Тувинского нагорья двумя истоками: Большим и Малым Енисеем. У города Кызыла они соединяются. В верхнем течении Енисей – типично горная река со скалистыми берегами и бурным течением.. Далее Енисей течёт по Средне – Сибирскому плоскогорью, выходит на Северо – Сибирскую низменность. Течение становится равнинное. Впадает Енисей в Енисейский залив Карского моря. (Работа в контурных картах) Замерзает Енисей в низовьях - в конце октября, в верхнем течении- в середине ноября. В верховьях ледоход начинается в середине или конце апреля, а в тундровых низовьях с начала июня. Половодье длится 2-3 месяца. Крупные притоки реки - Ангара, Нижняя Тунгуска и Подкаменная Тунгуска, Туба, Курейка. Самая многоводная из них – могучая Ангара; при встрече с Енисеем она полноводнее его самого. Это хорошо видно по карте. Река богата рыбой. Встречаются осётр, хариус, елец, щука, налим, тугун, сорога, окунь, муксун, сиг, чир, ряпушка и огромное множество другой рыбы. Живописные берега Енисея- прекрасное место отдыха. Люди используют воды реки в хозяйственных целях: в рыбном хозяйстве, в промышленности, строят гидроэлектростанции… По реке идут суда, на которых переправляют стройматериалы, продукты питания, медицинские товары, и прочие необходимые для нашего существования в Норильске предметы. У нас на Таймыре морской порт находится в Дудинке. Сюда во время навигации и приходят суда с необходимым товаром. (Учащиеся записывают опорные слова по ходу рассказа под руководством учителя). ФИЗМИНУТКА. К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре… Вот так славно освежились, А теперь поплыли дружно: Делать так руками нужно: Вместе раз - это брасс, Одной, другой - это кроль. Три, два, один- Плывём как дельфин, Качаясь на волне, Плывём на спине. Вышли на берег крутой, Отряхнулись - и домой. 3. ...
ВНИМАНИЕ!
Текст просматриваемого вами методического материала урезан на треть (33%)!
Чтобы просматривать этот и другие тексты полностью, авторизуйтесь на сайте:
|
|
Добавлено: 2010.11.27 | Просмотров: 5264
При использовании материалов сайта, активная ссылка на AREA7.RU обязательна!
|